Новости из отраслевых министерств и ведомств
Не секрет, что отраслевые документы для операторов связи в основном носят характер технических инструкций и предписаний, но есть среди них и такие, которые содержат важную правовую информацию, необходимую для правильного понимания той или иной специфичной операции, что порой помогает разобраться в учете и налогообложении. В статье изложены новшества оплаты использования радиочастотного спектра, рекомендации Роскомнадзора по уведомлению операторами об обработке персональных данных, а также кратко представлены несколько регламентов, разработанных Минкомсвязи.
Плата за использование радиочастотного спектра
Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 171, а методика расчета размеров разовой и ежегодной платы за использование спектра - Приказом Минкомсвязи РФ от 30.06.2011 N 164. Документ включает в себя ставки и коэффициенты, дифференцируемые в зависимости от диапазонов радиочастот, их количества и технологий, применяемых при использовании радиочастотного спектра. В методике выделены расчеты размеров разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра. При расчете размеров разовой и ежегодной платы по каждому разрешению коэффициенты применяются в отношении конкретного номинала радиочастот (радиочастотного канала, полосы радиочастот).
Расчеты оказались настолько непростыми, что Роскомнадзор 10.11.2011 утвердил практический комментарий к методике расчета платы за использование радиочастотного спектра. В нем, в частности, сказано, в каких случаях не взимается разовая плата:
- при изменении данных в учредительных документах или в документе, удостоверяющем личность пользователя;
- при переоформлении разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов при реорганизации пользователя.
На сайте Роскомнадзора есть даже калькулятор, позволяющий рассчитать разовую и ежегодную плату. Итоговым документом в описанной нормативной базе можно считать Приказ Роскомнадзора от 01.12.2011 N 1062. Им утверждены размеры ежегодной платы за пользование радиочастотным спектром не только по всем пользователям (в том числе операторам связи), но и по всем выданным разрешениям на использование радиочастот и радиочастотных каналов. Если учесть, что пользователи имеют не одно разрешение, то сумма ежегодной платы за пользование радиочастотным спектром у отдельных операторов получается довольно внушительной, что подтверждает Приказ N 1062. В связи с этим возрастает цена ошибки, если бухгалтер учтет ежегодную плату не так, как предписано методологией бухучета.
В отличие от разовой платы, ежегодный взнос перечисляется в расчете на год, поэтому в промежуточной отчетности данные расходы бухгалтер вправе постепенно включать в себестоимость оказываемых услуг исходя из принципа равномерности признания расходов будущих периодов. В балансе такие расходы, списываемые равномерно, отражаются в составе прочих внеоборотных или оборотных активов. Но так как ежегодная плата не носит долгосрочный характер (в пределах года), данные затраты, учтенные как расходы будущих периодов, целесообразно отражать в составе прочих оборотных активов.
С позиции налогообложения прибыли разовая и ежегодная плата за пользование радиочастотным спектром учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), так как без уплаты таких взносов оператор не сможет на законных основаниях использовать радиочастотный спектр. При этом описанная категория налоговых затрат относится к косвенным расходам, которые учитываются единовременно в периоде их осуществления. Списать сразу в уменьшение прибыли можно разовую плату, ежегодный платеж бухгалтер вправе равномерно включить в расчет налоговой базы, пользуясь правом самостоятельного распределения по времени расходов, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко. Такой порядок позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет и не применять без необходимости ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". Что касается распределения налоговой нагрузки постепенным признанием расходов - это тоже плюс для предприятия, так как экономия на авансовых платежах вначале может обернуться существенными доплатами по итогам года. Рассмотрим на примере предложенный порядок учета и налогообложения платы за пользование радиочастотным спектром, с которым читатель может согласиться, а может остаться при собственном мнении, закрепив выбранный способ признания расходов в учетной политике.
Пример
Оператор связи перечислил разовую и ежегодную плату за пользование радиочастотным спектром в размере 500 тыс. руб. и 1,2 млн. руб. соответственно. Бухгалтер принял решение учитывать разовую плату в составе текущих расходов, а ежегодную плату - в расходах будущих периодов, равномерно списывая ее в течение года.
В бухгалтерском учете оператора связи будут сделаны проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Учет вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд | |||
Перечислена разовая плата | 500 000 | ||
Разовая плата отражена в текущих расходах оператора связи* |
30-02, 32-01 | 500 000 | |
Учет членского взноса | |||
Перечислена ежегодная плата | 1 200 000 | ||
Отражены расходы будущих периодов | 1 200 000 | ||
Ежемесячно списана часть ежегодной платы (1 200 000 руб. / 12 мес.) |
30-02, 32-01 | 100 000 | |
* Операторы связи, ведущие раздельный отраслевой учет, платежи за использование радиочастотного спектра относят в статью затрат "Расходы на налоги, сборы и неналоговые платежи", отражая их либо как расходы по основным процессам, связанным с оказанием услуг (субсчет 30-02), либо как затраты на совместные производственные процессы (субсчет 32-01). Операторам, не ведущим раздельный отраслевой учет, нужно выбирать между счетом основных затрат (20) и счетом общехозяйственных расходов (26) (в зависимости от того, может ли бухгалтер сказать, к каким услугам связи относится оплата того или иного радиочастотного разрешения). |
Рекомендации по персональным данным
Напомним, согласно требованиям Закона о персональных данных*(1) организации, имеющие дело с персональными данными, обязаны уведомлять Роскомнадзор об обработке таких данных. Без уведомления организация может обрабатывать данные, полученные в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных. Но при этом требуется выполнить ряд дополнительных условий. Персональные данные не должны распространяться и представляться третьим лицам без согласия субъекта персональных данных. Последнее условие состоит в том, что персональные данные используются организацией исключительно для исполнения договора и заключения договоров с субъектом персональных данных. Выполнение перечисленных условий дает право оператору не уведомлять управление Роскомнадзора о том, что он занимается обработкой персональных данных. Если не выполнено хотя бы одно из условий, то организации нужно позаботиться об уведомлении уполномоченного органа, чтобы не нарушить закон. К тому же до 2013 года всем, кто уведомлял и не уведомлял Роскомнадзор, придется представить ряд сведений, которые указываются в уведомлении об обработке персональных данных. Поэтому полагаем, что всем операторам будут интересны рекомендации, изложенные в Приказе Роскомнадзора от 19.08.2011 N 706.
Во-первых, данным документом обновлена рекомендуемая форма уведомления на фирменном бланке организации. Во-вторых, при внесении сведений, идентифицирующих организацию и ее работников, желательно применять коды классификаторов, как принято при указании направлений деятельности, чтобы конкретизировать информацию. Того же принципа следует придерживаться при указании целей обработки персональных данных.
В поле "Категории персональных данных" указываются все категории персональных данных, подлежащих обработке: общие, специальные и даже биометрические данные, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основе которых можно установить его личность. Вряд ли операторы располагают такими сведениями о клиентах: для оказания услуг связи достаточно общих персональных данных.
В поле "Категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются" нужно перечислить тех лиц, которые состоят в договорных отношениях с организацией (абонент, клиент, пользователь), а также субъектов, состоящих в трудовых отношениях с организацией, обрабатывающей данные своих работников.
В поле "Перечень действий с персональными данными, общее описание используемых способов обработки персональных данных" перечисляются совершаемые организацией действия и приводится описание используемых способов обработки персональных данных:
- неавтоматизированная обработка персональных данных;
- автоматизированная обработка с передачей информации по сети или без таковой;
- смешанная обработка персональных данных.
В поле, предусмотренном для описания мер, принятых в целях реализации норм законодательства о персональных данных, нужно не дублировать то, что написано в законе, а указать, что сделано или предпринимается на практике. Здесь же перечисляются:
- организационные и технические меры, применяемые для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения;
- данные физического лица или сотрудника юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;
- класс информационной системы персональных данных оператора (определяется согласно п. 14 Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных*(2)).
Уведомление отправляется в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа. Полученные Роскомнадзором сведения будут внесены в реестр операторов, занимающихся обработкой персональных данных.
Новые регламенты Роскомнадзора
Минкомсвязи разработаны и утверждены несколько регламентов для Роскомнадзора в целях осуществления государственного контроля и надзора в сфере связи:
- за соблюдением операторами связи требований к пропуску трафика и его маршрутизации (Приказ от 09.09.2011 N 225);
- за выполнением правил присоединения сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения (Приказ от 01.09.2011 N 217);
- за соответствием использования операторами связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи РФ (Приказ от 29.08.2011 N 214).
Суть всех перечисленных регламентов заключается в контроле за операторами со стороны Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. За контроль операторам платить не нужно - исполнение государственной функции осуществляется на безвозмездной основе. Таким образом, бухгалтер при проведении контроля Роскомнадзором ничего в учете отражать не должен при условии, что не будут выявлены нарушения. В противном случае ревизоры могут наказать оператора, наложив штрафы за несоблюдение требований законодательства, вплоть до приостановления лицензии на оказание регулируемых услуг связи. Но прежде чем оформлять платежку на перечисление штрафов, нужно помнить, что у оператора есть право обжаловать действия ревизоров, если они, по его мнению, неправомерны. В таком случае ему пригодится отдельный раздел регламентов, определяющий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц.
* * *
В заключение отметим, что практически все рассматриваемые документы связаны с деятельностью Роскомнадзора, который, по сути, является уполномоченным органом, контролирующим различные вопросы сферы связи и массовых коммуникаций. В следующих номерах журнала будет уделено внимание проверкам операторов связи территориальными подразделениями Роскомнадзора и их должностными лицами.
М.А. Потехина,
эксперт журнала "Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ.
*(2) Утвержден Приказом ФСТЭК РФ, ФСБ РФ, Мининформсвязи РФ от 13.02.2008 N 55/86/20.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"