Предприятие промышленности - резидент особой экономической зоны
Организации, являющиеся резидентами особых экономических зон (ОЭЗ), по сравнению с другими компаниями имеют определенные экономические преимущества, в том числе связанные с предоставлением им налоговых льгот и преференций. Предприятие промышленности вполне может стать резидентом промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ. Следует учесть, что с 01.01.2012 изменился как порядок создания таких зон, так и порядок заключения соглашений об осуществлении соответствующей деятельности в ОЭЗ. Кроме того, внесены изменения в Налоговый кодекс, направленные на предоставление резидентам ОЭЗ еще больших преимуществ.
Отношения в сфере особых экономических зон в РФ регулируются:
- Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" (далее - Соглашение о СЭЗ);
- иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;
- законодательством РФ об ОЭЗ, которое состоит из Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон об ОЭЗ) и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов;
- иным законодательством РФ;
- указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и другими нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законодательством РФ об ОЭЗ.
В Закон об ОЭЗ внесены изменения Федеральным законом N 365-ФЗ*(1), которые начали действовать с 01.01.2012, и Федеральным законом N 409-ФЗ*(2), которые вступили в силу с 07.01.2012.
Что такое ОЭЗ?
В соответствии со ст. 2 Закона об ОЭЗ (в редакции Федерального закона N З65-ФЗ) особой экономической зоной признается часть территории РФ, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (СТЗ). ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Для обеспечения этих целей ОЭЗ одного типа или нескольких типов с 01.01.2012 допускается объединять решением Правительства РФ в кластер.
Кластер - это новый термин, означающий совокупность ОЭЗ одного типа или нескольких типов, управление которыми осуществляется одной управляющей компанией.
На территории РФ могут создаваться ОЭЗ следующих типов:
- промышленно-производственные;
- технико-внедренческие;
- туристско-рекреационные;
- портовые.
Нас интересуют первые два типа. Согласно п. 2 ст. 4 Закона об ОЭЗ промышленно-производственные ОЭЗ создаются не более чем на трех участках территории, площадь которых составляет не более чем 40 кв. км (до 01.01.2012 - на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 20 кв. км). Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 4 кв. км. Промышленно-производственные ОЭЗ созданы на территориях:
- Грязинского района Липецкой области - Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 782;
- Елабужского района Республики Татарстан - Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 784;
- муниципального района Ставропольский Самарской области - Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 621;
- муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области - Постановлением Правительства РФ от 16.12.2010 N 1032.
Технико-внедренческие ОЭЗ существуют на территориях городов:
- Москвы (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 779);
- Санкт-Петербурга (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 780);
- Дубны (Московская область) (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 781);
- Томска (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 783).
В силу п. 5 ст. 4 Закона об ОЭЗ на территории особой экономической зоны запрещены:
- разработка месторождений и добыча полезных ископаемых, за исключением минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, и металлургическое производство, за исключением производства прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки, производства полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, производства отливок, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
- переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
- производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.
С 01.01.2012 все ОЭЗ создаются на 49 лет (до указанной даты данный срок был установлен только в отношении портовой зоны, остальные ОЭЗ создавались на 20 лет). При этом, как и прежде, срок существования ОЭЗ не подлежит продлению. Исключение составляют зоны, созданные до дня вступления в силу Федерального закона N 365-ФЗ. Согласно ст. 9 этого закона в переходном периоде (в 2012 году) срок существования указанных зон может быть продлен путем заключения дополнительного соглашения к соглашению о создании ОЭЗ с учетом положений Закона об ОЭЗ (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ).
Кто такой резидент ОЭЗ?
Согласно п. 1 ст. 9 Закона об ОЭЗ резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами специальное соглашение. С 01.01.2012 заключается соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ. До указанной даты заключалось соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.
Пунктом 1 ст. 10 Закона об ОЭЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) предусмотрено, что резидент промышленно-производственной ОЭЗ вправе вести на территории этой зоны только промышленно-производственную деятельность (производство, переработку и реализацию товаров (продукции)) в пределах, установленных соглашением. С 01.01.2012 резидент обозначенной зоны вправе заниматься также деятельностью по логистике (оказанием услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров). Кроме того, по решению экспертного совета по технико-внедренческим ОЭЗ в промышленно-производственной ОЭЗ допускается осуществление технико-внедренческой деятельности.
Резидентом технико-внедренческой ОЭЗ на основании п. 2 ст. 9 Закона об ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении (до 01.01.2012 - о ведении) технико-внедренческой деятельности. Резидентом этой зоны также может стать индивидуальный предприниматель. Под технико-внедренческой деятельностью понимаются инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой ОЭЗ услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности. Ранее данная деятельность была более узкой и включала в себя создание, производство и реализацию научно-технической продукции, создание и реализацию программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона об ОЭЗ коммерческая организация (индивидуальный предприниматель) признается резидентом ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны. Данная запись вносится уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти*(3) (далее - уполномоченный орган) в течение трех дней с момента подписания соответствующего соглашения. После этого резиденту ОЭЗ выдается свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве такового. Кроме того, уполномоченный орган передает сведения о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ в налоговый и таможенный органы в течение трех дней со дня регистрации (ранее на это отводился один день). В этот же срок сообщение должно быть отправлено в органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов (если для резидента ОЭЗ применяются пониженные тарифы страховых взносов) (добавлено).
К сведению. Пунктом 4 ст. 10 Закона об ОЭЗ установлено, что резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ. Однако нормы, допускающие или запрещающие резидентам ОЭЗ осуществлять какую-либо деятельность за пределами территории ОЭЗ, за исключением запрета на ведение деятельности через филиалы и представительства за пределами такой зоны, в указанном законе отсутствуют. Поэтому организация - резидент ОЭЗ может осуществлять деятельность и иметь имущество (например, для сдачи в аренду) за пределами территории ОЭЗ (Письмо Минфина РФ от 28.02.2008 N 03-05-04-01/09). С этой целью она может создать обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством.
Как заключить соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ?
Чтобы стать резидентом ОЭЗ, предприятие промышленности должно заключить соглашение об осуществлении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Порядок заключения такого соглашения теперь един (вне зависимости от того, на территории какой зоны будет осуществляться деятельность) и установлен гл. 5 Закона об ОЭЗ. Главы 6-6.2 с 01.01.2012 признаны утратившими силу.
Итак, с 01.01.2012 в качестве сторон такого соглашения выступают резидент ОЭЗ, уполномоченный орган и управляющая компания (п. 1 ст. 12 Закона об ОЭЗ). За каждым из этих лиц закрепляются следующие обязанности.
Резидент ОЭЗ должен в течение срока действия соглашения осуществлять:
- деятельность, предусмотренную соглашением;
- инвестиции и капитальные вложения в объеме и сроки, установленные соглашением. Для резидента промышленно-производственной ОЭЗ сумма капитальных вложений должна составлять не менее 120 млн. руб. (за исключением нематериальных активов) (до 01.01.2012 минимальная величина исчислялась в евро по курсу ЦБ РФ на день представления заявки на заключение соглашения и составляла 3 млн. евро). При этом капитальные вложения в размере не менее 40 млн. руб. должны быть осуществлены им в течение трех лет со дня заключения соглашения (ранее - в размере 1 млн. евро и в течение года).
Уполномоченный орган выполняет полномочия, предусмотренные Законом об ОЭЗ, в том числе предоставляет резиденту в аренду земельный участок при условии, что таковой нужен ему для осуществления соответствующей деятельности.
Что касается управляющей компании, то она обязуется осуществлять необходимые действия в порядке и пределах, которые установлены соглашением об управлении ОЭЗ, в том числе обеспечить создание объектов инфраструктуры в этой зоне.
Соглашение об осуществлении деятельности может содержать другие права и обязанности сторон. При этом, как и прежде, резидент ОЭЗ не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению об осуществлении деятельности другому лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона об ОЭЗ (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ) лицо, намеревающееся получить статус резидента ОЭЗ (заявитель), должно представить в уполномоченный орган заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности. В заявке указываются сведения:
- о предполагаемой деятельности заявителя в ОЭЗ;
- о государственном или муниципальном имуществе, необходимом для осуществления предполагаемой деятельности заявителя;
- о площади земельного участка, необходимого для осуществления такой деятельности;
- о предполагаемых объемах инвестиций и капитальных вложений в период деятельности заявителя в ОЭЗ, в том числе об объеме капитальных вложений в течение трех лет со дня заключения соглашения;
- о величине необходимой присоединяемой мощности энерго-принимающих устройств заявителя, а также о видах, объеме и планируемой величине необходимой подключаемой нагрузки в отношении необходимых ресурсов (в том числе холодной и горячей воды, сетевого газа и тепловой энергии), используемых для предоставления услуг по тепло-, газо- и водоснабжению, иных ресурсов, необходимых для осуществления деятельности в ОЭЗ.
К заявке прилагаются копии учредительных документов (для юридических лиц) и бизнес-план, форму которого должен установить уполномоченный орган. Для рассмотрения заявки также понадобятся копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (эти документы представляются по собственной инициативе заявителя, в противном случае уполномоченный орган сделает соответствующий запрос).
После получения всех документов уполномоченный орган принимает и направляет заявителю не позднее чем через 10 рабочих дней одно из следующих решений:
1) решение о передаче заявки на заключение соглашения и бизнес-плана в экспертный совет. Этот совет в течение 30 дней должен принять и направить в уполномоченный орган решение о поддержке бизнес-плана или об отказе в этом. Причем решение экспертного совета может содержать одно или несколько обязательств по внесению изменений в бизнес-план, исполнение которых возлагается на заявителя и учитывается органами управления ОЭЗ при заключении соглашения. В свою очередь, уполномоченный орган в течение пяти дней должен направить заявителю в письменной форме уведомление о заключении соглашения (в случае принятия решения о поддержке бизнес-плана), отказе в заключении соглашения (при отказе в поддержке бизнес-плана) либо о заключении соглашения при условии выполнения заявителем обязательств по внесению изменений в бизнес-план;
2) решение о принятии заявки на заключение соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и бизнес-плана к рассмотрению (если бизнес-планом предусмотрен объем инвестиций в размере менее чем 30 млн. руб. и не требуется предоставление земельного участка). В этом случае в течение 30 дней с даты направления заявителю уведомления о принятии заявки уполномоченный орган подготавливает и передает заявителю и управляющей компании соглашение или направляет заявителю мотивированный отказ в заключении с ним данного соглашения;
3) решение об отказе в рассмотрении заявки на заключение соглашения. Отказ возможен в случае:
- непредставления лицом необходимых документов;
- отсутствия в границах ОЭЗ государственного или муниципального имущества, которое может быть передано во владение или пользование заявителю и соответствует условиям заявки;
- отсутствия в границах ОЭЗ свободного земельного участка, соответствующего условиям, указанным в заявке;
- несоответствия предполагаемой деятельности заявителя видам деятельности, осуществление которых разрешено в ОЭЗ;
- несоответствия предполагаемого объема капитальных вложений требованиям, установленным п. 3, 4 ст. 12 Закона об ОЭЗ (это касается капвложений резидентов промышленно-производственной (указано выше) и портовой ОЭЗ).
В течение 10 дней с даты принятия решения о заключении соглашения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю и управляющей компании соглашение об осуществлении деятельности. Это соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами.
В каких случаях соглашение об осуществлении деятельности в ОЭЗ прекращает действовать?
Согласно п. 1 ст. 21 Закона об ОЭЗ в случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности лицо утрачивает статус резидента ОЭЗ. Статьей 19 Закона об ОЭЗ установлено, что действие соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ прекращается:
- по окончании срока, на который оно было заключено;
- в случае его расторжения;
- при досрочном прекращении существования ОЭЗ;
- в случае прекращения деятельности юридического лица или деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Соглашение может быть расторгнуто по договоренности сторон либо судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным основаниям, предусмотренным Законом об ОЭЗ.
Существенными нарушениями условий соглашения со стороны резидента ОЭЗ, как и прежде, являются:
- осуществление в ОЭЗ предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;
- неосуществление предусмотренной им деятельности в течение 24 месяцев подряд с момента установления уполномоченным органом в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 8 Закона об ОЭЗ факта неосуществления деятельности;
- непредставление в уполномоченный орган в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;
- неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и сроки, которые установлены указанным соглашением (если таковые предусмотрены соглашением).
Причиной обращения уполномоченного органа в суд может стать наличие отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, если эта документация в разумный срок не доработана с учетом замечаний и предложений, изложенных в указанном заключении. Резидент ОЭЗ также вправе в судебном порядке потребовать расторжения соглашения, если органы управления ОЭЗ отказываются заключить договор аренды земельного участка или договор аренды государственного (муниципального) имущества.
В соглашении об осуществлении деятельности могут быть указаны иные действия резидента ОЭЗ и органов управления ОЭЗ, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий соглашения.
Заметим: в случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности расходы, понесенные в связи с его исполнением резидентом ОЭЗ, не возмещаются (п. 7 ст. 20 Закона об ОЭЗ). Более того, при досрочном прекращении действия соглашения об осуществлении деятельности в связи с существенным нарушением резидентом ОЭЗ условий соглашения лицо, утратившее статус резидента, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном указанным соглашением (п. 5 ст. 21 Закона об ОЭЗ). В то же время, если лицо было резидентом промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ, после утраты статуса резидента оно вправе продолжать заниматься предпринимательской деятельностью в этой зоне, но уже на общих основаниях.
Налогообложение резидентов ОЭЗ
Согласно новой ст. 5.1 Закона об ОЭЗ (дополнена Федеральным законом N 409-ФЗ) налогообложение указанных резидентов осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ранее об этом было сказано в ст. 36). Причем в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности не применяются акты законодательства РФ, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие их положение. Это не касается только актов законодательства РФ о налогах и сборах, связанных с налогообложением подакцизных товаров (ст. 38 Закона об ОЭЗ).
Налог на добавленную стоимость
В целях ведения резидентами ОЭЗ промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности товары помещаются ими под таможенную процедуру СТЗ (п. 8 ст. 37 Закона об ОЭЗ в редакции Федерального закона N 409-ФЗ). Содержание данной таможенной процедуры и условия помещения товаров под нее определяются Соглашением о СЭЗ. На основании п. 2 ст. 37 Закона об ОЭЗ под таможенную процедуру СТЗ не могут помещаться товары, предусмотренные указанным соглашением. Кроме того, перечень товаров, не подлежащих помещению под эту таможенную процедуру, может установить Правительство РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Соглашения о СЭЗ свободной таможенной зоной признается таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ (в том числе ОЭЗ) или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без принятия мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и запретов (ограничений) в отношении товаров Таможенного союза. В свою очередь, продавцы учитывают, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, помещаемых под таможенную процедуру СТЗ, применяется ставка по НДС в размере 0%. А вот акциз при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для СТЗ, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую ОЭЗ, уплачивается в полном объеме (пп. 1 п. 1 ст. 185 НК РФ).
Под таможенную процедуру СТЗ помещаются товары, предназначенные для размещения и использования резидентами на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, в целях ведения ими предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ (п. 1 ст. 11 Соглашения о СЭЗ). На основании п. 4 ст. 37 Закона об ОЭЗ товары, помещаемые под таможенную процедуру СТЗ, подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле. Если товары ввозятся на территорию промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ, в роли декларанта может выступить только резидент этой зоны. Для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ резидент ОЭЗ должен представить в таможенный орган соглашение об осуществлении деятельности на территории зоны и свидетельство о включении в реестр резидентов ОЭЗ или копии указанных документов, заверенные представившим их лицом (п. 9 ст. 37 Закона об ОЭЗ). Помимо этого, согласно п. 1 ст. 37.4 Закона об ОЭЗ резидент ОЭЗ обязан вести учет товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под эту процедуру, и представлять в таможенный орган отчетность об этих товарах. Любые изменения, происходящие с упомянутыми товарами, должны отражаться в учетных документах. Порядок ведения учета, формы отчетности и порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления в таможенный орган отчетности должен установить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
К сведению. До внесения в Закон об ОЭЗ изменений Федеральным законом N 409-ФЗ в п. 11 ст. 37 была зафиксирована обязанность резидентов промышленно-производственной и технико-внедренческой ОЭЗ представлять в таможенный орган в письменной форме сведения о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию ОЭЗ в соответствии с таможенным режимом СТЗ, совершаемых с ними операциях и товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций. Для этих целей использовалась форма для заявления сведений о декларируемых российских товарах, помещаемых под таможенный режим СТЗ (перечень товаров), приведенная в приложении 1 к Приказу ФТС РФ от 31.10.2006 N 1072. Срок для представления указанных сведений - не позднее чем за 15 дней до начала каждого календарного года, а в отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ, - не позднее чем за 15 дней до подачи таможенной декларации. Товары, не указанные в заявлении резидента, не подлежали помещению под таможенный режим СТЗ.
В силу ст. 12 Соглашения о СЭЗ товары могут находиться под таможенной процедурой СТЗ в пределах срока функционирования ОЭЗ, за исключением случая, когда лицо, поместившее товары под эту процедуру, утрачивает статус резидента либо принято решение о прекращении применения таможенной процедуры СТЗ на территории соответствующей зоны.
Отметим: согласно п. 1 ст. 37.1 Закона об ОЭЗ операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, определяются в соответствии с Соглашением о СЭЗ. В свою очередь, на основании п. 1 ст. 13 этого соглашения в отношении указанных товаров допускается совершение любых операций, если они соответствуют условиям соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ. Однако законодательством государств - членов Таможенного союза может быть установлен перечень запрещенных операций с товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, в СЭЗ, созданных (создаваемых) на территориях этих государств. В нашем случае такие запреты установлены. В пункте 1 ст. 37.1 Закона об ОЭЗ зафиксировано: на территориях промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ запрещается розничная продажа товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под такую процедуру. Более того, Правительство РФ вправе установить перечень иных запрещенных операций, совершаемых с товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, на территориях таких зон. Соответствующее постановление Правительства РФ вступает в силу не ранее чем через год после дня его официального опубликования.
Налог на прибыль
Перечислим преимущества, которые установлены гл. 25 НК РФ для резидентов ОЭЗ. Во-первых, согласно пп. 3 п. 1 ст. 259.3 НК РФ резиденты промышленно-производственной ОЭЗ в отношении собственных амортизируемых основных средств вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2. Во-вторых, резиденты ОЭЗ признают расходы на НИОКР (в том числе на НИОКР, не давшие положительного результата) в размере фактических затрат (то есть в полном объеме) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они осуществлены (абз. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ).
Остановимся также на том, по какой ставке резиденты ОЭЗ уплачивают налог на прибыль. Как известно, в общем случае налоговая ставка составляет 20%. При этом сумма налога, исчисленная по 2%-й налоговой ставке, зачисляется в федеральный бюджет, а по 18%-й ставке - в бюджеты субъектов РФ. В то же время ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков законами субъектов РФ, но не ниже 13,5%, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 284 НК РФ (добавлено Федеральным законом N 365-ФЗ).
Абзацем 5 п. 1 ст. 284 НК РФ предусмотрено: для организаций - резидентов ОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ. При этом если ранее было предусмотрено, что размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5%, то теперь он не может быть выше 13,5% (это и есть иное). Резиденты ОЭЗ вправе применять пониженную налоговую ставку при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории этой зоны.
Благодаря изменениям, внесенным в гл. 25 НК РФ Федеральным законом N 365-ФЗ, организации - резиденты технико-внедренческой ОЭЗ получают еще одно экономическое преимущество: для них на период с 01.01.2012 по 01.01.2018 налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% (новый п. 1.2 ст. 284 НК РФ). Нулевую ставку можно применять с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация приобрела статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ. Право на ее применение утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация утрачивает указанный статус.
Налог на имущество
Резиденты ОЭЗ находятся на особом положении и в части исполнения обязанностей плательщика налога на имущество. Согласно п. 17 ст. 381 НК РФ организации - резиденты ОЭЗ освобождаются от налогообложения в отношении имущества, учтенного на их балансе, которое создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, используется на этой территории в рамках соглашения о создании такой зоны и расположено на ее территории. До 01.01.2012 льгота применялась в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества, после этой даты - в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет имущества.
Также следует отметить, что с 01.01.2012 начала действовать еще одна льгота. Согласно пп. 22 (введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ) указанной статьи освобождаются от налогообложения судостроительные организации, имеющие статус резидентов промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении имущества:
- учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидентов ОЭЗ;
- созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной ОЭЗ.
Земельный налог
Льгота по данному налогу для организаций - резидентов ОЭЗ установлена п. 9 ст. 395 НК РФ: освобождение действует в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с месяца (ранее - с момента) возникновения права собственности на каждый земельный участок. Минфин в Письме от 30.11.2011 N 03-05-05-02/61 подчеркнул: указанная налоговая льгота предоставляется только организации, являющейся резидентом ОЭЗ, в отношении земельного участка, расположенного на территории этой зоны и приобретенного указанной организацией после ее регистрации в качестве резидента.
Кроме того, благодаря Федеральному закону от 07.11.2011 N 305-ФЗ с 01.01.2012 судостроительные организации - резиденты промышленно-производственной ОЭЗ освобождены от обязанности по уплате земельного налога в отношении земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, которые принадлежат им на праве собственности и используются в целях строительства и ремонта судов. Льгота действует в течение 10 лет с даты регистрации указанных организаций в качестве резидентов ОЭЗ (п. 11 ст. 395 НК РФ).
Транспортный налог
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налоге. При установлении налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. В связи с этим для резидентов ОЭЗ субъектами РФ, на территории которых созданы эти зоны, могут быть установлены преференции по транспортному налогу.
О страховых взносах для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ
Помимо преимущества в части уплаты налогов, для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ установлены пониженные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в части выплат, производимых физическим лицам, работающим на территории указанной зоны или промышленно-производственной ОЭЗ. Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков (в том числе интересующих нас) в переходный период установлены ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС".
Период | Тарифы страховых взносов, % | Справочно:общая нагрузка по страховым взносам, % | |||
ПФ РФ | ФСС | ФФОМС | ТФОМС | ||
2011 год | 8,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 14,0 |
2012-2017 годы | 8,0 | 2,0 | 4,0 | 0,0 | 14,0 |
2018 год | 13,0 | 2,9 | 5,1 | 0,0 | 21,0 |
2019 год | 20,0 | 2,9 | 5,1 | 0,0 | 10,0 |
В части страховых взносов в ПФ РФ будут действовать следующие пониженные тарифы, установленные ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Период | Тарифы страховых взносов в ПФ РФ, % | |||
Общий | Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
Страховая часть трудовой пенсии | Страховая часть трудовой пенсии | Накопительная часть трудовой пенсии | ||
2011-2017 годы | 8,0 | 8,0 | 2,0 | 6,0 |
2018 год | 13,0 | 13,0 | 7,0 | 6,0 |
2019 год | 20,0 | 20,0 | 14,0 | 6,0 |
Еще одно преимущество для резидентов ОЭЗ
С 01.01.2012 иностранные граждане, привлекаемые к работе резидентами ОЭЗ, могут быть отнесены к категории высококвалифицированных специалистов. Напомним: в отношении доходов таких специалистов применяется налоговая ставка по НДФЛ в размере 13% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Кроме того, в отношении указанных лиц законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ предусмотрен упрощенный миграционный режим.
Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами установлены ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Согласно п. 1 этой статьи (в редакции Федерального закона N 365-ФЗ) высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия его привлечения к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):
- в размере не менее 1 млн. руб. из расчета за год (365 календарных дней), если специалист привлекается к трудовой деятельности резидентом промышленно-производственной ОЭЗ;
- в размере не менее 700 тыс. руб. из расчета за год (365 календарных дней), если иностранного гражданина привлекает к трудовой деятельности резидент технико-внедренческой ОЭЗ (за исключением индивидуальных предпринимателей).
* * *
Став резидентом ОЭЗ, предприятие промышленности, с одной стороны, получает определенные преимущества (в том числе пользуется налоговыми льготами), а с другой - берет на себя ряд обязательств. Например, на территории ОЭЗ резидент вправе заниматься только теми видами предпринимательской деятельности, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности в ОЭЗ, обязан осуществлять инвестиции и капитальные вложения в объеме и сроки, установленные этим соглашением. Так, для резидента промышленно-производственной ОЭЗ размер капитальных вложений составляет как минимум 120 млн. руб.
Ю.А. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар",
автор многочисленных публикаций по
бухгалтерскому учету и налогообложению
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(3) После упразднения Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами его функции Указом Президента РФ от 05.10.2009 N 1107 были переданы Минэкономразвития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"