Комментарий к Федеральному закону от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
1 января 2012 года вступил в силу Закон N 379-ФЗ*(1), внесший изменения и дополнения в следующие законодательные акты:
- Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ);
- Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации";
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ);
- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ);
- Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Рассмотрим эти изменения.
Закон N 167-ФЗ
В статью 3 данного закона вводятся такие понятия, как:
- солидарная часть тарифа страховых взносов - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ;
- индивидуальная часть тарифа страховых взносов - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Застрахованные лица. Согласно изменениям в ст. 7 данного закона к застрахованным лицам кроме перечисленных в этой статье теперь также относятся:
- иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, заключившие договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев (до этого застрахованными лицами считались только те иностранные граждане или лица без гражданства, которые имели статус постоянно или временно проживающих на территории РФ). Исключением являются только высококвалифицированные специалисты, которые признаются такими в соответствии Законом N 115-ФЗ*(2);
- лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками имущества;
- лица, работающие по договору авторского заказа;
- авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Таким образом, работодатель обязан уплачивать страховые взносы за вышеперечисленных работников.
Тариф страхового взноса. Согласно изменениям п. 2.1 ст. 22 для страхователей, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 6 данного закона (в частности, организаций, производящих выплаты физическим лицам), применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено данным законом:
Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
26,0% | 26,0%, из них: - 10,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 20,0%, из них: - 10,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Обратите внимание! В пункте 2.1 ст. 22 сказано, что применять тарифы страховых взносов, указанные в этом пункте, надо только в случае, если иное не предусмотрено данным законом. Законом N 379-ФЗ в Закон N 167-ФЗ вводится новая ст. 33.1, которая устанавливает тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах.
Согласно ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ в 2012-2013 годах для страхователей, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 6 данного закона, за исключением страхователей, поименованных в п. 4 и 6 ст. 33, применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено этим документом:
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | |||
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22,0% | 22,0% из них: - 6,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16,0%, из них: - 6,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Свыше установ ленной предель- ной величины базы для начис- ления страховых взносов | 10,0% | 10,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 10,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0,0% |
Появилась новая ст. 22.1, которая устанавливает тариф страховых взносов в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства. Итак, если застрахованные лица из числа иностранных граждан или лиц без гражданства постоянно проживают на территории РФ, страхователи, указанные в ст. 6 Закона N 167-ФЗ, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному данным законом для граждан РФ на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц.
Если застрахованные лица из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих на территории РФ или временно пребывающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N 115-ФЗ, указанные в ст. 6 Закона N 167-ФЗ, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному данным законом для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.
Применение пониженных тарифов. В пункт 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ были добавлены категории страхователей, для которых должны применяться пониженные тарифы страховых взносов в течение переходного периода, а именно:
- организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне;
- организации и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер;
- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых, в частности, является розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями; производство гнутых стальных профилей; производство стальной проволоки;
- аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Законом N 61-ФЗ*(3) и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности;
- некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
- благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке и применяющие упрощенную систему налогообложения;
- организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности.
Также изменения внесены в ст. 33 Закона N 167-ФЗ - они коснулись установления самих тарифов страховых взносов.
Закон N 173-ФЗ
При определении права на трудовую пенсию необходимо учитывать страховой стаж, который состоит из суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Периоды работы, засчитываемые в страховой стаж, перечислены в ст. 10 и 11 Закона N 173-ФЗ. Статьей 12 этого закона установлен порядок исчисления страхового стажа. В этой статье сказано, что исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных ст. 10 и 11 данного закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии.
Статья 12 дополнена п. 3, которым определяются нюансы подсчета страхового стажа для следующих категорий:
- лиц, выполнявших в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа;
- авторов произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Итак, в случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в ПФР с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее стоимости страхового года, определяемой в соответствии с Законом N 212-ФЗ, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в ПФР с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее стоимости страхового года, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее календарного месяца (30 дней).
Обратите внимание! Постановлением N 974*(4) определено, что с 01.01.2012 для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512 000 руб. нарастающим итогом.
Закон N 255-ФЗ
В статье 2 данного закона перечислены лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Теперь к ним также относятся руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками имущества.
Закон N 212-ФЗ
В этот закон также были внесены изменения, касающиеся организаций, применяющих пониженные тарифы страховых взносов. Эти новшества полностью повторяют изменения, внесенные в Закон N 167-ФЗ, поэтому рассмотрим только те из них, которые наиболее интересны организациям - плательщикам страховых взносов.
Статья 7. Согласно п. 1 данной статьи теперь объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 этого закона).
Статья 19. Этой статьей предусмотрен порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Теперь решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней со дня его вынесения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов решения о взыскании в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (ч. 6).
Теперь согласно ч. 7 поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. При этом порядок направления в банк поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов денежных средств со счетов плательщиков страховых взносов в электронном виде устанавливается ЦБ РФ по согласованию с ПФР и ФСС.
Статья 37. Данной статьей предусмотрен порядок истребования документов при проведении проверки. Она полностью изложена в новой редакции. Теперь должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. До этого истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы было возможно только посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов.
Кроме этого, теперь сказано, что истребуемые документы могут быть представлены в орган контроля за уплатой страховых взносов лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. До этого документы представлялись только в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Что касается представления документов на бумажном носителе, оно тоже возможно в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае, если истребуемые у плательщика страховых взносов документы составлены в электронном виде по установленным форматам, он вправе направить их в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления требования о представлении документов, а также порядок и условия представления документов по требованию органа контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются ПФР и ФСС (ч. 2.1).
Статья 38. Данной статьей установлен порядок оформления результатов проверки. Теперь согласно изменениям, внесенным в абз. 4, акт проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Статья 39. Этой статьей установлен порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Теперь решение о привлечении к ответственности за совершение нарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого оно вынесено (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Статья 46. Данной статьей предусмотрена ответственность за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Непредставление в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, предусмотренного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. (п. 1).
Несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (п. 2).
Статья 46.1. Это новая статья, которой установлена ответственность за нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке. Теперь нарушение плательщиком страховых взносов установленного настоящим законом срока предоставления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
Статья 48. Согласно данной статье отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (до 01.01.2012 было 50 руб.).
В заключение отметим, что Закон N 212-ФЗ дополнен ст. 58.2, которой установлены тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах. Согласно п. 1 данной статьи в 2012-2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 закона (организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), за исключением плательщиков страховых взносов, поименованных в ст. 58 и 58.1 закона (организаций, применяющих пониженные тарифы страховых взносов), применяются следующие тарифы страховых взносов:
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | ||
ПФР | ФСС | ФФОМС | |
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22,0% | 2,9% | 5,1% |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10,0% | 0,0% | 0,0% |
Е.А. Соболева,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном)
учреждении: акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
*(2) Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
*(4) Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"