"Вопреки профессии" (интервью с My Тан Тьен, заместителем главного бухгалтера авиакомпании "Малайзийские авиалинии")
Малайзийские авиалинии - одна из самых известных авиакомпаний мира. По уровню сервиса перевозчик не раз занимал первые места в различных рейтингах. Соответственно и требования к сотрудникам в фирме высокие. О своей работе, а также об особенностях учета, со Светланой Ивашенцева поделился заместитель главного бухгалтера My Тан Тьен.
Начало пути
- Расскажите, как начинался Ваш путь в бухгалтерии?
- В Малайзии принято продолжать дело семьи. Поэтому сначала собирался стать адвокатом, как отец, потом изменил свое мнение, и хотел пойти по стопам матери и учиться на врача. Но полистав учебники и ознакомившись с подготовительными материалами, понял: медицина - не мое призвание. С адвокатурой дела обстояли значительно лучше: на юридическом отучился целый год, после чего перевелся на экономический факультет. Разбираться в законах было скучно, а изучение финансовых процессов оказалась куда более интересным занятием.
Тогда я и представить себе не мог, что стану бухгалтером. Но после того, как получил диплом, был приглашен работать в страховую компанию. Через какое-то время я занялся бухучетом. В то время предполагал, что это продлится недолго, приобрету новый для себя опыт и вернусь в сферу экономики. Поэтому и согласился попробовать. Мне так понравилась бухгалтерия, что я теперь искренне удивляюсь, когда некоторые люди говорят о об этой работе, как о скучной. И как я сам когда-то мог так думать?
- Как вы оказались в Малайзийских авиалиниях? Сложно было устроиться на эту работу?
- Не просто. Место и уровень компании требуют не только большого опыта, но и прекрасных рекомендаций. Когда я увидел объявление об открытии вакансии в Малайзийских авиалиниях, размещенное, кстати, в самой обычной газете, то уже следующим утром отправил резюме, но на удачу особенно не надеялся. Мой опыт работы в бухгалтерии к тому времени составлял семь лет, но за эти годы я успел сменить четыре места! Возможно, в другой сфере это считалось бы нормой, но крупные компании ценят преданных бухгалтеров, которые работают в одной фирме не менее пяти лет. И так мне не хотелось упускать подобный шанс, что я не просто послал письмо, но и позвонил, чтобы узнать, что оно прошло.
Спустя день я обратился в компанию еще раз - хотел напомнить о себе и привлечь внимание. Меня попросили выслать автобиографию: такое требование - обычная практика для крупных компаний. Тогда я подумал, если они просят отправить этот документ, значит моя кандидатура им интересна! Свою жизнь постарался описать подробно, прорекламировать все профессиональные навыки. Только после этого, наконец-то, было назначено время собеседования.
Конечно, приглашение - это только первая ступень, но личная встреча - это хороший шанс заинтересовать своей персоной отдел кадров. Мы пообщались, мне выдали несколько тестовых заданий, которые нужно было выполнить тут же в течение двух часов.
Примерно через неделю мне предложили приехать на второй этап собеседования. В этот раз состоялось интервью с заместителем руководителя и главным бухгалтером, я снова выполнил ряд тестов, и только после этого состоялся разговор с генеральным директором, и меня приняли на работу.
- На что обращают внимание при приеме на работу в такой компании, кроме опыта и рекомендаций?
- Не последнюю роль в этом процессе играет человеческий фактор, кандидату важно понравиться работодателю, зарядить его своим энтузиазмом и интересом к профессии.
Я уверен, что был не самым опытным бухгалтером, откликнувшимся на вакансию, моими конкурентами были те, кто занимается этим делом по 15-20 лет! Но я постарался доказать, что это моя должность, я хочу ее получить и подхожу, как никто другой. Кстати, из компании звонили всем, кто мог дать мне рекомендации, и подробно расспрашивали. Так что, при приеме на работу проверяют будущего работника достаточно строго.
На боевом посту
- Работа оправдала ваши ожидания?
- Более чем! Мне очень нравится трудиться в этой организации, хотя порой приходится отдаваться целиком только работе. В конце года мы засиживаемся до двух часов ночи: считаем, сводим, пересчитываем. Подведение итогов требует колоссального внимания, терпения и выносливости. После Малайзийских авиалиний мне ничего не страшно (смеется).
- А жалованием Вы удовлетворены?
- У нас достойная зарплата, которая повышается каждый год. Кроме того, существуют бонусы, они выдаются накануне Нового года, часто сумма этой премии может достигать размера трех-четырех окладов, все зависит от доходов и результатов труда конкретного специалиста.
Бонусы выплачиваются всем, но те, у кого показатели хуже, или сотрудники, у которых были выговоры в течение года, получают меньшие суммы.
- Расскажите подробнее о штрафах. У вас строгая дисциплина?
- Руководство старается следить за соблюдением трудовой дисциплины. Мы приходим в офис к половине девятого, на входе обязательно используем магнитную карту. В течение дня мы можем выходить на обед - он занимает не больше часа, несколько раз можно устроить небольшой перерыв. Остальные часы сотрудники проводят на рабочем месте.
- Работа бухгалтера в вашей компании предполагает разъездной характер? Например, визиты в налоговую?
- Сейчас все перешли на электронное общение с ведомствами, это очень удобно. Больше нет необходимости покидать офис. Но когда это случается, то я пишу что-то вроде объяснительной, почему в определенное время буду отсутствовать.
- Как складываются ваши отношения с налоговой инспекцией?
- В целом довольно ровно. Мне кажется, что если ты профессионал и все делаешь вовремя и четко, то никаких проблем с проверяющими быть не должно. Правда и человеческий фактор никто не отменял. На одном из предыдущих мест службы у меня случился небольшой здесь конфликт с сотрудником налоговой инспекции, я сделал ему справедливое замечание, касающееся работы. Некоторые адекватно воспринимают такие комментарии в свой адрес, но тот человек обиделся. Каково же было мое удивление, когда потом я встретил его в инспекции, которая обслуживает наши авиалинии! Но, кажется, он забыл прошлые разногласия, и на работе нашей организации эта ссора не сказывается.
- В чем особенность бухучета авиакомпаний? Есть какие-то отличия и сложности?
- В целом нет. Основная сложность связана с объемом продаж - они у нас достаточно большие. Постоянно появляются новые рейсы, открываются новые направления. Другая проблема кроется в том, что в компании нет фиксированных цен на билеты, они меняются каждый день, в зависимости от сезона, даты, времени бронирования. Покупать билет за полгода намного дешевле, чем на кануне вылета. К тому же авиакомпания часто устраивает акции и распродажи. Поэтому сегодня можно заплатить одну цену за билет, а завтра она будет ниже на 30 процентов или выше на 50 процентов. И все эти нюансы мы должны учесть в своей работе.
- Наверное, сложно за всем уследить? У Вас случаются ошибки?
- Мы пользуемся специальной компьютерной программой, она постоянно дорабатывается и совершенствуется, но иногда случаются и ошибки, как же без этого. Как-то раз система не учла, что на два десятка билетов были сделаны огромные скидки во время проведения промоакции. Мы посчитали их по полной цене и потом недоумевали, куда же делись деньги? В такой ситуации главное, оперативно выяснить, в чем причина недостачи и исправить неточности.
- А вы несете материальную ответственность? Были случаи, когда приходилось платить за свои ошибки?
- Да, конечно, мы материально ответственные работники, этот пункт прописан в контракте. В первую очередь за все отвечает главный бухгалтер, но и с меня, как с заместителя, спрос велик, поэтому расслабляться никак нельзя.
Ошибок, за которые бы нам пришлось платить, к счастью, удавалось избежать. Какие-то небольшие суммы нам прощали, а крупных просчетов при мне не происходило. Хотя я работаю в компании почти четыре года.
- Кроме Вас, у главного бухгалтера много помощников?
- Да, шесть человек. Четверо на постоянной основе, среди них один кассир. Два человека работают с нами в пиковые периоды: когда дел особенно много, людей выделяют из коммерческого отдела. Хотя допоздна засиживаться приходится не всем, обычно остаемся главный бухгалтер и я.
- У вас есть желание дорасти до главного бухгалтера компании? Это реально?
- Я с большим уважением отношусь к нашему главному бухгалтеру - и мне еще есть чему у него учиться. Желание занять более высокий пост у меня, конечно есть, каким бы я был работником, если бы согласился остановиться на достигнутом и не мечтать о новых карьерных высотах. Хотя меня немного пугает, что наш главный бухгалтер посвящает работе очень много времени, он постоянно занят. Иногда я задумываюсь, смогу ли я выдержать такой ритм?
Вне стен офиса
- Вспомните самый приятный и неприятный моменты, которые у Вас случались в этой компании?
- Среди радостных воспоминаний - наши корпоративные мероприятия и тренинги, которые обычно проходят на островах или в джунглях. В этих случаях фирма оплачивает дорогу, проживание и питание. На обучающих семинарах устраиваются спортивные соревнования, различные игры. Мы получаем на тренингах много полезных навыков: моделируем ситуации, в том числе и конфликтные.
На мой взгляд, это отличный способ узнать коллег поближе и заранее найти пути выхода из будущих спорных моментов. Такие мероприятия поднимают командный дух и сплачивают коллектив. Я уже не говорю о том, что выехать на несколько дней на острова - само по себе приятно!
А что мне не нравится - так это большое количество документов, которые нам постоянно приходится заполнять. Они составляют, пожалуй, 30 процентов всей работы бухгалтерии и отнимают много времени и сил. Увы, практика работы с бумажными документами довольно распространена в малайзийских компаниях, особенно больших. Ситуация усугубляется еще и тем, что без очередного сданного или подписанного документа невозможно двигаться дальше, иногда эти бюрократические проволочки сильно тормозят работу.
- Скажите, лично Вы пользуетесь услугами авиакомпании, в которой работаете? И предоставляются ли Вам какие-то бонусы?
- Раз в год всем сотрудникам компании оплачивается билет в любую точку мира, куда летают малайзийские авиалинии. Мои коллеги обычно стараются выбрать далекие страны, чтобы получить наиболее дорогой билет. Я предпочитаю по-другому распоряжаться этим бонусом, обычно что-то заранее планирую, разрабатываю маршрут и под него подбираю рейсы.
В остальное время работникам предоставляется скидка на все билеты 30 процентов, что тоже довольно ощутимо. К тому же, мы первые узнаем о каких-либо выгодных акциях и распродажах, которые в скором времени будут проводиться. Поэтому сотрудники компании любят летать и с удовольствием посещают экзотические места.
- А как вы проводите свой отпуск?
- Я стараюсь проводить это время вне дома. На отдых государство отводит 15 рабочих дней в год. Использовать отпуск можно по разному: сразу все время или разбить на несколько частей. Мне нравится такая политика. Иногда хочется отдохнуть пару дней, прибавить их к нашим многочисленным праздникам или обычным выходным, получив таким образом полноценный отпуск. Если же сотрудник хочет подольше не выходить на работу, например, сразу две недели, то необходимо заранее написать заявление и этот вопрос будет обсуждаться с руководством. Потому что отпуска накануне Нового года или в напряженные периоды работы отдела не поощряются. Теоретически, уйти все равно можно, но никто так обычно не делает, за исключением форс-мажорных ситуаций.
- Вы рады своей профессии?
- Да, безусловно. Я работал бухгалтером в страховой компании, в туристической, в крупном торговом центре, затем в медучреждении и вот сейчас тружусь в авиакомпании. Возможно, однажды я устроюсь в организацию, которая занимается добычей и переработкой нефти.
У меня есть убеждение, что учиться и развиваться надо постоянно. Лично я хожу на различные курсы повышения квалификации - в большинстве случаев их оплачивает компания, но иногда и я сам. Считаю, что деньги, вложенные в образование, - одна из самых полезных трат. В любом ремесле нужно искать пути развития себя как личности, как профессионала, и бухгалтерия для этого дает массу возможностей!
С. Ивашенцева
"Расчет", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru