В соответствии с ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", утвержденным Приказом Минфина N 167н от 13.12.2010, ОАО "ХХ" формирует резерв по сомнительным долгам. Просим пояснить, необходимо ли в Учетной политике Общества для целей бухгалтерского учета описывать порядок формирования, размер резерва по сомнительным долгам или достаточно фразы, что резерв формируется в соответствии с действующим законодательством?
На основании п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)*(1) под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Основная задача учетной политики Общества состоит в раскрытии всех применяемых способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. На это указывает п. 17 ПБУ 1/2008.
При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов (п. 7 ПБУ 1/2008).
В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ*(2), величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
То есть, исходя из буквального прочтения данной нормы, определяющими критериями включения задолженности в состав резервируемой являются:
1. Финансовое состояние (платежеспособность) должника;
2. Оценка вероятности погашения долга полностью или частично.
Таким образом, Обществу необходимо сформировать подход к определению финансового состояния (платежеспособности) должника и оценке погашения им долга самостоятельно, руководствуясь при этом практикой ведения своей финансово-хозяйственной деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету предусмотрено описание определенного способа формирования резерва по сомнительным долгам в своей учетной политике. Наличие в учетной политике Общества отсылочной фразы "резерв формируется в соответствии с действующим законодательством" вместо отражения конкретного порядка формирования резерва по сомнительным долгам не может быть признано корректным. Такая ситуация может повлечь за собой риск признания бухгалтерской отчетности Общества недостоверной. Сформированный резерв по сомнительным долгам оказывает непосредственное влияние на величину финансового результата хозяйственной деятельности Общества. А у заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности Общества должна быть возможность достоверно оценить финансовое положение Общества и его финансовых результатов на основании раскрываемых учетной политикой способов ведения бухгалтерского учета.
Вывод:
По нашему мнению, наличие в учетной политике Общества фразы о том, что "резерв по сомнительным долгам формируется в соответствии с действующим законодательством", не может быть признано корректным. Учетная политика Общества должна раскрывать все способы бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, в т.ч. и конкретный порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
15 октября 2011 г.
ООО "Аудит-новые технологии", октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н.
*(2) Утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.