Уточнения в регулировании тарифов
Положение о государственном регулировании на услуги связи*(1) (далее - Положение) знакомо всем операторам. Документ является базовым - на основании него ФСТ устанавливает индивидуальные тарифы каждому оператору, предоставляющему абонентам регулируемые услуги. В начале ноября этого года Правительство РФ внесло изменения, уточняющие многие спорные моменты в регулировании тарифов. Попробуем разобраться вместе.
Что добавлено в перечень регулируемых услуг?
Изначально Положение распространялось на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр таких субъектов. Правда, в перечне услуг связи, тарифы на которые устанавливает ФСТ, раньше числилась такая услуга, как распространение общероссийских телерадиопрограмм, но конкретики не было. Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 913 внесены существенные уточнения, согласно которым одна услуга была подразделена на три вида:
1. Услуги связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для:
- приема сигнала телеканала или радиоканала;
- передачи сигнала телеканала или радиоканала в эфир.
2. Услуги по доставке сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием:
- средств связи, используемых для подачи сигнала телеканала или радиоканала на космический аппарат;
- ресурса космического аппарата;
- наземных радиорелейных, и (или) кабельных, и (или) волоконно-оптических линий связи;
- средств выделения сигнала телеканала и (или) радиоканала.
3. Услуги по объединению (формированию) цифровых сигналов вещателей этих каналов в единый цифровой сигнал с использованием средств связи, предназначенных для:
- соединения и (или) разъединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов;
- сжатия сигнала телеканала или радиоканала;
- шифрования и (или) дешифрования сигнала телеканала или радиоканала;
- вставки в сигнал телеканала или радиоканала сигналов регионального (местного) наполнения.
Первые два вида услуг востребованы при взаимодействии между операторами, когда один из них оказывает услуги для трансляции телеканалов или радиоканалов (оператор - оператору), последний вид услуг свойственен операторам, непосредственно транслирующим каналы (оператор - вещателю). Все вместе перечисленные виды услуг именуются как услуги общедоступной электросвязи для целей эфирного телевизионного и (или) радиовещания.
Согласно новой редакции Положения при установлении тарифов на такие услуги учитывается состав используемых для их предоставления средств связи, зависящий от технологии их оказания в регионах. Для сравнения напомним, что тарифы на услуги местной, междугородной и внутризоновой телефонной связи могут устанавливаться оператором связи дифференцированно по часам суток, дням недели, объему оказанных услуг связи, способам обслуживания, а также по иным основаниям. При этом в новую редакцию Положения внесено уточнение. Но как бы ни различались тарифы, они не должны превышать предельного уровня тарифа (в зависимости от выбранного метода регулирования), установленного регулирующим органом. Иными словами, любая дифференциация также ограничена рамками государственного регулирования, осуществляемого ФСТ, что позволяет надеяться на объективную дифференциацию тарифов регулируемых услуг связи.
К сведению. Операторов связи, осуществляющих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, определяет Президент РФ. При этом перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов установлен Указом Президента РФ от 24.06.2009 N 715.
Дополнения в тарифных планах
Расширен перечень обязательных тарифных планов, предлагаемых операторами телефонной связи на предоставляемые услуги местной, междугородной и внутризоновой телефонной связи. Добавлен тарифный план, применяемый в соответствии с договором с физическим лицом, использующим услуги телефонной связи для личных, семейных и домашних нужд, и предусматривающий плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений в единицах тарификации за расчетный период. Суть в том, что базовый объем местных телефонных соединений устанавливается исходя из минимального объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной связи оператора, функционирующих в пределах территории одного региона. В случае превышения базового объема местных телефонных соединений дополнительная плата устанавливается за объем, превышающий базовый.
Читатель может заметить, что новый обязательный тарифный план напоминает тариф с комбинированной системой оплаты, при котором плата устанавливается дифференцированно в зависимости от объема телефонных соединений (разговоров) в единицах тарификации за расчетный период. Разница в том, что для комбинированного тарифного плана базовый объем телефонных соединений определяется исходя из среднего объема таких соединений, в то время как новый тарифный план базируется на минимальном количестве соединений. Таким образом, новый тарифный план может оказаться выгоднее для абонента, который не так много говорит по телефону, чтобы за базис принимать среднее количество звонков в том или ином регионе. Новый тариф - нечто среднее между повременной и комбинированной системой оплаты, поэтому есть основания полагать, что он найдет своих абонентов.
О методах расчета тарифов
Напомним, положение было разработано и принято в 2005 году и предусматривало переходный период, согласно которому с 2005 до 2008 года ФСТ устанавливала размер тарифов до уровня, обеспечивающего компенсацию экономически обоснованных затрат и возмещение нормативной прибыли. А с начала 2008 года планировался переход к регулированию тарифов на услуги общедоступной электросвязи методом предельного ценообразования. Практика показала, что пока ФСТ и операторы не готовы устанавливать тарифы только одним из названных методов, поэтому Правительство РФ решило оставить оба: метод экономически обоснованных затрат и метод предельного ценообразования. Выбор метода расчета тарифов для оператора связи осуществляет регулирующий орган на основе анализа его деятельности. Но это еще не все.
Метод предельного ценообразования применяется регулирующим органом после доведения тарифов на услуги связи до уровня, обеспечивающего компенсацию экономически обоснованных затрат и возмещение обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании услуг связи. Таким образом, базовым остается расчет тарифов исходя из экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, в то время как метод предельного ценообразования является дополнительным расчетом, применение его ФСТ тариф не уменьшит, а может лишь его увеличить. Как это будет, покажет практика применения обоих методов расчета тарифов регулирующим органом с учетом описанных выше нюансов.
Обязательные планы на межгород
В прежней редакции Положения говорилось, что тарифы на услуги междугородной и внутризоновой телефонной связи могут по решению регулирующего органа дифференцироваться по часам суток, дням недели, объему оказанных услуг связи, способам обслуживания, а также по иным основаниям. При этом не было четко сказано, что является основными показателями, влияющими на стоимость междугородного (внутризонового) соединения. Сейчас этот пробел устранен. В новом п. 13.1 Положения говорится, что регулирующий орган устанавливает обязательные тарифные планы на услуги междугородной и внутризоновой телефонной связи, предлагаемые оператором связи:
- тарифный план, предусматривающий плату за предоставление междугородного телефонного соединения в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тарификации;
- тарифный план, предусматривающий плату за предоставление внутризонового телефонного соединения в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тарификации.
Отметим, регулирующий орган и раньше устанавливал тарифные планы на межгород в зависимости от поименованных показателей, только сейчас это прописано в законодательстве.
Иные тарифные планы
Помимо обязательных и регулируемых ФСТ тарифных планов оператор связи вправе предлагать свои тарифные планы, устанавливаемые им самостоятельно, в том числе планы, включающие в себя плату за различные услуги связи. Раньше правом установить иные тарифные планы на услуги местной связи наделялся регулирующий орган. Кстати, уже тогда правомерность этой нормы оспаривалась в суде, но безуспешно (Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2008 N КАС08-49). Установление обязательных тарифных планов не ограничивает абонента в праве выбора системы оплаты местных телефонных соединений, ведь под тарифным планом понимается совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами телефонной связи. Поэтому, если абонента не устраивают ценовые условия иного тарифного плана, установленного оператором и не предусмотренного Положением, то он вправе выбрать обязательный тарифный план, который прописан в данном документе и регулируется ФСТ.
* * *
В целом изменения в правилах государственного регулирования услуг связи ожидаемы и продиктованы временем. Главное, чтобы такое регулирование было эффективным и позволило учесть интересы всех сторон: оператора связи, регулирующего органа и абонентов.
С.Н. Гордеева,
эксперт журнала "Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"