Сотрудник в 2009 и 2010 годах состоял на учете в центре занятости населения и по его направлению выполнял общественные работы. Включаются ли выплаты, полученные за такие работы, в средний заработок для расчета пособий?
Прежде чем ответить на ваш вопрос, поясним основные моменты, связанные с направлением граждан на общественные работы центром занятости населения.
Договоры о совместной деятельности. Содействуя проведению государственной политики занятости населения, центры занятости заключают с организациями - участниками оплачиваемых общественных работ договоры о совместной деятельности (п. 10 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.97 N 875 (далее - Положение)).
По условиям таких договоров организация-работодатель берет к себе на работу для выполнения общественных работ граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения.
В соответствии с пунктом 6 Положения общественные работы могут быть организованы по различным видам экономической деятельности. Среди них - уборка, озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма, уход за престарелыми, инвалидами и больными и др.
Финансирование общественных работ. Общественные работы финансируются за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы (п. 5 ст. 24 Закона РФ от 19.04.91 N 1032-1, далее - Закон N 1032-1).
При этом безработным гражданам - участникам общественных работ центр занятости населения может оказывать материальную поддержку (п. 5 ст. 24 Закона N 1032-1).
Трудовые и социальные гарантии. С безработными гражданами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор (абз. 10 ч. 1 ст. 59 ТК РФ и п. 2 ст. 24 Закона N 1032-1).
Минимальный срок договора законодательно не установлен, а предельный - не должен превышать пять лет (п. 2 ч. 1 ст. 58 ТК РФ). Гражданин может расторгнуть его по собственной инициативе досрочно при устройстве на постоянную или другую временную работу (п. 2 ст. 24 Закона N 1032-1 и абз. 3 п. 13 Положения).
За фактически выполненную работу гражданину выплачивается заработная плата, размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом *(1) (абз. 6 ч. 1 ст. 2 ТК РФ и п. 16 Положения).
Указанная выплата облагается:
- страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ;
- взносами на случай травматизма - в соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ;
- НДФЛ - на основании пункта 1 статьи 210 НК РФ.
От редакции. Если участие в общественных работах не считается для гражданина подходящей работой, то в период участия гражданина в таких работах центр занятости населения может продолжать выплачивать ему пособие по безработице (абз. 1 п. 17 и абз. 1 п. 18 Положения). Период участия в общественных работах засчитывается в трудовой стаж - организация-работодатель делает соответствующую запись в трудовой книжке. Указанный период включается и в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию (абз. 2 п. 14 Положения).
Граждане, участвующие в общественных работах, имеют право на соответствующие гарантии и льготы, установленные законодательством о труде и социальном страховании, например - на отпуск по беременности и родам, обеспечение пособиями на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (абз. 1 п. 14 Положения).
Теперь ответим на вопрос. При расчете пособия по временной нетрудоспособности учитываются все выплаты и вознаграждения, которые были начислены сотруднику в расчетном периоде и с которых уплачиваются страховые взносы в ФСС России в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в том числе и заработок, полученный у другого работодателя (ч. 1 и 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ и п. 2 и 6 Положения о расчете пособий).
Следовательно, вы должны учесть выплаты, полученные вашим сотрудником за участие в общественных работах, если он представит соответствующую справку о сумме заработка от работодателя, организовавшего эти общественные работы (ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Данный материал подготовлен при участии специалистов Тюменского регионального отделения ФСС РФ: Светланы Владимировны Спиридоновой, главного специалиста правового отдела, и Ирины Анатольевны Белоносовой, заместителя начальника отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Ю.А. Никерова,
старший научный редактор журнала "Зарплата"
1 января 2012 г.
"Зарплата", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". С 1 января 2009 года по 31 мая 2011 года включительно МРОТ был равен 4330 руб. С 1 июня 2011 года он составляет 4611 руб. в месяц (ст. 1 вышеназванного закона). - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Зарплата"
"Зарплата" - профессиональное практическое издание для бухгалтера и работника отдела кадров. Все материалы и рекомендации журнала нацелены на возможность практического применения, как оперативного, так и долгосрочного.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23886 от 28.03.2006 г., выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия