Особенности осуществления централизованных расчетов в системе Минобороны
В системе Минобороны большая часть поставок продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется в централизованном порядке. Как правило, денежные расчеты производит головная организация (центральные органы военного управления). Подведомственные ей учреждения в расчетах не участвуют, они лишь являются получателями соответствующих товаров, работ, услуг. Порядок взаимодействия между органами военного управления при централизованных расчетах за поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг утвержден Приказом Министра обороны РФ от 31.05.2007 N 205 (далее - Порядок N 205). О нем и пойдет речь в статье.
Лицевые счета для централизованных расчетов
В соответствии с п. 2 Порядка N 205 операции по централизованным расчетам за поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются на лицевых счетах органов военного управления, открываемых в Главном финансово-экономическом управлении Минобороны (далее - финансовое управление). В частности, на лицевом счете органа военного управления отражаются (п. 10 Порядка N 205):
- зачисление объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета;
- остаток объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета на отчетную дату;
- кассовые расходы;
- суммы, поступившие на восстановление кассовых расходов;
- поступление и сдача в доход бюджета сумм дебиторской задолженности прошлых лет.
Орган военного управления, осуществляющий централизованные расчеты, для открытия указанного лицевого счета представляет в финансовое управление следующие документы:
- заявление на открытие лицевого счета (его форма приведена в приложении 2 к Порядку N 205);
- копию положения об органе военного управления, осуществляющего централизованные расчеты;
- карточку образцов подписей (ее форма приведена в приложении 3 к Порядку N 205). Карточка должна быть скреплена оттиском печати с воспроизведением государственного герба РФ соответствующего органа военного управления (далее - гербовая печать);
- заверенные в установленном порядке копии документов, удостоверяющих полномочия должностных лиц, указанных в карточке образцов подписей.
Финансовое управление открывает лицевой счет в течение трех рабочих дней со дня представления всех необходимых документов с уведомлением соответствующего органа военного управления об открытии лицевого счета с указанием его номера (п. 9 Порядка N 205).
Подтверждением какой-либо операции, произведенной с использованием данного лицевого счета, являются выписки их них. Выписки из лицевых счетов выдаются не позднее следующего рабочего дня после подтверждения управлением Федерального казначейства факта совершения операций. Кроме того, к выпискам прилагаются копии документов, послуживших основанием для отражения операций по лицевым счетам. Указанные документы выдаются под расписку должностным лицам органов военного управления, имеющим право первой и второй подписей по данному лицевому счету, или их представителям по доверенности либо передаются через абонентский ящик клиента, открытый в финансовом управлении, на основании письменного обращения органа военного управления (п. 11 Порядка N 205).
При выявлении ошибочно перечисленных сумм с лицевого счета орган военного управления информирует об этом финансовое управление не позднее трех дней со дня получения выписки. При обнаружении ошибочных учетных записей по лицевому счету органа военного управления исправительные записи осуществляются финансовым управлением в день обнаружения ошибки. При утрате самой выписки орган военного управления вправе письменно обратиться в финансовое управление за дубликатом (п. 12 Порядка N 205).
ЛБО на осуществление централизованных расчетов
Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) и объемы финансирования расходов на централизованные расчеты формируются и утверждаются в установленном порядке в составе финансово-плановых документов по организации финансирования распорядителей и получателей бюджетных средств Минобороны. В течение трех рабочих дней после утверждения министром обороны соответствующих финансово-плановых документов финансовым управлением доводится до органов военного управления, осуществляющих централизованные расчеты, уведомление о ЛБО и объемах финансирования расходов на централизованные расчеты за поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг (далее - уведомление). Форма такого уведомления приведена в приложении 1 к Порядку N 205.
Финансовое управление, в свою очередь, доводит уведомление, а также вносимые в него изменения до заинтересованных органов военного управления.
Обратите внимание! Доводимые уведомлением ЛБО и объемы финансирования расходов не могут превышать объемов ассигнований, утвержденных органу военного управления в смете расходов, а также доведенных уведомлением о поквартальном распределении бюджетных ассигнований из федерального бюджета на соответствующий год. Кассовые расходы осуществляются на основании представленных органами военного управления платежных документов исключительно в пределах остатка выделенных им ЛБО и объемов финансирования расходов (п. 6, 7 Порядка N 205).
Документооборот в рамках осуществления централизованных расчетов
Основными документами, на основании которых списываются денежные средства с лицевых счетов в рамках осуществления централизованных расчетов, являются:
а) уведомление о заключенных контрактах (договорах) на поставку продукции, работ (услуг), форма которого устанавливается Минфином. Указанные уведомления направляются в финансовое управление органом военного управления в трех экземплярах;
б) платежные поручения, которые оформляются должностными лицами органов военного управления в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П, и требованиями Минфина к форматам текстовых файлов, используемым для информационного взаимодействия при финансировании расходов федерального бюджета через органы Федерального казначейства. Номер платежного поручения состоит из десяти знаков, при этом:
- первые три цифры используются для осуществления внутреннего учета органами военного управления, а при отсутствии необходимости этого учета проставляется цифра "0";
- последующие четыре цифры обозначают порядковый номер платежного поручения;
- последние три цифры обозначают номер лицевого счета органа военного управления, осуществляющего централизованные расчеты.
Следует отметить, что в обязательном порядке в правом верхнем углу платежного поручения указывается статья сметы расходов Минобороны, за счет которой осуществляется платеж. Кроме того, могут указываться номер уведомления о заключенных контрактах и номер позиции контракта (договора) в указанном уведомлении.
Платежные поручения направляются в финансовое управление за три дня до начала срока их действия, указанного в поле "Дата" платежного поручения, в электронном виде на магнитных носителях (1,44 Мб) и на листах бумаги формата А4 в четырех экземплярах, два из которых подписываются должностными лицами органа военного управления, осуществляющего централизованные расчеты, имеющими право первой и второй подписи, при этом один подписанный экземпляр платежного поручения заверяется гербовой печатью органа военного управления (п. 17 Порядка N 205).
Финансовое управление проверяет поступившие к нему платежные поручения и уведомления о заключенных контрактах на соответствие выделенным из федерального бюджета объемам бюджетных ассигнований, после чего подписывает указанные документы и представляет в управление Федерального казначейства. Вторые экземпляры принятых к оплате платежных поручений с отметками финансового управления направляются в орган военного управления. Не принятые к оплате платежные поручения возвращаются в соответствующий орган военного управления с указанием мотивированных причин возврата (п. 18-20 Порядка N 205).
Отметим, что финансовое управление вправе запрашивать документы (копии документов), послужившие основанием для оформления платежных поручений, и проводить выборочную проверку правильности оформления истребованных документов и соответствия банковских реквизитов получателей средств, указанных в платежных документах, банковским реквизитам в договорах (контрактах, соглашениях) (п. 21 Порядка N 205).
Бюджетный учет при совершении централизованных расчетов
Рассмотрим на примере порядок осуществления органами военного управления централизованных расчетов.
Пример
ГУ МВД по N-й области (заказчик) осуществляет за счет средств федерального бюджета централизованную закупку форменной одежды для 25 отделений полиции (грузополучателей). Контракт на сумму 500 000 руб. заключен с фирмой "Швея", выигравшей торги на право его заключения. Согласно заключенному контракту управление обязано перечислить аванс в счет предстоящих поставок в размере 30% общей стоимости форменной одежды. Изготовленная форменная одежда поступает напрямую грузополучателям (на сумму 20 000 руб. каждому в количестве 10 шт.), минуя склад ГУ МВД по N-й области. Цифры в примере указаны условные.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В учете ГУ МВД по N-й области | |||
Доведены ЛБО на осуществление централизованных расчетов | 1 501 11 340 | 1 501 12 340 | 500 000 |
Перечислен аванс за поставку форменной одежды (500 000 руб. x 30%) | 1 206 34 560 | 1 304 05 340 | 150 000 |
Отражены произведенные заказчиком вложения в изготовление форменной одежды на основании полученных от поставщика оправдательных документов (счетов, накладных и др.), подтверждающих исполнение им обязанностей по поставке материальных ценностей учреждениям (грузополучателям) | 1 106 34 340 | 1 302 34 730 | 500 000 |
Переданы произведенные вложения | 1 304 04 340 | 1 106 34 440 | 500 000 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком на условиях государственного (муниципального) контракта поставок (500 000 - 150 000) руб. | 1 302 34 830 | 1 304 05 340 | 350 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс | 1 302 34 830 | 1 206 34 660 | 150 000 |
В учете отделения полиции (грузополучателя) | |||
Отражены вложения в изготовление форменной одежды в рамках централизованного снабжения | 1 106 34 340 | 1 304 04 340 | 20 000 |
Оприходована форменная одежда в сумме ее фактической стоимости | 1 105 35 340 | 1 106 34 340 | 20 000 |
Ответственность при осуществлении централизованных расчетов
В соответствии с п. 22 Порядка N 205 должностные лица органов военного управления, подписывающие платежные поручения, несут ответственность за:
- целесообразность и законность осуществляемых расходов;
- соответствие осуществляемых расходов кодам бюджетной и внутриведомственной классификаций расходов, указанным в платежных поручениях, и целевому предназначению ЛБО, за счет которых осуществляются эти расходы;
- своевременную и правильную подготовку платежных поручений;
- полноту обосновывающих расходы документов, законность их оформления, достоверность указанных в них сведений и обеспечение сохранности этих документов;
- своевременное ведение бюджетного учета и представление установленной отчетности.
Также в обязанности органов военного управления, осуществляющих централизованные расчеты, входит обеспечение в течение года расходования выделенных бюджетных средств в соответствии с поквартальным распределением объемов финансирования расходов, не допуская при этом накопления остатков объемов финансирования расходов на конец отчетного периода.
Должностные лица финансового управления при осуществлении централизованных расчетов несут ответственность за (п. 24 Порядка N 205):
- своевременное доведение ЛБО и объемов финансирования расходов для централизованных расчетов на лицевые счета Минобороны, открытые в УФК;
- своевременное уведомление органов военного управления о бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета, выделяемых для централизованных расчетов;
- своевременное направление в УФК соответствующих документов для централизованных расчетов;
- своевременное доведение до органов военного управления, осуществляющих централизованные расчеты, требований Федерального казначейства по оформлению платежных документов;
- организацию бюджетного учета операций, совершаемых по лицевым счетам, открытым органам военного управления, и предоставление выписок из них.
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"