Организация возвела и ввела в эксплуатацию (силами сторонних подрядчиков) сооружение связи. Какими документами нужно оформить данную операцию: Акт приема-передачи здания (ф. ОС-1), Акт о приемке (поступлении) оборудования (ф. ОС-14), Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (ф. ОС-15)? Нужны ли Акт приемки выполненных работ (ф. КС-2), Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3)?
Как следует из вопроса, организация выступает в роли заказчика и ее интересует документооборот в целях ведения бухгалтерского учета. Напомним, что возведение и постановка сооружения связи на учет в качестве ОС включает всего три записи (проводки):
- Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
- Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
- Дебет 01 "Основные средства" Кредит 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Первые две проводки взаимосвязаны и подтверждаются документами от партнеров и подрядчиков, выполняющих работы по строительству сооружения связи. К таким документам относятся акты выполненных работ, составленные по форме, согласованной сторонами, накладные на поступление материалов для строительства и иные бумаги, подтверждающие выполнение работ (оказание услуг) сторонними организациями. Акт приемки выполненных работ (ф. КС-2), Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3) для оператора связи, выступающего в роли заказчика, нужны лишь в качестве расчетных документов, по которым он перечисляет аванс подрядчику. Ведь, по сути, упомянутые формы относятся к первичным документам по учету работ в строительстве, а ответственным за их составление является не заказчик, а подрядчик. Документом, подтверждающим выполненные работы, является акт приемки-сдачи, на основании которого затраты накапливаются на счете учета вложений во внеоборотные активы до окончания строительства и ввода сооружения в эксплуатацию. При этом, напомним, договор на строительство объекта, заключенный с подрядчиком, сам по себе не является таким документом, так как удостоверяет достигнутое соглашение, а не факт совершения хозяйственной операции.
Как только объект построен и готов к вводу в эксплуатацию, заказчик может оформлять на него собственный документ. Формы первичной учетной документации по учету ОС утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7. Передачу подрядчиком возведенного объекта заказчику подтверждает Акт приема-передачи здания (сооружения) (ф. ОС-1а). По этому документу производится включение объектов в состав основных средств и учет их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию). Таким образом, форма ОС-1а нужна для подтверждения третьей, завершающей проводки по переводу построенного объекта в состав ОС (Дебет 01 Кредит 08). Отметим, в акте приема-передачи здания могут быть отражены все сведения, необходимые для учета основного средства. В частности, в нем отведено место для указания даты начала строительства и его окончания, даты ввода объекта в эксплуатацию, сведений о первоначальной стоимости, о сроке полезного использования. При этом документом - основанием для составления акта по форме ОС-1 признается письменный приказ (распоряжение) руководителя, подтверждающий дату начала ввода объекта.
Разрешение на эксплуатацию объекта не является документом, отсутствие которого не позволяет бухгалтеру включить сооружение связи в состав объектов ОС и начислять амортизацию (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2007 N 5600/07).
С.В. Булаев,
редактор журнала "Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2012 г.
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"