Необходимо ли ставить печать предприятия общественного питания на обложке меню?
В соответствии с п. 12, 13 Правил оказания услуг общественного питания*(1) заведение питания обязано в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора. Информация должна содержать:
- перечень услуг и условия их оказания;
- цены в рублях и условия оплаты услуг;
- фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
- сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций;
- сведения о пищевой ценности продукции общепита (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания ГМО);
- обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общепита и оказываемая услуга.
Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг.
Согласно п. 12 ГОСТ Р 50647-2010 "Услуги общественного питания. Термины и определения"*(2) меню - перечень блюд, кулинарных, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков, покупных товаров, предлагаемых потребителю (гостю) в предприятии питания с указанием, как правило, массы (объема) и цены, расположенных в определенной последовательности. Требования к оформлению меню в зависимости от типа и класса предприятия общепита содержатся в ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания"*(3). В отношении обложки меню установлено, что она выполняется из современных материалов, а ресторанами и барами класса "люкс" и высший" еще и оригинально и художественно оформляется (с товарным знаком). В данных требованиях о необходимости наличия в меню печати не упоминается, а других отраслевых нормативных актов, регламентирующих правила оформления меню в общепите, нет.
По своей природе меню можно сравнить с ценниками на реализуемые товары: в ценнике отражается необходимая информация о товаре, а в меню - об услугах общественного питания. Согласно Письму Роскомторга от 13.03.1995 N 1-304/32-2 ценники на все виды реализуемых товаров должны быть заверены подписью материально ответственного лица или другого должностного лица, на которое возложены обязанности по формированию цен. В пункте 19 Правил продажи отдельных видов товаров*(4) установлено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. При продаже товаров посредством разносной торговли представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товара, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.
К сведению. Правила продажи отдельных видов товаров применяются в части, не урегулированной "общепитовскими" правилами (п. 9 Правил оказания услуг общественного питания).
Как мы видим, печать организации обязательно должна содержаться лишь на прейскурантах на товары при разностной торговле. В остальных случаях продавец имеет право выбирать, что будет на ценнике: подпись материально ответственного лица или печать организации. По мнению автора, данное условие вполне применимо и к оформлению меню.
Нормативные акты советского периода (Приказ Минторга СССР N 214*(5)) регламентировали, что обложка для меню и прейскуранта изготавливается из плотной бумаги или картона с глянцевым покрытием с использованием метода художественного тиснения или из других оригинальных материалов. Кроме названия ресторана на обложке изображаются его эмблема и рисунок, отражающий тематическую направленность предприятия. В данном документе упоминание о необходимости печати на обложке меню также отсутствует.
Исходя из рассмотренных норм, можно сделать вывод, что печать на обложке меню ставить не нужно.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2012 г.
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
*(2) Утвержден Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 576-ст для добровольного применения с датой введения в действие 01.01.2012.
*(3) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст.
*(4) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
*(5) Приказ Минторга СССР от 14.08.1980 N 214 "Об утверждении Положения о порядке отнесения ресторанов, кафе, баров и других предприятий общественного питания к предприятиям соответствующих категорий по уровню обслуживания и размерам наценок".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"