Оценка потребности и возможностей использования информационных технологий персоналом системы здравоохранения.
Часть 1
Классическим механизмом управления в системе здравоохранения является программно-целевое планирование [1, 2], адекватно сочетающее финансовые и организационные возможности развития отрасли [3]. Внедрение программ и проектов развития "нового поколения" - приоритетного национального проекта "Здоровье", программы модернизации здравоохранения и др. [4, 5] позволяет организационные новации обеспечить финансово, и обоснованно надеяться на реальное достижение поставленных задач. Вместе с тем, система оптимизации не всегда срабатывает в той мере, как это определено в индикаторах выполнения программ и проектов. Одна из причин заключается в том, что при сосредоточении внимания на результирующих показателях из оценки выпадают составляющие их элементы и их взаимодействия.
К числу "стыковых" задач относится неучтённая активность включения персонала в информатизацию здравоохранения. Даже в программе модернизации отрасли, в которой одним из направлений обеспечения качества и доступности медицинской помощи гражданам РФ определена информатизация, в целевые показатели не включено использование в этом процессе кадрового ресурса [6].
Внедрение современных информационных технологий (ИТ) является дорогостоящим процессом. Но, очевидно, что компьютеры, телемедицинские системы, программы сбора и обработки информации можно разработать и централизованно поставить в медицинские учреждения. Вместе с тем, не исключено, что ожидаемый эффект, который в условиях информатизации фиксируется достаточно четко, получен не будет. Всё решают кадры. Изменение порядка слов в этом слогане не меняет сути очевидного. Необходимо сформировать у персонала отрасли потребность, осознание полезности и необходимости внедрения информационных технологий (ИТ), и, соответственно, развить адекватные возможности работы в информационной среде. К примеру, требование персонифицированного учета пациентов в единой базе данных ЛПУ влечет за собой необходимость иметь навыки работы с пакетами прикладных программ, не говоря уже об операционных системах.
При формировании потребности важно учитывать мотивы использования ИТ в работе. Выяснилось, что наиболее сильным мотивом является включение соответствующих профессиональных компетенций в официально определённые должностные требования, обозначенные, оцениваемые, и, главное, контролируемые по уровню знаний, формированию навыков и использованию приобретённых умений в работе. К 2010 г. владение информационными технологиями вошло в число этих требований [7], причем стало базовой компетенцией для администраторов деловых процессов (персонал статистических подразделений и служб) и компетенцией прикладного применения практически для каждого работника отрасли.
Выраженная потребность во внедрении ИТ формирует у персонала необходимость "владения навыками использования средств вычислительной техники и медицинских информационных систем", как это обозначено в Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения [8].
Что затрудняет этот процесс "владения навыками", оценивают эксперты. Одной из полезных инициатив для профессиональных оценок стала рубрика "мнения экспертов", открытая в журнале "Врач и информационные технологии" и посвященная вопросу "Что следует учесть при разработке программы информатизации в проектах модернизации регионального здравоохранения" [9].
Заключения экспертов обозначают ключевые моменты оптимизации процесса информатизации. Наряду с ними, целесообразно представлять мнения тех, кто непосредственно участвует в реализации информационных процессов. "Оценка работы врачей должна быть встроена в контекст практики и в систему здравоохранения, в которой специалисты осуществляют свою практику, и опираться на них. Оценку необходимо рассматривать как позитивный процесс формирования врача, проводимый с целью выявления тех областей практики, на которых следует акцентировать дальнейшее обучение" [10, P. 20].
Моделью - обобщенным отражением мнений персонала не только по проблемам их обучения и аттестации, но и "в контексте практики", является система последипломного образования. На этой базе можно зафиксировать мнения различных контингентов работающих в отрасли здравоохранения. Помимо общих оценок представляется возможным выявить специфические черты в каждой группе. Это позволяет оптимизировать учебный процесс и преподавание прикладных аспектов внедрения информационных технологий на практике. Такая работа ведётся на кафедре медицинской статистики и информатики РМАПО с начала 2000-х годов [11, 12] и позволила в этот период установить низкий уровень оценки персоналом процессов информатизации в здравоохранении, преимущественно отсутствие компьютерной подготовки и минимум заинтересованного участия в их продвижении.
Вместе с тем с каждым годом уровень компьютерной подготовки персонала неуклонно возрастает. Уровень "компьютерной грамотности" вырос с 30% в начале 2000-х годов до 85% в 2011 г. Суждение об этом сделано на основе анализа объективной картины по наличию навыков работы с использованием средств вычислительной техники, что обычно сам персонал объединяет в понятие владения или пользования персональными компьютерами - ПК (Примечание: это сокращение будет использовано и в данной статье).
Возможны различные алгоритмы контроля навыков работы на ПК: от проверок (объективный метод) до самооценки обучающихся (субъективный метод). Для структурирования проблемы участия персонала в информационных процессах проведен комплексный анализ с применением в социологическом исследовании подходов работы в фокус-группах. В профессионально однородных группах обсуждались вопросы и систематизировались мнения по информатизации в здравоохранении.
Фокус-группа - это объединённая по некоторым критериям малая группа, внимание и интеллектуальные усилия которой временно сконцентрированы исследователем на определённой теме [13]. Группы при обучении в системе последипломного образования формируются по целевым профессиональным аудиториям. В результате изучения и обобщения индивидуальных мнений представляется возможным получить профессиональные "срезы" об уровне потребности и личном вкладе во внедрение информационных технологий. В целом было создано 12 фокус-групп в 2007/2008 и 2010/2011 учебных годах. Их участниками стали 249 человек, работающие в системе здравоохранения. Целевые группы представлены организаторами здравоохранения (25,3%), средними медицинскими работниками (СМР) - медицинскими статистиками (27,3%), врачами клинических специальностей (12,1%), преподавателями и научными сотрудниками (4,8%) и немедицинским персоналом отрасли (2,4%), а также обучавшимися в системе послевузовского профессионального образования аспирантами (28,1%). Больше половины участников исследований проходили циклы повышения квалификации - тематическое усовершенствование (53,8%), меньшее число - профессиональную переподготовку (18,9%), а также общее усовершенствование и специализацию (27,3%).
Выбор интервала для исследования связан с выходом после учебного 2007/2008 года большого числа регламентирующих документов, ставших основой информационного развития отрасли [14, 15, 8 и др.]. Особо следует выделить документы, изменяющие сформированные ранее порядки деятельности в связи с переходом к страховой медицине и работе с персональными данными [14, 16]. Суть реформ заключается в том, что формируются новые деловые процессы в отрасли, принципиально изменяется отношение к информации о пациенте и порядок регистрации медицинских данных, создаётся новый документооборот - электронный. Участие в деловых процессах специалистов в зависимости от должности различно. Но владение информационными технологиями необходимо всем.
Свои мнения слушатели конкретизировали в анкетах. Число опрошенных позволяет обеспечить среднюю степень достоверности оценок, что достаточно для суждения о ситуации. В ходе дискуссий и по открытым ответам анкеты определено, в частности, что крайне редко причиной ранее не реализованной возможности владения ПК было отсутствие технического оснащения. Участники дискуссий и опросов пришли к общему мнению, что не было потребности уделять особое внимание ПК, так как это не было зафиксировано в должностных требованиях.
Динамика использования ПК в работе медицинского персонала изучена в ходе наукометрического анализа. Сопоставлены балльные оценки по уровням потребности во внедрении ПК на рабочих местах, выставленные участниками дискуссий в группах в 2007/2008 и 2010/2011 гг. (рис. 1). Рассчитанные в процентах относительной шкалы (табл. 1) итоговые показатели потребности в применении ИТ оказались наибольшими среди немедицинского персонала, обеспечивающего ИТ-процессы. За 3-хлетний период уровни потребности изменились по всем группам привлеченных к дискуссиям специалистов - показатели в процентах относительной шкалы превысили 90% в 2010/2011 гг. Наибольший темп роста отмечен по профессиональным группам персонала, обеспечивающего ведение медицинской статистики (СМР - медицинские статистики) и среди врачей-клиницистов, всё более активно вовлекаемых в работу с электронными медицинскими картами.
"Рисунок 1. Балльная оценка потребности во внедрении ПК у участников дискуссий и социологических опросов (в % относительной шкалы)"
Таблица 1
Динамика итоговых показателей потребности во внедрение ПК (в % относительной шкалы)
NN | Профессиональные группы | Периоды исследования | Темп роста (в %) | |
2007/2008 | 2010/2011 | |||
1 | Аспиранты | 100,0 | 92,3* | 92,3 |
2 | Организаторы здравоохранения | 89,0 | 96,1 | 108,0 |
3 | Врачи-клиницисты | 84,0 | 96,4 | 114,8 |
4 | Научные сотрудники и преподаватели | 87,5 | 97,7 | 111,7 |
5 | СМР-медстатистики | 77,1 | 90,7 | 117,6 |
6 | Немедицинский персонал | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Итоговый показатель (ИП) | 89,6 | 95,5 | 106,6 | |
* Среди аспирантов использование ПК в работе неизбежно, но в оценке потребности связано с текущим этапом выполнения диссертационной работы. |
Предприняты попытки развить в группах 2010/2011 гг. дискуссию по перспективам внедрения современных информационных технологий в здравоохранении, представленным в Федеральном законе "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" [5] "в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде" (ст. 50, п. 3, пп. 2). Были высказаны квалифицированные мнения и высказаны конкретные предложения лишь по ведению медицинских карт пациентов и электронному документообороту в части формирования статистического учета по первичным данным. Приложения универсальной электронной карты аудитории не понятны. В ряду своих профессиональных интересов телемедицинская составляющая информационной деятельности остаётся в стороне. Аудитория объясняет это невозможностью передачи информации о пациентах по каналам связи.
Часть 2
В первой части статьи представлены результаты исследования, в которых изучена потребность работающих в отрасли здравоохранения врачей, среднего медицинского персонала и немедицинских кадров во внедрении на рабочих местах персональных компьютеров (ПК) и современных информационных технологий (ИТ). Эти сведения имеют практическую значимость, если они увязаны с оценкой возможностей персонала внедрять информационные технологии.
Уровень навыков работы на ПК определён по самооценкам участников дискуссий и социологических опросов по алгоритму, использованному при изучении потребности персонала отрасли внедрять ПК на своих рабочих местах. В выбранных шести целевых профессиональных группах по той же системе оценок рассчитаны балльные характеристики (рис. 2), итоговые оценки (в данном случае самооценки), которые в относительной шкале в среднем составили в 2007/2008 гг. - 74,3% и в 2010/2011 - 83,5%, с темпом роста показателя 112,4% и с наибольшими значениями по группам врачей-клиницистов, организаторов здравоохранения и СМР - медицинских статистиков (табл. 2).
"Рисунок 2. Балльная самооценка владения навыками работы на ПК ср (в % относительной шкалы)"
Таблица 2
Динамика итоговых показателей самооценки владения навыками работы на ПК (в % относительной шкалы)
NN | Профессиональные группы | Периоды исследования | Темп роста (в %) | |
2007/2008 | 2010/2011 | |||
1 | Аспиранты | 75,0 | 74,3 | 99,1 |
2 | Организаторы здравоохранения | 68,0 | 81,6 | 120,0 |
3 | Врачи-клиницисты | 66,1 | 86,0 | 130,1 |
4 | Научные сотрудники и преподаватели | 75,0 | 84,1 | 112,1 |
5 | СМР-медстатистики | 70,1 | 83,6 | 119,3 |
6 | Немедицинский персонал | 91,7 | 91,7 | 100,0 |
Итоговый показатель (ИП) | 74,3 | 83,5 | 112,4 |
Общая характеристика владения "софтом" приведена на рис. 3. Для 63,8% оно ограничено офисными программами, 14,0% отметили владение специальными профессиональными программами (фактически это и есть ИТ) и единицы (2,0%) статистическим пакетом. Самооценку "продвинутый пользователь" дали лишь некоторые аспиранты. В целом работают с вычислительной техникой 85,5%, не пользуются ею в работе 14,5% слушателей.
: "Рисунок 3. Характеристика участников дискуссий и социологических опросов по используемым программным средствам (в % к итогу)"
Интересны результаты сопоставления оценок соответствия навыков работы на ПК профессиональным требованиям самими участниками исследования и привлеченными экспертами - на основе анализа анкет. По заключениям экспертов, лишь у 12,4% участников исследования уровень владения ПК ниже, чем требует практическая работа. Самооценки более критичны - 24,9%. Можно предположить, что внешнее оценивание носит относительно общий характер и "не привязано" к конкретному рабочему месту. Сам персонал более реалистичен, "встраивает" себя в должностные рамки и уже на этой основе определяет соответствие предъявляемым требованиям. Фактически речь идёт о самоаттестации специалиста. И в целом представляется, что роль аттестации на соответствие должностным обязанностям имеет большой потенциал роста своей значимости. Статистически это подтверждает выявленная взаимосвязь между потребностью персонала в развитии новой информационной среды и активностью включения в эту работу именно в должностном аспекте: коэффициент корреляции рангов () в период 2007/2008 гг. составил +0,93, в 2010/2011 +0,87.
То, что именно служебные обязанности побуждают персонал к активному включению в информационные процессы, вполне логично. Как следует из определения [17], "должность - это служебное место, связанное с исполнением служебных обязанностей и определённой ответственностью". "Обязанность" и "ответственность" - нормы, побуждающие к действию. Вместе с тем, работая в должности, следует понимать, что разрешение на деятельность даётся по специальности. "Специальность - вид занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач" [17]. Согласимся, что "образование" и "решение профессиональных задач" - нормы очевидности, а не особой ответственности. Не всегда осознаётся, что от специальности и подтверждения принадлежности к ней в первую очередь зависит занимаемая должность. Для того чтобы стимулировать развитие у персонала потребности и возможностей внедрять современные медицинские и организационные информационные технологии, следует уделять равнозначное внимание как непрерывному медицинскому образованию на последипломном его этапе с подтверждением профессионального статуса, так и индивидуальной "точечной" подготовке на стажировках, тренингах, семинарах, мастер-классах и т.п. для развития квалификационного уровня.
Выводы:
- система последипломного образования является моделью изучения профессиональных проблем персонала отрасли, при этом перспективны исследования, использующие комплексный подход работы в фокус-группах, проведения социологических опросов и экспертных процедур;
- средний показатель "компьютерной грамотности" персонала системы здравоохранения в настоящее время находится на уровне 85% от числа занятых в отрасли специалистов, что является достаточным для начала работы в новой, создаваемой в рамках модернизации отрасли, информационной среде;
- наиболее сильным побуждающим мотивом у персонала внедрять информационные технологии является соответствие должностным обязанностям, представленным в квалификационных требованиях;
- для обеспечения профессионального статуса специалисту следует в определённые сроки проходить обучение в системе непрерывного профессионального образования, а также иметь возможность индивидуально совершенствовать навыки работы на конкретном рабочем месте.
Литература
1. Шиган Е.Н., Остапюк С.Ф. Целевые комплексные программы в здравоохранении. - М.: Издательство "Медицина", 1988. - 224 с.
2. Венедиктов Д.Д. Очерки системной теории и стратегии здравоохранения.- М., 2007. - 309 с.
3. Управление здравоохранением на современном этапе / Под ред. акад. РАМН В.И. Стародубова и проф. Д.В. Пивеня: Монография. - М.: Издательский дом "Менеджер здравоохранения", 2006. - 156 с.
4. Приказ Минздравсоцразвития России от 08 июня 2011 г. N 475 "Об организации работы по контролю за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий в целях реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2011 году".
5. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании".
6. Приказ Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2010 г. N 1240н "Об утверждении порядка и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь".
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 06 ноября 2009 г. N 869 "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих". Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в системе здравоохранения".
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 г. N 364 "Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения".
9. Обзор ответов экспертов на вопрос: "Что следует учесть при разработке программы информатизации в проектах модернизации регионального здравоохранения?" - Врач и информационные технологии. - 2010. - N 6. - С. 55-63.
10. Краткий аналитический обзор "Как создать условия для адаптации умений и навыков врачей к новым потребностям и для непрерывного образования". Tanya Horsley, Jeremy Grimshaw, Craig Campbell. - ВОЗ, 2010 и ВОЗ от имени Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения, 2010, N 14: 1-55.
11. Андреева Т.В. Новые педагогические подходы в обучении работников здравоохранения основам информатики // Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М., 2003. - 29 с.
12. Дрошнева В.А. Научно-методические подходы к совершенствованию информационной базы последипломного образования врачей-специалистов // Автореф. дисс... канд. мед. наук. - М., 2003. - 21 с.
13. В чем "фокус" фокус-групп. - http://rus.bazisgroup.com/resources/publications 04/06/2009.
14. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 363-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 25 Федерального закона "О персональных данных".
15. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
16. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
17. "Должность", "специальность". - Глоссарий.ru. - www.glossary.ru
В.Г. Кудрина,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской статистики и информатики
Российской медицинской академии последипломного образования
(ГБОУ ДПО РМАПО Минздравсоцразвития России), г. Москва
Т.В. Андреева,
к.п.н., доцент кафедры медицинской статистики и информатики
Российской медицинской академии последипломного образования
(ГБОУ ДПО РМАПО Минздравсоцразвития России), г. Москва
Н.Г. Дзеранова,
аспирант кафедры медицинской статистики и информатики
Российской медицинской академии последипломного образования
(ГБОУ ДПО РМАПО Минздравсоцразвития России), г. Москва
"Врач и информационные технологии", N 6, ноябрь-декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Врач и информационные технологии"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: 6 выпусков в год
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов. Членами редакционной коллегии являются ведущие российские и зарубежные специалисты в области медицинской информатики, руководители крупнейших медицинских организаций и информационно-аналитических центров. Информационная концепция журнала отражает важнейшее направление модернизации здравоохранения - использование информатизации как важнейшего инструмента управления отрасли.
Журнал "Врач и информационные технологии" является единственным периодическим изданием, отражающим проблемы информатизации здравоохранения и создания единого отраслевого информационного пространства.
Подписные индексы в каталоге "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
- 82615, 20103
Условия подписки через редакцию на сайте: http://www.idmz.ru или по телефону (495) 618-07-92, e-mail: idmz@yandex.ru
Адрес редакции: 127254, Москва, ул. Добролюбова,11, офис 234