Малая поддержка
Чтобы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, практически каждый регион страны разработал и запустил собственные программы поддержки. Они постоянно обновляются, совершенствуются и активно пропагандируются чиновниками. Анна Романова провела анализ существующих мер помощи, выяснила их преимущества и недостатки.
Помощь не для всех
Программы поддержки малого бизнеса предоставляются федеральными, региональными, муниципальными органами власти. То есть, заинтересованным лицам необходимо обращаться в администрацию в своем регионе. Каждая программа рассчитана на период от 1 года до 4 лет. В ней есть утвержденный бюджет, а также определенны направления как финансовой, так и нефинансовой поддержки предпринимательской деятельности.
Основная проблема таких программ - недостаточная активность ответственных лиц. Особенно это актуально для отдаленных территорий. Законодательно все населенные пункты, в которых ведется бизнес, равны. На деле шанс получить помощь гораздо выше у компании, зарегистрированной в центральных регионах РФ или непосредственно в областных центрах. Начинающий предприниматель Николай Ковальский из города Ангарск Иркутской области рассказывает: "Совместно с братом планировали открыть небольшую фирму, занимающуюся грузоперевозками: три-четыре газели для малогабаритных грузов. Обратились в местный муниципалитет, но чиновники отправили нас в Иркутск. Областные власти отказали в предоставлении субсидий для начала бизнеса, мотивируя решение тем, что "по правде говоря, у них самих в Иркутске полно желающих". Проблема кроется в том, что небольшие муниципалитеты стараются перенаправить желающих получить поддержку в администрацию региона, куда и так стекаются заявки со всех районов.
Принцип приоритета
Бухгалтерам, которые занимаются оформлением заявки на субсидию, стоит учесть, что в первую очередь ее распределяют среди компаний, которые ведут приоритетную для государства деятельность: сельское хозяйство, социальная сфера, инновационные разработки. Важная миссия отводится промышленности и небольшим предприятиям по производству товаров с собственной сетью торговых точек для их реализации, а также мастерским, предоставляющим социально важные услуги населению. Финансовая помощь объектам малого и среднего предпринимательства не может превышать 350 тысяч рублей, в то время как предприятия, осуществляющие работу по приоритетным направлениям, могут получить субсидию в размере до 5 млн. рублей.
Нельзя сказать, что компаниям, которые не ведут деятельность, признанную государством приоритетной, будет отказано в помощи. Все зависит от конкретного проекта. Оценивается и значимость определенной компании для региона, населенного пункта или даже района города, количество новых рабочих мест, которые создаст предприниматель за счет полученных средств.
А вот кому действительно не стоит рассчитывать на помощь, так это организациям торгового сектора. По мнению чиновников эта сфера деятельности довольно быстро выходит на самоокупаемость, поэтому поддерживать ее дополнительно не имеет смысла. И хотя на деле у коммерсантов, работающих в этом направлении, проблемы те же, что и у остальных, получить финансирование им практически невозможно. Татьяна Михайлова, владелец трех супермаркетов в Самаре и Тольятти рассказывает: "Встречалась в столице с поставщиками и совершенно случайно попала на крупную выставку по франчайзингу. Мне понравились предложенные модели бизнеса, поэтому я решила открыть 2-3 точки быстрого питания в крупных торговых центрах Самары. Обратилась за средствами в администрацию, но получила отказ как бизнесмен, выдвигающий "неперспективный и маловостребованный" проект".
Контроль расходов
Еще одна сложность в поддержке малых и средних предприятий - контроль расходования денег. Предприятие имеет право с помощью полученной от государства субсидии делать вложения в основные средства, организацию рабочих мест, аренду помещений и зданий, закупку расходных материалов и сырья для производства. При этом компания обязана предоставить в муниципальный фонд все платежные документы, подтверждающие целевое расходование средств. Бухгалтер фирмы должен следить за исполнением составленного бизнес-плана, ведь о его реализации тоже необходимо сообщать органам власти.
Недавно открывшиеся компании часто сталкиваются с проблемами при выполнении взятых на себя обязательств, это связано с отсутствием опыта в формировании стратегии расходования бюджетных средств. В некоторых регионах хорошо понимают этот нюанс и вводят дополнительную меру поддержки - помощь в составлении бизнес-плана. Это помогает исключить в будущем проблемы, связанные с нецелевым расходованием средств.
Так Михаил Колопов, руководитель крупной инвестиционной компании, считает, что государство и фирмы должны вести более тесное партнерство: "Идея финансирования малого бизнеса конечно замечательна. Но, как и любое партнерство, в котором заинтересованы обе стороны, оно должно быть максимально тесным. Нужно организовать комфортную систему консультирования и помощи. Бывают же случаи, молодые мальчишки-выпускники вузов, со знанием теоретической части готовы работать и развиваться - а сталкиваются с практическими проблемами и невозможностью получить совет от кого-то более опытного. После банкротятся, закрываются и уже не пытаются начинать собственное дело".
Этому дадим
И, наконец, о требованиях к организациям, которые могут получить помощь. Согласно Государственной программе поддержки малого и среднего бизнеса, компания не может рассчитывать на субсидию, если вложенные в развитие организации инвестиции составляют менее 30-50 процентов от суммы заявленной субсидии. Таким образом фирма, подавая заявку на субсидию в размере 500 тыс. рублей, должна подтвердить, что изначально на организацию работы предприятия уже было потрачено не менее 150 тыс. рублей.
Еще одно требование - регистрация субъекта малого или среднего бизнеса должна быть осуществлена не ранее, чем за год или два (в зависимости от конкретного региона) до подачи заявления на получение субсидии. Таким образом, государство направляет действие Программ на те предприятия, которые уже успели поработать, и поэтому велик шанс, что через несколько месяцев они не свернут деятельность и не исчезнут вместе с выделенными деньгами. В целом можно сказать, что госпрограммы рассчитаны на небольшие, но стабильно развивающиеся компании. Цель государства сделать их крупнее и сильнее. Но перед тем, как получить помощь, предприятию придется продемонстрировать, каких успехов оно достигло за время своей работы.
А. Романова
"Расчет", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru