Размещение заказа путем запроса котировок
В соответствии с Законом о государственных закупках*(1) размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов. Но в исключительных случаях указанный закон разрешает размещение заказа и без проведения торгов. К таким случаям относится способ размещения заказа путем запроса котировок. В данной статье рассмотрим основные положения этого способа размещения заказа в соответствии с гл. 4 Закона о государственных закупках.
Общие положения способа размещения заказа путем запроса котировок
Запрос котировок относится к способу размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд без проведения торгов. В соответствии со ст. 42 Закона о государственных закупках под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников (п. 2 ст. 47 Закона о государственных закупках).
Официальный сайт РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru.
Для справки. Минэкономразвития для представления в Правительство РФ подготовило проект федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг"*(2) (далее - Проект). В перспективе, которая обозначена в Проекте, будет иметь место запрос котировок как один из способов осуществления закупок (ст. 64 Проекта). При этом извещение об осуществлении закупок, в том числе о размещении заказа путем запроса котировок, должно будет размещаться в единой информационной системе, в которой будет содержаться информация обо всех этапах госзакупок - от этапа планирования до этапа исполнения контракта и контроля за его исполнением (ст. 5 Проекта).
Размещение заказа путем запроса котировок цен на товары (работы, услуги) возможно при одновременном выполнении следующих условий:
- если производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и есть функционирующий рынок;
- если цена контракта не превышает 500 тыс. руб.
При этом следует иметь в виду, что Закон о государственных закупках устанавливает ограничения при размещении заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала. Так, в соответствии с п. 3 ст. 42 Закона о государственных закупках не допускается размещение заказа путем запроса котировок на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) на сумму более чем 500 тыс. руб. в течение квартала. Под одноименными товарами, работами, услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273.
Размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг без ограничения цены контракта возможно у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), если заказчик находится на территории иностранного государства и заказ связан с осуществлением его деятельности (п. 5 ст. 42 Закона о государственных закупках).
Не действует ограничение цены контракта и в случае размещения заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения путем запроса котировок:
- если судом вынесено определение об обеспечении иска о расторжении контракта на поставку указанных выше товаров;
- если ФАС или органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления выдано предписание об отмене результатов торгов и принято решение о возможности размещения заказа на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок. Решение принимается указанными органами на основании заявления заказчика в срок не более чем десять рабочих дней со дня выдачи предписания. Контракт на поставку указанных товаров может заключаться на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения торгов на право заключить контракт на поставку таких товаров. При заключении контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока (п. 6 ст. 42 Закона о государственных закупках).
Без ограничения цены контракта осуществляется размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (гл. 5 Закона о государственных закупках).
Законом о государственных закупках не предусмотрено изменение условий государственного контракта о цене в ходе его исполнения, если размещение заказа проводилось путем запроса котировок цен. Отсюда следует вывод, что установление в контракте, заключаемом по результатам запроса котировок, возможности изменения цены контракта в ходе его исполнения является нарушением Закона о государственных закупках.
Обратите внимание! Если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми (п. 1 ст. 8 Закона о государственных закупках).
Закон о государственных закупках наделяет заказчика, уполномоченный орган правом направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок. Это процедура выполняется одновременно с размещением заказчиком, уполномоченным органом извещения о проведении котировок на официальном сайте. В случае проведения запроса котировок заказчиком, находящимся на территории иностранного государства, в целях поставки товаров, работ, услуг для собственных нужд заказчик обязан направить запрос котировок лицам, которые могут осуществить указанные поставки исходя из необходимости получения котировочных заявок не менее чем от трех таких лиц. При этом запрос котировок может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в электронной форме (п. 3, 5, 6 ст. 45 Закона о государственных закупках).
Извещение о запросе котировок
Согласно ст. 45 Закона о государственных закупках извещение о запросе котировок и проект контракта размещаются на официальном сайте не менее чем:
- за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок;
- за четыре рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок при размещении заказа на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., а также в случае размещение заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения.
Извещение о проведении запроса котировок должно быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение кроме данных о заказчике (наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика) и источника финансирования заказа должно содержать следующую информацию (ст. 43 Закона о государственных закупках):
1) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, их безопасности, потребительским свойствам, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работ должны обеспечить определение соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика;
2) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются в обязательном порядке только при размещении заказов на поставки машин и оборудования. Кроме того, при размещении заказов на поставки машин и оборудования устанавливаются указанные выше требования, действующие в период гарантийного срока, а также требования к осуществлению монтажа и наладки товара в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования устанавливаются требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление гарантии осуществляется вместе с товаром. Дополнительно при размещении заказов на поставки новых машин и оборудования предусматриваются требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и установлении срока действия такой гарантии. Предоставление указанной гарантии осуществляется вместе с товаром, и срок ее действия должен быть не менее срока действия гарантии производителя данного товара;
3) место доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
4) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
5) сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
6) максимальную цену контракта и ее обоснование. Максимальная цена контракта устанавливается на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, данных государственной статистической отчетности, официальных сайтов, реестра контрактов, информации о ценах производителей, общедоступных результатов изучения и исследования рынка (ст. 19.1 Закона о государственных закупках).
В качестве справки укажем на то, что в соответствии с Проектом начальная (максимальная) цена контракта определяется расчетным способом посредством использования следующих методов:
- нормативного метода - расчета цены контракта на основе нормативов;
- метода одной цены - когда цена контракта определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем (поставщиком) товаров (исполнителем работ, услуг) либо обладающей исключительным правом на товар, работу, услугу;
- тарифного метода;
- метода индексации - когда расчет цены контракта производится путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров (работ, услуг), закупленных заказчиком в предыдущем (текущем) году на уровень инфляции (иной обоснованный заказчиком коэффициент);
- запросного метода, который используется дополнительно к методу индексации, а также в иных случаях, когда имеется конкурентный рынок поставщиков (исполнителей, подрядчиков) необходимых товаров (работ, услуг).
- проектного метода - расчета цены долгосрочных, дорогостоящих (стоимостью более 100 млн. руб.) и особо важных комплексных контрактов;
- иного обоснованного заказчиком метода в случае невозможности использования методов, указанных выше;
7) место и срок подачи котировочных заявок, в том числе дату и время окончания срока подачи котировочных заявок;
8) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;
9) требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа.
Кроме того, извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае указания на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения, являющегося эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств. Указание на товарные знаки должно сопровождаться словами "или эквивалент". Исключение установлено для случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров устанавливается согласно требованиям и показателям, которые должны обеспечить определение соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, указанным в извещении на основании п. 4 ст. 43 Закона о государственных закупках.
Обратите внимание! Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (п. 2 ст. 45 Закона о государственных закупках).
Котировочная заявка
Котировочную заявку может подать любой участник размещения заказа, в том числе участник, которому не был направлен запрос котировок. Участник размещения заказа может подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.
Для справки. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ст. 8 Закона о государственных закупках).
Срок подачи котировочной заявки устанавливается в извещении о проведении запроса котировок. Котировочные заявки, поданные после дня окончания срока подачи котировочных заявок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются участникам размещения заказа (ст. 46 Закона о государственных закупках).
Котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу. Она может быть подана как в письменной форме, так и в форме электронного документа. В случае подачи котировочной заявки в письменной форме расписка в получении котировочной заявки с указанием даты и времени ее получения выдается участнику размещения заказа по его требованию. В случае подачи электронной котировочной заявки заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение ее получения в письменной или электронной форме (п. 2, 3 ст. 46 Закона о государственных закупках).
Разъяснения по поводу того, что следует понимать под котировочной заявкой в электронной форме, даны в Письме Минэкономразвития РФ от 07.09.2011 N Д28-327. В нем говорится, что электронный документ - это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Закона об электронной цифровой подписи*(3)).
Следовательно, под котировочной заявкой, подаваемой в форме электронного документа, следует понимать документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и который обязательно содержит ЭЦП.
Котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Рассмотрение и оценка котировочных заявок производится котировочной комиссией, которая создается заказчиком, уполномоченным органом. Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.
Обратите внимание! Котировочные заявки не рассматриваются и отклоняются котировочной комиссией, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается (п. 3 ст. 47 Закона о государственных закупках).
Если подана одна котировочная заявка...
В этом случае процедура запроса котировок продлевается путем размещения на официальном сайте извещения о продлении срока подачи котировочных заявок на четыре рабочих дня. Заказчик, уполномоченный орган обязаны направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставку необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Котировочная заявка, поданная в дополнительный срок, рассматривается в порядке, установленном для рассмотрения котировочных заявок, поданных в срок, указанный в первоначальном извещении о проведении запроса котировок.
Если продление срока подачи котировочных заявок не привело к положительному результату (не подана дополнительно ни одна котировочная заявка), заказчик обязан заключить контракт с участником размещения заказа, подавшим единственную котировочную заявку. Контракт заключается с таким участником при условии, что котировочная заявка соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит предложение о цене контракта, не превышающей максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом условия заключения контракта должны соответствовать условиям, предусмотренным извещением о проведении запроса котировок, а цена контракта - соответствовать цене, предложенной участником размещения заказа в котировочной заявке.
Участник размещения заказа, подавший такую заявку, не вправе отказаться от заключения контракта. Он признается уклонившимся от заключения контракта в случае непредставления заказчику в срок, предусмотренный извещением о проведении запроса котировок, подписанного контракта (п. 6 ст. 46 Закона о государственных закупках).
Если не подана ни одна котировочная заявка...
В данной ситуации заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок, изменив условия исполнения контракта.
Если повторное размещение заказа путем запроса котировок не привело к положительному результату, заказчик, уполномоченный орган могут:
- осуществить еще одно повторное размещение заказа путем запроса котировок;
- направить документы о проведенных запросах котировок и об отсутствии котировочных заявок соответственно в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ. По согласованию с указанными органами заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных извещением о повторном проведении запроса котировок и по цене, не превышающей максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок. Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 N 124 (п. 7, 8 ст. 46 Закона о государственных закупках).
Л. Салина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(2) Проект федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг" размещен на сайте Минэкономразвития - www.economy.gov.ru. Согласно ст. 98 Проекта закон вступит в силу через год со дня его официального опубликования.
*(3) Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", данный закон утрачивает силу с 1 июля 2012 года в связи с изданием Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"