Изменения в трудовом законодательстве: что нового?
Под конец 2011 года законодатели потрудились на славу и приняли пару законов, вносящих значимые изменения в Трудовой кодекс. Федеральным законом от 22.11.2011 N 334-ФЗ*(1) (далее - Закон N 334-ФЗ) были изменены правила гл. 61 ТК РФ, регламентирующей разрешение коллективных трудовых споров, а Федеральным законом от 30.11.2011 N 353-ФЗ*(2) в Трудовой кодекс введена новая глава, регламентирующая деятельность лиц, занятых на подземных работах. Прочитав статью, вы узнаете об этих изменениях подробнее.
Коллективные трудовые споры
На основании ст. 398 ТК РФ под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Самое первое новшество коснулось порядка выдвижения требований работников. Так, в силу ст. 399 ТК РФ требования, выдвинутые работниками или представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Теперь такие требования может изложить и направить работодателю только представительный орган работников, уполномоченный ими на разрешение коллективного трудового спора.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее 2/3 от числа избранных делегатов. В эту часть ст. 399 ТК РФ Закон N З34-ФЗ добавил правила принятия решения работниками: решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.
К сведению. Представители работников для выдвижения требований работодателю определяются по правилам ст. 29-31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ.
Требования от имени профсоюзов или их объединений выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профсоюзов и их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.
Остальные изменения в основном связаны со сроками и уровнем социального партнерства. Напомним, что в силу ст. 26 ТК РФ такое партнерство может осуществляться на различных уровнях:
- федеральном (регулируются отношения в сфере труда в Российской Федерации);
- межрегиональном (в сфере труда в двух и более субъектах РФ);
- региональном (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ);
- отраслевом (регулируются отношения в сфере труда в отрасли (отраслях));
- территориальном (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании);
- локальном (устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда).
На основании Закона N 334-ФЗ сократились сроки рассмотрения требований работников: о принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации, индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения указанных требований (ранее на это давалось три дня), а объединения работодателей и иные их представители - в течение трех недель.
Примирительные процедуры: как изменились сроки?
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
1. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
Законом N 334-ФЗ сокращены сроки создания такой комиссии в зависимости от уровня социального партнерства, на котором возник коллективный трудовой спор. Также изменены сроки рассмотрения коллективного трудового спора на данном этапе его разрешения. Для наглядности представим изменившиеся сроки в таблице.
Задача | Сроки осуществления | |
Локальный уровень социального партнерства | Иные уровни социального партнерства | |
Создание примирительной комиссии (ст. 402 ТК РФ) | До двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора | До трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора |
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией | До трех рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании* | До пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании* |
* Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Если примирительная комиссия создается на иных уровнях партнерства, должен быть издан приказ, распоряжение или постановление представителей работодателей и представителей работников. |
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении данного спора с участием посредника или в трудовом арбитраже.
2. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.
В соответствии с новой редакцией ст. 403 ТК РФ не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника. При недостижении согласия в данном вопросе оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от этой примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Примечание. Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Если переговоры о приглашении посредника прошли успешно, заключается соответствующее соглашение, после чего стороны трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней (в прежней редакции ст. 403 ТК РФ на это давалось три рабочих дня) согласовать кандидатуру посредника. Если в течение указанного срока стороны не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
3. Рассмотрение спора в трудовом арбитраже.
Закон N 334-ФЗ привнес некоторые существенные изменения в эту процедуру. Теперь трудовой арбитраж может быть временным (создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения такого спора) и постоянным (создается решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ей для рассмотрения по соглашению сторон).
После переговоров об использовании данного инструмента для разрешения коллективного трудового спора стороны заключают соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении ими решений трудового арбитража. Законом N 334-ФЗ также скорректированы сроки создания трудового арбитража. Он должен быть создан в течение:
- двух рабочих дней с даты заключения соглашения о рассмотрении спора в трудовом арбитраже, когда коллективный трудовой спор решается внутри компании;
- четырех, когда трудовой спор решается на иных уровнях социального партнерства.
Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования его состава для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением или уставом, утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Обратите внимание! Сроки рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже сокращены и составляют на локальном уровне социального партнерства не более трех рабочих дней, а на иных уровнях - не более пяти рабочих дней. Данные сроки отсчитываются со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж (ст. 404 ТК РФ).
При уклонении одной стороны от участия в какой-либо из примирительных процедур другая сторона имеет право потребовать проведения переговоров о применении следующего вида примирительных процедур не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования (ст. 406 ТК РФ).
При уклонении работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению спора.
Забастовка: новые правила организации и проведения
Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ).
Ранее работники могли приступить к организации забастовки, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представитель) уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения спора, или не исполняют решение трудового арбитража.
Примечание. Новая редакция ст. 410 ТК РФ устанавливает, что о начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять (ранее десять календарных) рабочих дней. Если забастовка инициирована профсоюзом, то объединение работодателей и иные представители работодателей, определенные в соответствии со ст. 34 ТК РФ, должны быть предупреждены не позднее чем за семь рабочих дней.
В новой редакции ст. 409 ТК РФ исключено уклонение от участия в примирительных процедурах как основание для организации забастовки.
Решение об участии работников в забастовке, объявленной профсоюзом (объединением профсоюзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур. Однако ранее такое собрание работников считалось правомочным, если на нем присутствовало не менее половины от общего числа работников, а теперь необходимо, чтобы собралось более половины.
Возможность проведения однократной предупредительной забастовки Законом N 334-ФЗ не исключена, но изменены сроки уведомления о ней работодателя:
- на локальном уровне социального партнерства - после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня;
- на ином уровне - после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Забастовку возглавляет представительный орган работников, который может ее приостановить. Для возобновления забастовки, как и прежде, не требуется повторного рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже, но изменились сроки уведомления представительным органом работников об этом. Теперь работодатель и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за два рабочих дня, а если приостановлена забастовка, организованная профсоюзом, объединения работодателей должны быть уведомлены не позднее чем за три рабочих дня (ст. 411 ТК РФ).
Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период забастовки работниками, определяется соглашением работодателя (представителя работодателя) и представительного органа работников совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. При необеспечении согласованного минимума ранее забастовка могла быть признана незаконной. Теперь в силу Закона N 334-ФЗ в этом случае забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований (ст. 412 ТК РФ).
Обратите внимание! В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе не начавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок (ст. 413 ТК РФ). Ранее этот срок составлял 30 дней.
Особенности регулирования труда лиц, занятых на подземных работах
В связи с неблагоприятными производственными факторами труд шахтеров, осуществляющих добычу каменного угля подземным способом, а также труд других категорий работников, занятых на тяжелых подземных работах и подвергающих свою жизнь и здоровье опасности, отличается особыми напряженными психофизиологическими характеристиками. Поэтому в действующей редакции Трудового кодекса в нескольких статьях упоминается подземный труд и запрещается применение труда женщин и несовершеннолетних в данной области.
Обратите внимание! Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.11.2011 N З53-ФЗ, вступают в силу по истечении 120 дней после дня официального опубликования. Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Работа глубоко под землей связана с повышенными напряженными характеристиками: неустойчивым и неудобным положением во время проведения работ, наклонной поверхностью штреков, нехваткой кислорода, выделениями вредных азотных соединений, наличием технической воды на рабочих участках, пыли и пр. Все это приводит к большому количеству несчастных случаев и высокому уровню профессиональных заболеваний.
В целях минимизации (как максимум - исключения) нарушений норм к работникам, труд которых непосредственно ведется под землей, должны предъявляться особые требования. Соответственно, прием таких работников на работу, их медицинское обследование, их обучение профессиональным навыкам, применение к ним дисциплинарных взысканий, поощрений и т.д. имеют определенные нюансы. Новая гл. 51.1 ТК РФ как раз и устанавливает особенности регулирования трудовых отношений с занятыми на подземных работах лицами, под которыми понимаются работники:
- непосредственно осуществляющие добычу полезных ископаемых подземным способом;
- занятые на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений;
- осуществляющие аварийно-спасательные работы в указанных сооружениях (кроме подземных сооружений, строительство которых осуществляется открытым способом).
Особенности приема на подземные работы
Лица, принимаемые на подземные работы, не должны иметь медицинские противопоказания по указанным работам и должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках. В настоящее время действуют:
- общеотраслевой Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) (общие положения и первый раздел данного справочника утверждены Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30).
Что касается конкретно подземных работ, можно использовать следующие разделы ЕТКС, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 12.08.2003 N 61:
- общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию;
- добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов;
- добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых;
- добыча и обогащение горнохимического сырья; и пр.
Примечание. Работы по эксплуатации метрополитена не относятся к подземным (ст. 330.1 ТК РФ).
Проверка соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, квалификационным требованиям осуществляется работодателем в порядке, устанавливаемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Медицинские осмотры (обследования) лиц, занятых на подземных работах
В силу вновь введенной в Трудовой кодекс ст. 330.3 прием на подземные работы производится после обязательного медицинского осмотра (обследования). Кроме этого, работники, занятые на таких работах, обязаны проходить медицинские осмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).
Напомним, что порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
Проведение медосмотров (обследований) в начале рабочего дня (смены) работодатель обязан организовывать каждый рабочий день (каждую смену) для всех занятых на подземных работах. Проведение медосмотров (обследований) в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) работодатель организует при необходимости в целях:
- диагностики и предупреждения профессиональных заболеваний;
- выявления возможного состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения у работников, занятых на подземных работах, проводимых на объектах, отнесенных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ к взрывопожароопасным производственным объектам.
К сведению. Порядок проведения медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на подземных работах, в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Отстранение от работы "подземных" работников
Статьей 76 ТК РФ установлены причины, по которым работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) сотрудника, в том числе:
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- непрохождение обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда;
- непрохождение в установленном порядке обязательного медицинского осмотра (обследования), обязательного психиатрического освидетельствования в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- выявление в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.
Статьей 330.4 ТК РФ теперь предусмотрено, что наряду со случаями, указанными в ст. 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от подземных работ (не допускать к подземным работам) работника в случаях:
- несоблюдения работником установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ требований безопасности при проведении подземных работ, в том числе в случае совершения работником действий, создающих угрозу жизни и здоровью людей;
- неприменения работником выданных ему в установленном порядке средств индивидуальной защиты;
- наличия у работника при нахождении его на подземных участках, расположенных на объектах, отнесенных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ к взрывопожароопасным производственным объектам (включая подземные горные выработки, расположенные на участках горных работ), курительных принадлежностей, источников огня (спичек, зажигалок и др.), алкогольных напитков, наркотических и иных токсических веществ, а также запрещенного правилами внутреннего трудового распорядка для использования на указанных подземных участках личного имущества (в том числе электронных устройств, применение которых может привести к аварийной ситуации).
Примечание. Нахождение на подземных участках лица, отстраненного от подземных работ (не допущенного к подземным работам), запрещено.
При отстранении или недопущении к подземным работам за неприменение средств защиты или несоблюдение требований безопасности работник допускается к работам после прохождения внеочередной проверки знания требований безопасности при проведении подземных работ либо правил применения средств индивидуальной защиты. Отметим, что на работодателя возложена обязанность по организации такой проверки в течение трех рабочих дней после дня отстранения работника от подземных работ (недопущения к этим работам).
При отстранении работника от подземных работ из-за наличия у него возможных источников огня на взрывопожароопасных объектах допущение к таким работам возможно только после сдачи на хранение работодателю (его представителю):
- курительных принадлежностей;
- источников огня (спичек, зажигалок и др.);
- алкогольных напитков;
- запрещенного правилами внутреннего трудового распорядка для использования на подземных участках, расположенных на взрывопожароопасных производственных объектах (включая подземные горные выработки на участках горных работ), личного имущества (в том числе электронных устройств, применение которых может привести к аварийной ситуации) в месте, расположенном за пределами указанных подземных участков.
В период отстранения от подземных работ зарплата работнику не начисляется, за исключением случаев, когда он не прошел в установленном порядке внеочередную проверку знания требований безопасности при проведении подземных работ либо правил применения средств индивидуальной защиты не по своей вине. В этом случае работнику производится оплата соответствующего периода, как простоя.
Дополнительные обязанности работодателя при организации и проведении подземных работ
Законодатель в ст. 330.5 ТК РФ установил, что при организации и проведении подземных работ работодатель обязан:
- не допускать к подземным работам лиц, имеющих медицинские противопоказания по указанным работам и (или) не удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;
- не допускать работников к исполнению трудовых обязанностей в случае необеспечения их по установленным нормам специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия;
- обеспечивать организацию и проведение подземных работ согласно утвержденной технической документации, технологическим нормам и установленным требованиям к оборудованию, технологическим процессам, применяемым в производстве инструментам, сырью и материалам.
Т.В. Шадрина,
редактор журнала "Отдел кадров коммерческой организации"
"Отдел кадров коммерческой организации", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(2) "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)