"Отпускной" резерв
Главой 25 НК РФ предусмотрено создание целого ряда резервов. Для чего они нужны? Прежде всего - для более равномерного распределения расходов в течение налогового периода (года). Особенно это актуально для таких расходов, как отпускные, вознаграждение по итогам работы за год, ежегодное вознаграждение за выслугу лет, - то есть по тем статьям расходов, где выплаты приходится осуществлять "скопом", из-за чего существенно колеблется размер облагаемой налогом базы. В частности, это особенно ощутимо, когда большая часть работников компании уходят в отпуск летом (если речь идет о предприятиях с сезонным циклом работ - то после окончания этого цикла).
Обо всех особенностях создания и использования резерва на оплату отпусков и пойдет сегодня речь.
Рассчитаем процент
Порядок учета затрат на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков отражен в ст. 324.1 НК РФ. Налогоплательщик, принявший решение о создании такого резерва, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения:
- способ резервирования;
- предельную сумму отчислений в резерв;
- ежемесячный процент отчислений в резерв.
Для этого налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету) размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков (), включая сумму страховых взносов*(1) с этих расходов (СВ). При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда ().
Напомним, что с 2012 года тарифы страховых взносов с фонда оплаты труда составляют (ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ*(2)): в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1%.
Расчет ежемесячного процента можно выразить формулой:
Какие факторы могут повлиять на расчет процента отчислений в резерв?
Во-первых, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 120 ТК РФ при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском. В связи с этим процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков, включая расходы на оплату суммированных дней основных и дополнительных отпусков, к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда (Письмо УМНС по г. Москве от 17.06.2003 N 26-12/32465).
Напоминаем, что в соответствии с ТК РФ отдельным категориям работников может предоставляться ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней. Например, работники в возрасте до 18 лет должны находиться в отпуске 31 календарный день (ст. 267 ТК РФ), а инвалиды - не менее 30 дней (ст. 23 Федерального закона N 181-ФЗ*(3)). Кроме того, определенные категории работников, поименованные в трудовом законодательстве и соответствующих постановлениях Правительства РФ, имеют право на дополнительный отпуск (ст. 116 ТК РФ).
Во-вторых, ТК РФ не ограничивает максимальную продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников. Значит, по мнению Минфина, на основании положений ст. 324.1 ТК РФ предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда может быть рассчитана исходя из всего количества неиспользованных дней отпуска независимо от того, создается данный резерв впервые или рассчитывается на очередной год (письма от 24.09.2010 N 03-03-06/1/617, от 13.07.2010 N 03-03-06/2/125).
В-третьих, в расчете участвуют суммы страховых взносов. В соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ база для их начисления в отношении каждого физического лица устанавливается с 01.01.2012 в размере, не превышающем 512 000 руб.*(4) нарастающим итогом с начала расчетного периода (ч. 4 ст. 8); с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взимаются в ПФР в размере 10% (ч. 2 ст. 58.2).
И последнее: по мнению Минфина, изложенному в Письме от 08.09.2008 N 03-03-06/1/511, общая величина расходов на оплату труда () должна включать предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков. Автор придерживается иного мнения - показатель должен быть "очищен" от суммы предполагаемых отпускных. Ведь в дальнейшем при определении размера ежемесячных отчислений в резерв умножаться на процент будет сумма расходов на оплату труда без учета отпускных.
Пример 1
ООО "Синяя птица" в учетной политике на 2012 г. закрепило положение о создании резерва на предстоящую оплату отпусков, предположив, что за год его расходы составят:
- на оплату труда (без учета отпускных) - 2 500 000 руб.;
- на отпускные - 200 000 руб.
Общая ставка страховых взносов на 2012 г. - 30%, ставка по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для предприятий данной отрасли - 5%. Итого - 35%.
Рассчитаем ежемесячный процент отчислений в резерв.
Предполагаемая годовая сумма на оплату отпусков с учетом страховых взносов составит 270 000 руб. (200 000 руб. + 200 000 руб. х 35%). В учетной политике на 2012 год будет отражено, что предельная сумма отчислений в резерв на отплату отпусков равна предполагаемой годовой сумме на оплату отпусков и составляет 270 000 руб.
Предполагаемый годовой фонд оплаты труда с учетом страховых взносов - 3 375 000 руб. (2 500 000 руб. + 2 500 000 руб. х 35%).
Ежемесячный процент отчислений на 2012 год равен 8% (270 000 руб. / 3 375 000 руб. x 100%).
На основании этих расчетов необходимо составить смету (в произвольной форме):
Расчет (смета) резерва на оплату отпусков на 2012 г.
N стр. | Показатель | Значение |
1 | Предполагаемая сумма отпускных за год | 200 000 руб. |
2 | Сумма страховых взносов с предполагаемой суммы отпускных за год (стр. 1 x 35%) | 70 000 руб. |
3 | 270 000 руб. | |
4 | Предполагаемая сумма расходов на оплату труда за год | 2 500 000 руб. |
5 | Сумма страховых взносов с предполагаемой суммы расходов на оплату труда за год (стр. 4 x 35%) | 875 000 руб. |
6 | Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда с учетом страховых взносов (стр. 4 + стр. 5) | 3 375 000 руб. |
7 | Процент ежемесячных отчислений в резерв ((стр. 3 / стр. 6) x 100%) | 8% |
Сформируем резерв
Итак, процент отчислений в резерв определен. Теперь необходимо ежемесячно умножать этот процент на сумму фактических расходов на оплату труда за месяц (с учетом страховых взносов). Полученный результат будет учитываться для целей налогообложения согласно п. 24 ст. 255 НК РФ.
При этом нужно следить, чтобы сумма резерва, накопленного нарастающим итогом с начала года, не превысила предельную сумму, установленную в учетной политике. Если это произойдет, в следующем месяце отчисления в резерв не производятся.
Обратите внимание! Согласно п. 2 ст. 324.1 НК РФ расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников (например, если зарплата работников, занятых в основном производстве, включается в прямые расходы, то в эти же расходы включаются и отчисления в резерв с зарплат данных работников).
Пример 2
Воспользуемся данными примера 1.
Итак, в 2012 году ежемесячные отчисления в резерв составят:
Месяц | Фактические расходы на оплату труда, руб. | Страховые взносы, руб. (гр. 2 x 35%) | Сумма отчислений в резерв, руб. ((гр. 2 + гр. 3) x 8%) | Сумма резерва на конец месяца, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Январь | 180 000 | 63 000 | 19 440 | 19 400 |
Февраль | 180 000 | 63 000 | 19 440 | 38 880 |
Март | 180 000 | 63 000 | 19 440 | 58 320 |
Апрель | 180 000 | 63 000 | 19 440 | 77 760 |
Май | 240 000 | 84 000 | 25 920 | 103 680 |
Июнь | 240 000 | 84 000 | 25 920 | 129 600 |
Июль | 240 000 | 84 000 | 25 920 | 155 520 |
Август | 240 000 | 84 000 | 25 920 | 181 440 |
Сентябрь | 280 000 | 98 000 | 30 240 | 211 680 |
Октябрь | 280 000 | 98 000 | 30 240 | 241 920 |
Ноябрь | 280 000 | 98 000 | 28 080* | 270 000 |
Декабрь | 280 000 | 98 000 | 0 | 270 000 |
Итого | 2 800 000 | 980 000 | 270 000 | |
* Предельная сумма отчислений в резерв равняется 270 000 руб. Отчисления в резерв в январе-октябре составили 241 920 руб., поэтому в ноябре они составят 28 080 руб. (270 000 - 241 920). |
Используем резерв
В соответствии с п. 24 ст. 255 НК РФ отчисления в резерв на оплату отпусков включаются в состав расходов на оплату труда. Таким образом, организация ежемесячно будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль на сумму отчислений в резерв, рассчитанную на основании сметы, а не на сумму отпускных, начисленных по факту.
Имейте в виду, что резерв используется только на оплату основного и дополнительного отпусков, использованных сотрудниками. А вот компенсацию за неиспользованный отпуск нужно сразу относить на расходы по оплате труда в соответствии с п. 8 ст. 255 НК РФ.
Проведем инвентаризацию
В конце налогового периода НК РФ обязывает налогоплательщика провести инвентаризацию резерва (абз. 1 п. 3 ст. 324.1). Дело в том, что по итогам года может быть выявлено следующее:
- сумма, фактически перечисленная работникам в счет оплаты ежегодного отпуска, превышает сумму резерва;
- сумма резерва, отнесенная на расходы, больше фактических затрат организации.
Почему это происходит? В течение года за счет резерва налогоплательщик учитывает предполагаемые, а не действительные затраты на оплату отпусков. А численность работников в течение года может меняться (одни уволились, другие приняты). Кроме того, в расчет сумм ежемесячных отчислений в резерв включается зарплата вновь принятых работников, а процент остается неизменным.
Итак, инвентаризация проведена. Какие дополнительные расчеты необходимо сделать бухгалтеру по ее результатам?
При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов, по которым ранее не создавался указанный резерв (абз. 3 п. 3 ст. 324.1 НК РФ).
Пример 3
Воспользуемся данными примера 1 и предположим, что работники ООО "Синяя птица" находились в отпусках только в летний период, с июня по август. За этот период были начислены отпускные в размере 220 000 руб. и страховые взносы на эти отпускные (35%) - 77 000 руб.
В расходы на оплату труда ООО "Синяя птица" будут включаться: в январе - 19 440 руб., в феврале - 19 440 руб. и т.д. (см. графу 4 таблицы), всего за год - 270 000 руб.
В конце года при инвентаризации резерва было обнаружено, что сумма, фактически перечисленная работникам в счет оплаты ежегодного отпуска, превышает сумму резерва, то есть средств фактически начисленного резерва недостаточно. Поэтому сумма в размере 27 000 руб. (220 000 + 77 000 - 270 000) подлежит включению в расходы на оплату труда.
Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода (абз. 2 п. 3 ст. 324.1 НК РФ). На основании п. 7 ст. 250 НК РФ эти суммы отражаются в составе внереализационных доходов организации.
Пример 4
Воспользуемся данными примера 1 и предположим, что работники ООО "Синяя птица" находились в отпусках только в летний период с июня по август. За этот период были начислены отпускные в размере 190 000 руб. и страховые взносы на эти отпускные (35%) - 66 500 руб.
Организация посчитала нецелесообразным создание резерва на оплату отпусков на следующий год.
В конце года при инвентаризации резерва было обнаружено, что не использована часть резерва в размере 13 500 руб. (270 000 - 190 000 - 66 500). Эта сумма подлежит включению во внереализационные доходы.
Отметим, что п. 5 ст. 324.1 НК РФ установлено: сумма остатка указанного резерва на конец года включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в случае, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.
Если организация не меняет учетную политику в отношении создания такого резерва на следующий налоговый период, то на конец отчетного налогового периода в результате инвентаризации может обнаружиться остаток недоиспользованного резерва (Письмо Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/2/46, Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 N 14295/04).
На основании п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из:
- количества дней неиспользованного отпуска;
- среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка);
- обязательных отчислений страховых взносов.
Неиспользованные дни отпуска за конкретный календарный год могут быть определены только по состоянию на последний день календарного года. Таким образом, уточнение резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в течение налогового периода (на конец каждого отчетного периода) не производится (Письмо МНС РФ от 18.08.2004 N 02-5-11/142@).
Если по итогам инвентаризации сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска (определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года) (НО) превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года (ОНР), то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. То есть если НО > ОНР, то разница = Расходы на оплату труда.
Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов. То есть если НО < ОНР, то разница = Внереализационный доход.
Пример 5
Воспользуемся данными примера 4. Сумма недоиспользованного резерва составила 13 500 руб., ООО "Синяя птица" планирует создание резерва на следующий год.
Предположим, что один из работников организации не полностью отгулял очередной отпуск: из 28 календарных дней - только восемь. Средний дневной заработок этого работника для оплаты отпуска равен 900 руб.
Сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска равна 18 000 руб. (900 руб. x (28 дн. - 8 дн.)). Вместе со страховыми взносами она составит 24 300 руб. (18 000 руб. + 18 000 руб. х 35%).
Таким образом, НО (24 300 руб.) > ОНР (13 500 руб.). Разница в размере 10 800 руб. (24 300 - 13 500) будет учтена в расходах на оплату труда.
Приведем пример из арбитражной практики, аналогичный тому, что рассматривался в нашем примере 5, - Постановление ФАС ЗСО от 23.06.2011 N А81-5014/2010. Суть дела заключалась в следующем. Налогоплательщик в соответствии с принятой учетной политикой на 2007 год создал (сформировал) резервы на оплату отпусков, вознаграждения за выслугу лет и вознаграждения по результатам работы за год. По данным инвентаризации, проведенной 31.12.2007 в порядке ст. 324.1 НК РФ, установлена недостаточность средств фактически начисленного резерва, так как сумма фактических расходов на оплату отпусков за 2007 год превысила сумму резерва. Поскольку сумма начисленного в 2007 году резерва не покрывала сумму начисленных и выплаченных отпускных в 2007 году, суд признал обоснованным включение налогоплательщиком по итогам проведенной инвентаризации в порядке ст. 324.1 в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций за 2007 год, суммы фактических расходов на выплату отпускных, не покрытой ранее сформированным резервом, в качестве расходов на оплату труда за 2007 год. При этом налогоплательщик правомерно перенес резерв на неиспользованные дни отпуска на конец отчетного периода в соответствующей сумме на следующий налоговый период - 2008 год. Суд указал, что если организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва предстоящих расходов на оплату отпусков на следующий налоговый период, то на конец отчетного налогового периода может иметь определенный результатами инвентаризации остаток неиспользованного резерва с правом переноса его на следующий налоговый период.
Формируем резерв на ежегодные вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год
Как правило, премии по итогам года за определенные результаты труда, за выслугу лет выплачиваются всем работникам единовременно. Поэтому в определенный период они могут составлять значительную часть расходов организации, и для равномерного учета расходов на выплату указанных вознаграждений создаются соответствующие резервы.
На основании п. 6 ст. 324.1 НК РФ для целей расчета налога на прибыль отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год производятся в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 324.1 для резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников.
Согласно п. 1 ст. 324.1 организация, принявшая решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений, обязана отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый ею способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету) размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год, включая сумму страховых взносов с этих расходов. Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год к предполагаемому размеру расходов на оплату труда с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование, приходящихся на эти выплаты.
В ситуации, когда сумма резерва, перенесенного на следующий год, превысит сумму фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за текущий год, указанная сумма превышения согласно п. 5 ст. 324.1 включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода - если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик считает нецелесообразным формировать резерв расходов на выплату вознаграждения по итогам работы за год.
В соответствии с п. 5 ст. 324.1 отчисления в резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год осуществляются с правом переноса не использованного на конец отчетного налогового периода резерва на следующий налоговый период.
Согласно п. 4 ст. 324.1 названный резерв должен быть уточнен на конец налогового периода. Но, поскольку порядок уточнения определен этой нормой только для резервов на оплату отпусков, по мнению Минфина (Письмо от 20.03.2009 N 03-03-06/4/19), в отношении резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год организация в учетной политике должна определить способ резервирования и порядок расчета предельной суммы отчислений в резерв, а также обоснованный критерий, по которому на последнюю дату налогового периода будет уточнять размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период (например, процент от прибыли или сумма на одного работника и т.д.). Таким образом, если предприятие создает резерв на предстоящую выплату вознаграждения по итогам работы за год в следующем году, остаток неиспользованной суммы может не включаться в состав внереализационных доходов и будет учитываться при формировании резерва на следующий год.
Вознаграждения по итогам работы за год, как правило, выплачиваются, когда подведены эти самые итоги, то есть не в том году, когда резерв формируется, а в следующем году. Поэтому нередко по состоянию на 31 декабря резерв остается полностью неиспользованным.
В таких ситуациях налоговые органы настаивают, что расходы налогоплательщика в виде премий по итогам работы за год подлежат учету в том отчетном налоговом периоде, в котором произошло их начисление, а не в том периоде, к которому они относятся. Так случилось в деле, которое рассматривал ФАС СЗО в Постановлении от 07.06.2011 N А56-50454/2010. Как указали судьи, признавая позицию ИФНС неправомерной, выплата вознаграждения работникам за труд по итогам года, произведенная из средств этого года, но в начале следующего, не имеет значения для применения метода начисления и не изменяет порядок формирования облагаемой прибыли за тот год, по результатам труда за который было выплачено вознаграждение.
Зачастую сумма переносимого резерва не покрывает фактический размер начисленных в следующем году выплат. Как быть в этом случае?
Финансисты считают (Письмо от 07.06.2006 N 03-03-04/1/500), что если сумма фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за прошедший год (с учетом страховых взносов) превысит сумму резерва, перенесенного на новый год, то налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря прошедшего года включить в расходы на оплату труда сумму такого превышения. (Далее в письме говорится, что при этом необходимости подавать уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за прошедший год не возникает, однако полагаем, что если такое уточнение произведено после подачи налоговой декларации за прошедший год, то "уточненку" все же следует подать.)
Приведем пример из арбитражной практики - Постановление ФАС СЗО от 18.05.2011 N А56-33480/2010. Налогоплательщик на основании положения об учетной политике, утвержденного приказами генерального директора, в бухгалтерском и налоговом учете в 2006 и 2007 годах формировал резервы на оплату предстоящих отпусков и на выплату годового вознаграждения работникам. Обществом принят способ резервирования, рассчитаны предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в этот резерв. Общество выплачивало годовое вознаграждение по результатам деятельности за год, начисление такого вознаграждения отражало в учете за счет созданного резерва. При недостаточности созданного резерва общество доначисляет остаток суммы в том налоговом периоде, к которому эти выплаты относятся.
В 2006 году общество отнесло к убыткам прошлых лет сумму годового вознаграждения в размере 10,1 млн. руб. за 2005 год и подало уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2005 год, так как резерв 2006 года создавался под вознаграждение по результатам 2006 года.
Вознаграждение за 2006 год в сумме 22,9 млн. руб. общество частично списало за счет созданного резерва в размере 12,8 млн. руб. (остаток резерва на конец 2006 года), частично (в сумме 10,1 млн. руб. - дефицит резерва за 2006 год) включило в убытки прошлых лет по созданию резерва и подало уточненную декларацию за 2006 год.
Вознаграждение за 2007 год в сумме 28 млн. руб. по аналогии с 2006 годом было разделено на две составляющие части: 12,1 млн. руб. списано за счет созданного резерва в 2007 году, дефицит резерва в сумме 15,9 млн. руб. отнесен на убытки прошлых лет - и подана уточненная декларация по налогу на прибыль за 2007 год.
Налоговики не приняли такой порядок отражения годового вознаграждения. По их мнению, данные расходы должны приниматься в том отчетном периоде, в котором они произведены. Инспекция считает, что отнесение начисленных и выплаченных вознаграждений по результатам работы за 2006 и 2007 годы к затратам предыдущих налоговых периодов (2005 и 2006 годы соответственно) противоречит нормам налогового законодательства. Указанные затраты подлежали, по мнению инспекции, включению в расходы для целей налогообложения в тех налоговых периодах, в которых произведено начисление вознаграждений.
Судьи, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, пришли к выводу, что общество обоснованно включило в расходы суммы фактических затрат на выплату вознаграждений, не покрытые ранее сформированным резервом, в качестве расходов на оплату труда за тот налоговый период, к которому они относятся (2006 и 2007 годы). Кассационная инстанция считает, что в данном случае у инспекции отсутствовали основания для начисления обществу оспариваемым решением недоимки по налогу на прибыль за 2006 и 2007 годы.
Ю.А. Белецкая,
эксперт журнала "Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Сюда включаются суммы страховых взносов на обязательное страхование: пенсионное, медицинское, социальное на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, социальное от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(3) Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
*(4) Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"