Коэффициент-дефлятор для ЕНВД-2012
Комментарий к приказу Минэкономразвития России от 01.11.11 N 612 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2012 год".
В соответствии с положениями главы 26.3 НК РФ одним из расчётных показателей, используемых для исчисления вменённого дохода, является коэффициент-дефлятор К1.
Объектом налогообложения при уплате ЕНВД, как известно, признаётся вменённый доход. Под ним понимается потенциальный доход, рассчитываемый с учётом условий, непосредственно влияющих на его получение, и используемый для расчёта величины ЕНВД по установленной ставке (п. 1 ст. 346.29, абз. 2 ст. 346.27 НК РФ).
Налоговой базой для исчисления ЕНВД признаётся величина вменённого дохода. Она рассчитывается как произведение базовой доходности по определённому виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
Под базовой доходностью понимается условный месячный доход, который установлен для каждого вида деятельности. Величина базовой доходности установлена статьёй 346.29 НК РФ. Она соответствует единице физического показателя и приведена в расчёте на месяц.
Базовая доходность корректируется (увеличивается или уменьшается) на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
С учётом этого налоговая база по ЕНВД рассчитывается по следующей формуле (п. 5.9 Порядка заполнения декларации по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности, утв. приказом Минфина России от 08.12.08 N 137н):
НБ = БД х К1 х К2 х ,
где НБ - налоговая база; БД - базовая доходность; К1 - коэффициент-дефлятор; К2 - корректирующий коэффициент; ,
,
- значения физического показателя в первом, втором и третьем месяцах квартала соответственно.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности, такие как:
- ассортимент товаров (работ, услуг);
- сезонность;
- режим работы;
- величина доходов;
- особенности места ведения предпринимательской деятельности;
- площадь информационного поля электронных табло;
- площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения;
- площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, -
а также количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы (абз. 6 ст. 346.27 НК РФ).
Данный коэффициент устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на календарный год в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Коэффициент-дефлятор устанавливается на календарный год. С его помощью учитывается изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующих периодах. Определять его значение законодатель поручил Правительству РФ (абз. 5 ст. 346.27 НК РФ). Кабинет министров в свою очередь определение значения этого коэффициента перепоручил Минэкономразвития России (по согласованию с Минфином России). При этом ведомству надлежит его публиковать ежегодно в "Российской газете" не позднее 20 ноября (распоряжение Правительства РФ от 25.12.02 N 1834-р). В полном соответствии с данным порядком каждый год названным министерством готовится и публикуется приказ, устанавливающий значение коэффициента-дефлятора для целей применения специального налогового режима в виде ЕНВД. Не отступили от этого чиновники и в прошлом году, установив комментируемым приказом значение коэффициента-дефлятора на 2012 год - 1,4942.
Экономическая подоплёка
Смысл введения в формулу расчёта налоговой базы по ЕНВД коэффициента К1 заключается в том, что вменённый (потенциально возможный) доход должен изменяться в зависимости от изменения уровня потребительских цен на товары, работы и услуги. То есть задача дефлятора - учитывать колебания (а в настоящее время - неуклонный рост) потребительских цен и приводить вменённый доход в соответствие с текущим уровнем инфляции. Поэтому логично бы из года в год определять К1 нарастающим итогом.
Однако в середине 2000-х годов такого не наблюдалось. Впервые с учётом такого роста на 2004 год был введён коэффициент 1,133 (утв. приказом Минэкономразвития России от 11.11.03 N 337). В 2005 году К1 был снижен до 1,104 (утв. приказом Минэкономразвития России от 03.11.04 N 298), но это было связано с 1,5-кратным увеличением базовой доходности. При установлении коэффициента-дефлятора на 2006 год его размер возрос до 1,132 (утв. приказом Минэкономразвития России от 27.10.05 N 277). На 2007 год коэффициент-дефлятор устанавливается 1,096 (приказ Минэкономразвития России от 03.11.06 N 359).
Как видим, для вменённой деятельности коэффициент устанавливался исходя из уровня инфляции только за прошлый год без учёта значений, сложившихся в предшествующих годах. Исходя из этого плательщикам ЕНВД было предложено при расчёте суммы единого налога на вменённый доход с 1 января 2007 года использовать значение коэффициента , определяемого как произведение коэффициентов К1, установленных на 2006 и 2007 годы (письмо Минфина России от 02.03.07 N 03-11-02/62):
.
Последовав этим разъяснениям, многие налогоплательщики в I квартале 2007 года при исчислении данного налога корректировали базовую доходность на расчётное значение коэффициента К1, равное 1,241.
Финансисты же по прошествии трёх месяцев вернулись к значению коэффициента К1, установленного приказом N 359 в размере 1,096 (письмо Минфина России от 25.06.07 N 03-11-05/141). Возможно, они поняли, что несколько превысили свои полномочия в части разъяснений применения законодательства РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2, п. 1 ст. 4 НК РФ). Плательщикам же ЕНВД предлагалось перерассчитать суммы, исчисленные за I квартал 2007 года, с применением коэффициента-дефлятора в размере 1,241, в установленном порядке.
На 2008 год коэффициент-дефлятор был установлен равным 1,081 (утв. приказом Минэкономразвития России от 19.11.07 N 401), то есть вновь исходя из уровня инфляции только за прошлый год без учёта значений, сложившихся в предшествующих годах.
Определение коэффициента-дефлятора для ЕНВД исходя из уровня инфляции только за прошлый год явно не устраивало Минфин России, с подачи которого были внесены изменения в упомянутый абзац 5 пункта 1 статьи 346.27 НК РФ.
С 2009 года коэффициент-дефлятор К1 рассчитывается как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году (подп. "а" п. 17 ст. 1 Федерального закона от 22.07.08 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
Таким образом, необходимость перемножать величины коэффициентов-дефляторов действительно появилась начиная с 2009 года, то есть с даты вступления в силу закона N 155-ФЗ. Причём перемножать их должны не плательщики ЕНВД, а Минэкономразвития России, так как в его обязанности входит принять и опубликовать коэффициент-дефлятор К1, а не некий коэффициент, учитывающий только инфляцию за прошлый год.
На 2009 год коэффициент-дефлятор К1 был установлен в размере 1,148. И он опять был определён исходя из уровня инфляции только за прошлый год, без учёта ранее действовавших значений коэффициента. Финансисты объяснили это тем, что размер данного коэффициента-дефлятора определялся в 2008 году, то есть до вступления в силу положений закона от 22.07.08 N 155-ФЗ. Поэтому при его расчёте коэффициент-дефлятор К1, установленный на 2008 год, не учитывался (письмо Минфина России от 19.11.08 N 03-11-03/25).
Подтвердив это, налоговое ведомство уточнило, что новый порядок расчёта коэффициента-дефлятора К1, учитывающий изменения, внесённые в главу 26.3 НК РФ законом N 155-ФЗ, будет применяться при определении размера коэффициента-дефлятора К1 на 2010 год (письмо ФНС России от 18.12.08 N ШС-6-3/943@).
На 2010 год коэффициент-дефлятор К1 был установлен в размере, равном 1,295 (приказ Минэкономразвития России от 13.11.09 N 465). Практически сразу финансисты пояснили, что размер коэффициента-дефлятора К1 на 2010 год рассчитан как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде (в 2009 году), и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году (то есть за 2009 год) (письмо Минфина России от 27.11.09 N 03-11-11/216). Поэтому налогоплательщикам при исчислении единого налога на вменённый доход за налоговые периоды 2010 года коэффициенты-дефляторы, установленные на 2009 и 2010 годы (1,148 и 1,295), перемножать не следовало.
Аналогичные разъяснения последовали из Минфина России в 2011 году. Финансисты пояснили, что размер коэффициента-дефлятора К1 на 2011 год был рассчитан как произведение размера коэффициента-дефлятора, применявшегося в 2010 году (1,295), и размера коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в 2010 году (1,0594).
Следовательно, и на этот раз налогоплательщикам при исчислении единого налога на вменённый доход за налоговые периоды 2011 года коэффициенты-дефляторы, установленные на 2010 и 2011 годы, перемножать не было необходимости.
Руководство же налогового ведомства данное письмо Минфина России направило нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе (письмо ФНС России от 21.02.11 N КЕ-4-3/2794).
В своё время Минэкономразвития России разъяснило, как была получена величина коэффициента-дефлятора на 2010 год. Данный коэффициент чиновники определили, используя следующую формулу:
,
где - предварительная оценка индекса потребительских цен (ИПЦ) на текущий год;
- поправочный коэффициент - отношение фактического ИПЦ к заложенному в предыдущем году;
- коэффициент-дефлятор, применяемый в предшествующем году.
Оценка среднегодового индекса потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации на 2009 год к предыдущему году, равная 112,4% (1,124), была взята из Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годы, одобренного Правительством РФ.
При установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год (1,148) был принят индекс потребительских цен на 2008 год, соответствующий 113,7%. Фактически же он составил в 2008 году 114,1% к предыдущему году. Следовательно, за 2009 год - 1,0035 (114,1% : 113,7%).
Подставив приведённые величины в указанную формулу, чиновники и получили размер коэффициента-дефлятора на 2010 год - 1,295 (1,124 х 1,0035 х 1,148) (письмо Минэкономразвития России от 22.01.10 N Д05-153).
На основе вышеизложенного Минэкономразвития России заключило, что коэффициент-дефлятор К1 на 2010 год был рассчитан исходя из порядка, установленного НК РФ.
Данную методику чиновники, по всей вероятности, использовали и при установлении размера коэффициента-дефлятора К1 на текущий год.
Сумма к уплате
Сумма исчисленного налога определяется перемножением величины налоговой базы на ставку налога, которая составляет 15% (ст. 346.31 НК РФ):
,
где НБ - налоговая база; С - ставка налога.
Рассчитанную сумму налога плательщики ЕНВД могут уменьшить на совокупность уплаченных страховых взносов (в пределах исчисленных их сумм с выплат работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ) на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом величина налога не может быть уменьшена более чем на 50% (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
Напомним, что плательщики ЕНВД в 2012 году при начислении страховых взносов с доходов физических лиц в ПФР, ФСС России и фонды ОМС используют общий тариф (п. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"): 22% - в Пенсионный фонд РФ, 2,9% - в ФСС России и 5,1% - в ФФОМС.
Исключение сделано для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.10 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (подп. 10 п. 1 ст. 58 закона N 212-ФЗ). Они в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением этих видов деятельности, исчисляют страховые взносы по пониженным тарифам: 20% - в Пенсионный фонд РФ, 0% - в ФСС России и ФФОМС (п. 3.4 ст. 58 закона N 212-ФЗ).
Пример
Организация осуществляет ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств. В выполнении ремонтных работ заняты 8 работников. В муниципальном районе, на территории которого действует организация, в отношении этой деятельности введён режим ЕНВД, корректирующий коэффициент К2 установлен в размере 0,9, коэффициент-дефлятор на 2012 год - 1,4942. Фонд оплаты труда работников в январе-марте составил 532 500 руб. Страховые взносы на обязательные виды государственного страхования за месяцы первого квартала были перечислены в фонды в этом квартале.
Базовая доходность для услуг по ремонту автомобилей - 12 000 руб./чел. в месяц. Размер налоговой базы за I квартал 2011 года составит 387 296,64 руб. (12 000 руб./чел. в месяц х 1,4942 х 0,9 х (8 чел. в месяц + 8 чел. в месяц + 8 чел. в месяц)). Исчисленная сумма единого налога - 58 094,50 руб. (387 296,64 руб. х 15%).
Страховых взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование работников за I квартал 2012 года начислены в сумме 159 750 руб. (532 500 руб. х (22% + 2,9% + 5,1%)). Они полностью перечислены в этом квартале в Федеральное казначейство на счета ПФР, ФСС России и ФФОМС. Страховые взносы на случай травматизма за I квартал в сумме 1065 руб. (532 500 руб. х 0,2%) были уплачены также до 31 марта.
Совокупность начисленных страховых взносов - 160 815 руб. (159 750 + 1065) - превосходит половину исчисленной суммы налога (160 815 > 29 047,25 (58 094,50 х 50%)). Поэтому организация может уменьшить единый налог на 50%. Следовательно, перечислению в бюджет подлежит 29 047 руб. (29 047,25 (58 094,50 - 29 047,25)).
Индивидуальные предприниматели вправе уменьшить исчисленную величину единого налога на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных ими за своё страхование. Они в текущем году уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. При определении стоимости страхового года ими используются вышеприведённые тарифы в ПФР и ФФОМС - 22,0% и 5,1% (п. 1 ст. 14, п. 2 ст. 13 закона N 212-ФЗ).
В. Малышко,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru