Комментарий к письму Минфина РФ от 2 ноября 2011 г. N 03-03-06/2/166
Налогоплательщик взимал комиссии за открытие и ведение ссудного счета и учитывал их в доходах для целей налогообложения. Решением суда это было признано нарушающим положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". В связи с этим банк вернул деньги клиентам. Налогоплательщик спрашивает, можно ли возвращенные комиссии за открытие и ведение ссудного счета учесть в расходах для целей налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 290 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) к доходам банков, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 НК РФ, относятся также доходы от банковской деятельности, предусмотренные статьей 290 НК РФ. Доходы, предусмотренные статьями 249 и 250 НК РФ, определяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 290 НК РФ.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 290 НК РФ определено, что к доходам банков в целях главы 25 НК РФ относятся доходы в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов (включая иностранные банки-корреспонденты), и осуществления расчетов по их поручению, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и обслуживание платежных карт и иных специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций, за предоставление выписок и иных документов по счетам и за розыск сумм.
Таким образом, комиссии за открытие и ведение ссудного счета, которые раньше банк взимал со своих клиентов, должны были учитываться в доходах банка.
Точку в споре о том, является ли правомерным взимание комиссии за открытие и ведение ссудного счета с клиентов кредитной организацией, поставил Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.11.2009 N 8274/09. Суд сделал вывод, что действия банка по открытию и ведению ссудного счета нельзя квалифицировать как самостоятельную банковскую услугу. Комиссия за открытие и ведение ссудного счета нормами Гражданского кодекса РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена.
Следовательно, действия банка по взиманию платы за открытие и ведение ссудного счета применительно к пункту 1 статьи 16 вышеназванного Закона РФ ущемляют установленные права потребителей и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Вердикт суда: условие договора о том, что кредитор за открытие ссудного счета взимает единовременный платеж, не основано на законе и является нарушением прав потребителя.
Учитывая, что взимание комиссии за открытие и ведение ссудного счета является нарушением прав потребителя, а также то, что ранее банк включал такие комиссии в состав доходов, учитываемых для целей налогообложения, целесообразно предположить, что в случае их возврата своим клиентам банк сможет учесть данные комиссии в расходах для целей налогообложения.
Аналогичный вывод можно сделать и из писем Минфина России от 26.09.2011 N 03-03-06/2/148, от 02.11.2011 N 03-03-06/2/165 и от 02.11.2011 N 03-03-06/2/166.
Хотелось бы также обратить внимание, что существует два варианта возврата кредитной организацией своим клиентам комиссии за открытие и ведение ссудного счета. Так, банк может вернуть комиссию в добровольном порядке, а может и по решению суда, если судебное разбирательство по данному вопросу клиент выиграет у банка. Следует отметить, что в том и другом случае комиссия за открытие и ведение ссудного счета может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли организаций. Такой вывод также нашел свое отражение в вышеуказанных письмах Минфина России, в одном из которых рассматривалась ситуация, при которой банк добровольно вернул комиссии, а в другом - по решению суда.
Д.В. Осипов,
главный специалист
"Нормативные акты для бухгалтера", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.