Порядок проведения медицинских осмотров работников общепита
Как известно, сотрудники предприятий общественного питания в обязательном порядке должны проходить медицинский осмотр не только при приеме на работу, но и в последующем в течение трудовой деятельности. Кстати, кто именно должен проходить медосмотр, мы уже писали в N 8, 2011. Сегодня речь пойдет об особенностях проведения медицинских обследований, предусмотренных Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок).
Порядок вводится в действие с 01.01.2012. В связи с его появлением утратят силу:
- Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии";
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)". Порядком, утвержденным этим приказом (далее - Порядок N 83), предприятия общепита и руководствовались при организации проведения медицинских обследований своих работников.
Прежде чем переходить к особенностям проведения осмотров, отметим следующий момент. Приказом Минздравсоцразвития РФ N 302н утвержден не только Порядок, но и перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (приложение 1), а также перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение 2). В этих перечнях указаны не только наименования вредных и опасных производственных факторов (работ и профессий), но и периодичность осмотров, перечислены врачи-специалисты, которые должны их проводить, лабораторные и функциональные исследования, а также медицинские противопоказания, являющиеся дополнением к общим медицинским противопоказаниям.
Как и прежде, в перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (МО), включены работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте (под N 15). Осмотры работников, занятых на этих работах, по новым правилам должны проводиться с периодичностью один раз в год. В соответствии с п. 3.3 Порядка N 83 такие обследования должны были проводиться не реже одного раза в два года (единое для всех правило). Естественно, это не распространялось на лиц, не достигших 21-летного возраста, которые должны были проходить периодические медицинские осмотры (МО) ежегодно в силу требований ст. 213 ТК РФ.
Составляем список контингента
Первое, что должна сделать организация общепита в соответствии с Порядком, это составить список контингента. Кстати, раньше такой список тоже составлялся, но только для того, чтобы составить поименный список лиц, подлежащих периодическим МО. Теперь он нужен еще и для оформления направления на предварительный осмотр.
В соответствии с п. 20 Порядка в списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается:
- наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
- наименование вредного производственного фактора согласно перечню из приложения 1;
- наименования вредных производственных факторов, установленных при аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также с использованием эксплуатационной, технологической и иной документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Список контингента утверждается работодателем и в течение 10 дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя.
Разрабатываем поименные списки
Одного только списка контингента недостаточно. Предприятие общепита на его основании обязано составить поименные списки, по которым проводятся периодические МО. В поименных списках в соответствии с п. 22 Порядка указываются:
- Ф.И.О., профессия (должность) работника, подлежащего периодическому МО;
- наименование вредного производственного фактора или вида работы;
- наименование структурного подразделения работодателя (при наличии).
Для справки. Предварительные и периодические МО проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на их проведение, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. 4 Порядка).
Поименные списки также утверждаются работодателем (либо его уполномоченным представителем) и направляются в медицинскую организацию, которая будет проводить МО. Срок передачи списков - не позднее чем за 2 месяца до начала проведения периодического МО (ранее действовало такое же требование).
Осталось без изменения и требование о составлении медицинской организацией на основе поименного списка календарного плана проведения периодического осмотра, который согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации. Единственное, теперь установлены сроки, когда такой план должен быть составлен, - в течение 10 дней с момента получения от работодателя поименного списка, но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического МО (п. 25 Порядка).
Совсем новое требование: не позднее чем за 10 дней до даты начала проведения осмотра работодатель обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому МО, с календарным планом.
Направляем на медосмотр
Вне зависимости от того, какой медосмотр должен быть пройден (предварительный или периодический), работодатель выдает лицу, поступающему на работу (своему сотруднику), направление на него, которое заполняется на основании списка контингента. В направлении указываются:
- наименование работодателя;
- форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
- наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
- вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);
- Ф.И.О. лица, поступающего на работу (работника);
- дата рождения этого лица (работника);
- наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);
- наименование должности (профессии) или вида работы;
- вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.
Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя с указанием его должности, фамилии, инициалов и выдается лицу, поступающему на работу (работнику), под подпись. В соответствии с п. 8 Порядка на работодателя (его представителя) возложена обязанность по организации учета выданных направлений.
Примечание. Ответственность за качество проведения предварительных и периодических осмотров возлагается на медицинскую организацию (п. 6 Порядка).
Помимо направления, лицо, поступающее на работу (сотрудник), для прохождения МО представляет в медицинскую организацию:
- паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий его личность);
- паспорт здоровья работника*(1) (при наличии). Если паспорт здоровья ранее не оформлялся, его оформляет медицинская организация. В период проведения осмотра он хранится в медицинской организации, по окончании осмотра выдается работнику на руки. В случае утери работником паспорта здоровья медицинская организация по заявлению работника выдает ему дубликат паспорта;
- решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством РФ).
Результат МО
По окончании прохождения МО на лицо, поступающее на работу (сотрудника), оформляется заключение, в котором указываются:
- дата выдачи заключения;
- Ф.И.О., дата рождения, пол лица, поступающего на работу (работника);
- наименование работодателя;
- наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы;
- наименование вредного производственного фактора(ов) и (или) вида работы;
- результат медицинского осмотра (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).
Заключение подписывается председателем медицинской комиссии с указанием фамилии и инициалов и заверяется печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр.
На основании п. 14 Порядка заключение составляется в двух экземплярах, один из которых незамедлительно после завершения осмотра выдается на руки лицу, поступающему на работу (сотруднику), а второй - приобщается к медицинской карте амбулаторного больного*(2). Данные о прохождении МО заносятся в личные медицинские книжки физических лиц. Кроме того, эти данные подлежат учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
К сведению. Медицинская карта амбулаторного больного хранится в установленном порядке в медицинской организации. При этом медицинская организация, с которой работодатель не пролонгировал договор на проведение МО, по письменному запросу работодателя должна передать по описи медицинские карты работников в медицинскую организацию, с которой работодатель в настоящий момент заключил соответствующий договор (п. 36 Порядка). В противном случае, а также в случае ликвидации медицинской организации, проводящей МО, медицинская карта передается в центр профпатологии субъекта РФ, на территории которого она расположена, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в центры профпатологии ФМБА, где хранится в течение 50 лет. В свою очередь, центр профпатологии на основании письменного запроса медицинской организации, с которой работодатель заключил договор на МО, передает в 10-дневный срок со дня поступления запроса медицинские карты работников. К запросу в обязательном порядке прилагается копия договора на проведение предварительных и (или) периодических осмотров.
Общий итог прохождения периодического МО - это заключительный акт, составляемый медицинской организацией совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и представителями работодателя. В данном акте согласно п. 43 Порядка фиксируются:
- наименование медицинской организации, проводившей МО, адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
- дата составления акта;
- наименование работодателя;
- общая численность работников, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
- численность работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- численность работников, занятых на работах, при выполнении которых обязательно проведение периодических МО, в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
- численность работников, подлежащих периодическому МО;
- численность работников, прошедших периодический МО;
- процент охвата работников периодическим МО;
- список лиц, прошедших периодический МО, с указанием пола, даты рождения, структурного подразделения (при наличии), заключения медицинской комиссии;
- численность и список работников, не завершивших периодический МО;
- численность и список работников, не прошедших периодический МО;
- численность работников, не имеющих медицинские противопоказания к работе;
- численность работников, имеющих временные медицинские противопоказания к работе;
- численность работников, имеющих постоянные медицинские противопоказания к работе;
- численность работников, нуждающихся в проведении дополнительного обследования (заключение не дано);
- численность работников, нуждающихся в обследовании в центре профпатологии;
- численность работников, нуждающихся в амбулаторном обследовании и лечении;
- численность работников, нуждающихся в стационарном обследовании и лечении;
- численность работников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;
- численность работников, нуждающихся в диспансерном наблюдении;
- список лиц с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания с указанием пола, даты рождения, структурного подразделения (при наличии), профессии (должности), вредных и (или) опасных производственных факторов и работ;
- перечень впервые установленных хронических соматических и профессиональных заболеваний с указанием класса заболеваний по Международной классификации болезней - 10;
- результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта;
- рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и др.
Заключительный акт, составленный в четырех экземплярах, утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медицинской организации. В течение 5 рабочих дней он должен быть направлен работодателю, в центр профпатологии субъекта РФ, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 45 Порядка). Кстати, ранее на это отводилось 30 дней. Один экземпляр заключительного акта остается у медицинской организации, которая хранит его в течение 50 лет.
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Учетная форма 025/у-ПЗ, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.02.2009 N 67н.
*(2) Учетная форма 025/у-04, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 255.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"