Школа: ориентир на эффективность
Условия для работы автономных школ в небольших российских городах заметно отличаются от возможностей, возникающих в крупных областных центрах и столицах: эти учреждения далеко не всегда удачно расположены географически, у них туманные перспективы в части оказания платных услуг. Поэтому школа N 24 Орска (Оренбургская область) выбрала для себя иной путь повышения эффективности основной деятельности, не делая ставку на рост внебюджетных доходов. При этом также можно добиться хороших экономических результатов.
Общеобразовательная школа N 24 Орска перешла в автономию 1 января 2011 года. На тот момент опыт работы в новом статусе уже был у нескольких школ и детских садов города, поэтому мы могли увидеть и оценить результаты. В настоящее время половина школ Орска (более 20) и многие детсады выбрали автономную форму.
Инициатива перехода исходила от меня как руководителя. С коллективом была проведена разъяснительная работа, в результате которой сотрудники поняли, что смена статуса школы - мероприятие скорее техническое, что они практически не заметят этого перехода. Так и вышло. Единственное, что изменилось, - появилась собственная бухгалтерия и новые виды отчетности, к которым надо было привыкать. Но это можно назвать плановыми техническими сложностями.
Новые возможности
Автономия открыла перед школой новые возможности.
Во-первых, у руководителя повысился уровень управленческой самостоятельности - прежде всего в финансовой сфере. Стало понятно, каким объемом средств может распоряжаться учреждение, на чем экономить, на какие нужды и приобретения тратить. Однако уход от сметного финансирования не только повлек за собой более свободное распоряжение средствами, но и изменил процесс закупок. Если раньше в силу норм Закона N 94-ФЗ*(1) мы руководствовались необходимостью покупать по минимальной цене, что ограничивало нас в выборе поставщиков, то теперь школа самостоятельно определяет, с кем сотрудничать, а кому отказать. Компании сами предлагают свои товары (например, мебель), и бывают случаи, когда учреждение рассматривает по одной позиции семь и более предложений.
Одновременно с самостоятельностью поднялся и уровень ответственности. Пришло понимание: если руководитель не совершит то или иное действие, этого не сделает никто.
Во-вторых, при работе в автономии стало проще мотивировать персонал, появилась возможность производить различные доплаты, премировать сотрудников (в том числе молодых специалистов, которых не так просто удержать в школе). Это очень важно, ведь уровень заработной платы педагогов выглядит приемлемым прежде всего из-за того, что учителя работают не на одну, а на полторы или две ставки. Таким образом, у школы появилась возможность более гибко использовать имеющийся фонд оплаты труда. Здесь стоит отметить, что Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" очень хорошо работает вместе с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании": от этой связки выигрывают и педагоги, и образовательный процесс.
В-третьих, появилась возможность влиять на штатное расписание. Так, мы убрали несколько низкооплачиваемых ставок и ввели другие, с большим объемом обязанностей, но и с более высокой зарплатой. К примеру, в школе была ставка руководителя ОБЖ, а вместо нее мы ввели ставку заместителя директора по патриотическому воспитанию.
В-четвертых, для школы стало возможным перейти на упрощенную систему налогообложения. С 2012 года учреждение воспользовалось этим правом, что, по нашим расчетам, позволит экономить около 8% бюджетных средств.
Комфортно пребывать, интересно учиться
Получив автономный статус, наша школа работает над тем, чтобы привлечь как можно больше учеников и тем самым увеличить бюджетное финансирование в рамках муниципального задания, а не стремится развивать дополнительные платные услуги. Поэтому мы пошли по пути создания для учащихся таких условий, в которых им было бы комфортно пребывать и интересно учиться. В настоящее время в нашу школу ходит около 700 ребят.
В первую очередь (еще до перехода в автономию) мы занялись материально-техническим оснащением школы. Привели в надлежащий вид все классы, установили в каждом из них компьютер для учителя и многофункциональное устройство, провели локальную сеть и обеспечили выход в Интернет. Кроме того, школа открыла компьютерный класс на 15 посадочных мест, а также закупила в кабинеты большие ЖК-экраны, на которых учителя могут демонстрировать фильмы, слайды, портреты и т.д. Благодаря такой технике отпала необходимость в наглядных пособиях, размещенных на стенах, и появилась возможность проводить в любом кабинете практически любой урок (за исключением физики и химии).
Отмечу еще один существенный момент. В прошлом мы собирали родительские пожертвования на нужды школы, но уже второй год полностью отказываемся от них. Средств субсидии нам хватает на все необходимое, в том числе на покупку новых учебников. Дело в том, что чем больше у школы учеников, тем больше объем средств, выделяемых из бюджета, а значит, привлекать учащихся выгоднее, чем собирать деньги с родителей. Так, в Оренбургской области норматив затрат на одного ученика составляет чуть более 18 тыс. руб. в год. И приход в школу хотя бы десяти новых ребят в разы превышает расходы на замену и обновление учебных пособий.
Перед началом текущего учебного года в нашу школу перешли 30 ребят. Основной причиной этого был переезд, однако родители все равно выбирали между соседними образовательными учреждениями. Видимо, в нашу пользу сыграло то, что обучение у нас ведется на достаточно высоком уровне, а педагогический коллектив на протяжении восьми лет остается стабильным. Средний возраст наших педагогов оптимален - 37-40 лет, хотя есть и учителя старшего поколения, отработавшие в школе по 25 лет, и молодежь.
Кроме того, школа постоянно работает над новыми формами взаимодействия педагога, ученика и его родителей. Учреждение имеет свой сайт, который является важным источником информации и площадкой для общения. А сейчас мы развиваем еще одну форму связи между учителем и родителями - так называемый SMS-дневник. На каждого ученика была заведена персональная страничка на школьном сайте, присвоен логин и пароль, которые передавались родителям. На персональную страничку выкладываются оценки данного ученика, замечания, а также домашние задания, причем делается это оперативно: днем ребенок получил оценку, а вечером родители уже могут увидеть ее на персональной страничке. Помимо этого, предполагается SMS-рассылка сведений, касающихся успеваемости, посещаемости ученика, на мобильный телефон его родителя.
Подобная форма работы с родителями обусловлена тем, что они не всегда информированы о делах ребенка. У работающих людей зачастую нет времени, чтобы регулярно заходить в школу, а ученик может не подать на уроке дневник. Бывает так, что ребенок говорит дома, что ему ничего не задают, а родители потом выясняют, что и задают, и спрашивают.
Новый сервис "SMS-дневник" внедрен в школе с 1 января 2012 года, а перед этим с родителями были заключены договоры, где они давали разрешение на использование персональных данных и сообщали их, в том числе номер мобильного телефона.
Платные услуги - не приоритет
Внедрение платных образовательных услуг сейчас не является для учреждения приоритетом. На наш взгляд, для их развития в школе существует мало возможностей: занятия длятся до 14.00; еще два-три часа занимает внеклассная деятельность; кружки, секции, а также спортзал работают до 20.00. Иначе говоря, если школа полностью укомплектована учениками и сосредоточена на качестве основного образовательного процесса, платными услугами заниматься некогда и негде.
Кроме того, предоставление таких услуг предполагает конкуренцию с другими организациями, а это в первую очередь прерогатива элитного или высшего образования. Соперничать могут вузы, школы же должны обеспечить доступность среднего образования. Поэтому понятие конкуренции, на наш взгляд, не совсем применимо к общеобразовательным учреждениям, тем более что стартовые возможности у всех школ абсолютно разные (из-за географического положения, состояния здания, материально-технического обеспечения).
Впрочем, наша школа практикует предоставление дополнительных услуг, правда, не собственными силами, а в рамках сотрудничества с организацией дополнительного образования (изучение английского языка). Данная организация набирает в нашей школе группы на платные занятия, обучает ребят на льготных условиях, а мы безвозмездно предоставляем по субботам и воскресеньям помещение для занятий.
Таким образом, мы не ставим цель наращивать внебюджетные доходы за счет платных услуг, да и сдавать помещения в аренду не планируем. Свободных площадей в школе нет, а если они появляются, мы стремимся использовать их для проведения уроков. Например, учреждению пришлось отказаться от собственных мастерских, поскольку в свое время к ним предъявлялись очень серьезные требования по пожарной безопасности. В результате мы заключили договор с учебным комбинатом, обладающим гораздо лучшей материально-технической базой, чтобы предмет "Технологии" преподавался нашим ученикам на их территории. А высвободившиеся помещения мы переоборудовали в обычные классы, что, кстати, способствовало уменьшению потока учащихся во второй смене.
Вторая смена нередко отпугивает учеников и родителей. В частности, дети, которые занимаются в местном хоккейном клубе "Южный Урал", не могут совмещать уроки во вторую смену и спорт и переводятся учиться в другие школы. Мы эту тенденцию отслеживаем и работаем над тем, чтобы максимально сократить вторую смену. В том числе этому будет способствовать ввод в эксплуатацию второго корпуса школы, который планируется капитально отремонтировать к 1 августа 2012 года.
Отмечу, что одной из задач школы на будущее является дальнейшее улучшение материально-технической базы, в том числе проведение реконструкции основного здания, которое было построено в 1936 году. Мы убеждены: именно в школах закладывается фундамент будущего, а значит, они должны быть чуть лучше, современнее, мощнее, чем все вокруг.
Меры по энергосбережению
Следующее направление работы школы, возникшее до перехода в автономию, - повышение энергоэффективности. Первым шагом здесь стала замена ламп накаливания на энергосберегающие, а также замена электропроводки. Правда, эти действия были вызваны не стремлением к экономии, а результатами проверки Роспотребнадзора, которая выявила недостаточную освещенность в помещениях школы. Ставить дополнительные лампы накаливания и увеличивать нагрузку на сеть мы не могли - она оказалась бы непомерно высокой. Поэтому было принято решение закупить на всю школу энергосберегающие аналоги. В итоге уровень освещенности стал даже выше, чем установлено нормативами, а школа получила первый экономический эффект от энергосбережения.
Вторым шагом оказалась установка счетчиков теплоэнергии. Мы видели, что школа платит слишком большие суммы за потребление тепла, и уже сознательно приняли решение экономить. С компанией, устанавливавшей приборы, был заключен договор, по условиям которого оплата услуг производилась из сэкономленных денег. И от этого мероприятия школа получила очень заметный эффект: вместо 70 тыс. руб. в месяц платежи за теплоэнергию снизились до 30 тыс. руб. Более того, с поставщиком услуги удалось рассчитаться за полгода, а на средства, сэкономленные в течение следующих шести месяцев, учреждение смогло поменять этим летом оконные рамы во всех классах.
Третий шаг - проведение энергоаудита, который в том числе показал, на каких участках теряется тепло. Нам было рекомендовано утеплить крышу и частично стены. Все это мы планируем делать летом 2012 года.
Кроме того, поскольку наша школа первой реализовала комплекс энергосберегающих мер и достигла результатов, мы выиграли в 2011 году областной грант. Эти средства пойдут на замену системы отопления, после чего температуру можно будет регулировать отдельно в каждом классе (мероприятие также запланировано на лето текущего года).
В.А. Ращупкин,
директор МОАУ
"Средняя общеобразовательная школа N 24 г. Орска"
"Руководитель автономного учреждения", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"