Бухучет подвергся точечной корректировке
Приказ Минфина России от 24.12.2010 N 186н внес многочисленные поправки в отечественный бухгалтерский учет. Данный документ был зарегистрирован Минюстом России 22 февраля 2011 г. В первую очередь глобальные поправки получило Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, которое в таком объеме не изменялось более десяти лет. Кроме этого откорректированы и несколько ПБУ и методических указаний. Принимать во внимание нововведения придется уже сейчас, так как указанный приказ вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 г.
Семь поправок для Положения N 34н
В последнее время Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России еще 29.07.98 N 34н (далее - Положение N 34н), действительно стало, мягко говоря, отставать от современности. Но изменения, которые в него внес комментируемый приказ, связаны далеко не только с этим фактом. Каких же норм коснулись изменения?
1. Документы о государственной регистрации объектов недвижимости выведены из состава первички, отсутствие которой могло означать наличие незавершенных капитальных вложений (п. 41 Положения N 34н). Упоминание о таких документах вызывало многочисленные споры о моменте включения в состав основных средств объектов недвижимости. Из-за этого возникали судебные разбирательства, когда налогоплательщики пытались уйти от уплаты налога на имущество, сознательно не регистрируя построенный объект. И хотя налоговики выиграли подавляющее большинство судов (см., например, Определение ВАС РФ от 27.04.10 N ВАС-3094/10), в Минфине решили убрать даже теоретическую возможность для спора.
Кроме того, из п. 41 Положения N 34н исключено правило, согласно которому объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию отражались как незавершенные капитальные вложения.
2. Следующее изменение касается компаний, у которых есть вложения в акции других организаций, которые котируются на фондовой бирже и котировка которых регулярно публикуется. Такие организации при составлении бухгалтерского баланса всегда будут отражать указанные вложения на конец отчетного года по рыночной стоимости.
Раньше такой порядок был предусмотрен только для случая, когда рыночная стоимость оказывалась ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. Из-за образовавшейся разницы бухгалтерам приходилось формировать резерв под обесценение финансовых вложений. Теперь такая необходимость отпала. Соответствующие изменения внесены в п. 45 Положения N 34н. Заметим, что аналогичный порядок уже давно прописан в ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".
3. Из пункта 48 Положения N 34н исчез перечень основных средств, по которым амортизация не начисляется. Ранее в нем значились основные средства, переведенные на консервацию продолжительностью не менее трех месяцев, объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (объекты лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т.п.), продуктивный скот, буйволы, волы и олени, а также приобретенные издания (книги, брошюры и т.п.).
Очевидно, финансисты решили, что для определения объектов, по которым амортизация не начисляется, достаточно норм ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Кстати, установленный в Положении N 34н перечень основных средств, по которым амортизация не начисляется, не соответствовал аналогичному списку, приведенному в ПБУ 6/01.
И еще одно новшество в отношении учета основных средств. В пункте 49 Положения N 34н теперь сказано, что переоценка основных средств производится не на начало, а на конец года. Более подробно о новых правилах переоценки мы расскажем чуть позже.
4. Исключены из Положения N 34н п. 50-53. Они посвящались, в частности, порядку учета такого анахронизма, как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Все эти четыре больших пункта в настоящее время легко заменяет последний абзац п. 5 ПБУ 6/01. В нем сказано, что активы стоимостью не более 20 000 руб. (забегая вперед, скажем, что комментируемым приказом этот лимит увеличен до 40 000 руб.) за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов.
5. Наконец-то из состава нематериальных активов исключены организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный капитал). Соответствующее изменение внесено в п. 55 Положения N 34н.
Уже давно действует ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", в котором указанные расходы отсутствуют. Таким образом, Минфин России устранил присутствующее до сих пор несоответствие норм, закрепленных в разных нормативных актах по бухгалтерскому учету.
Также приведено в соответствие с нормами ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" и отражение в учете отрицательной деловой репутации организации. Она списывается на финансовый результат в состав прочих доходов единовременно в полной сумме, а не равномерно, как было ранее (п. 56 Положения N 34н).
6. Специалисты Минфина России откорректировали п. 65 Положения N 34н. Напомним, что он регламентировал порядок отражения в бухгалтерском балансе затрат, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам. Согласно прежней редакции этой нормы такие затраты показывались как расходы будущих периодов и подлежали списанию в порядке, установленном в организации (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Теперь же эта норма звучит так: "Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида".
Заметим, что в новой форме баланса, утвержденной приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, нет строки для отражения расходов будущих периодов.
Очевидно, что сальдо расходов будущих периодов придется распределять между строками "Прочие внеоборотные активы" и "Прочие оборотные активы", в зависимости от срока их будущего признания.
Еще более странно, что из Положения N 34н исключен п. 81, где было сказано, что доходы будущих периодов отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей. Ведь даже в новой форме бухгалтерского баланса осталась строка "Доходы будущих периодов".
7. Минфин России ликвидировал п. 72 Положения N 34н. А ведь в нем было прописано основание для создания целой массы резервов:
- на предстоящую оплату отпусков работникам;
- выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- выплату вознаграждений по итогам работы за год;
- ремонт основных средств;
- производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
- предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
- предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
- гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
- покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина России.
Какие же резервы теперь вправе создавать компания? Однозначно можно сказать, что остаются отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности. Ведь их создание прямо предусмотрено в п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Также компания сможет создавать резерв на покрытие предвиденных расходов по договорам строительного подряда (на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт созданного объекта и т.п.). Это прямо предусмотрено в п. 12 ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда".
Обратите внимание: создание резерва по сомнительным долгам становится обязательным. Ранее в п. 70 Положения N 34н говорилось, что компания может создавать такие резервы. Теперь же в этой норме сказано, что организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Новые правила для переоценки
Комментируемый приказ внес изменения сразу в несколько нормативно-правовых актов бухгалтерского учета в отношении переоценки основных средств и нематериальных активов.
На наш взгляд, нововведения можно даже назвать революционными.
Как мы уже отметили ранее, согласно новой редакции п. 49 Положения N 34н теперь переоценка основных средств будет проводиться не на начало, а на конец года. Аналогичное изменение внесено в п. 43-47 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания) и в п. 15 ПБУ 6/01.
Кроме того, в отражении результатов переоценки не будет задействован счет нераспределенной прибыли (непогашенного убытка). Соответствующие изменения внесены в п. 15 ПБУ 6/01 и в п. 48 Методических указаний.
Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.
Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Также на финансовый результат в качестве прочих расходов относится и превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды.
Кроме того, из п. 15 ПБУ 6/01 исключено требование о раскрытии в бухгалтерской отчетности сумм, отнесенных на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Заметим, что аналогичные изменения появились и в ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".
Откорректирован учет основных средств
Во-первых, приняты долгожданные поправки по поводу лимита стоимости, по которой основные средства могут быть отнесены к материально-производственным запасам. С 20 000 руб. он увеличен до 40 000 руб. Таким образом, в налоговом и бухгалтерском учете стоимостный критерий для учета объектов в составе основных средств стал одинаковым.
Во-вторых, произошли изменения в Методических указаниях. Регистрационные сборы больше не включаются в первоначальную стоимость основных средств. Земельные участки и объекты природопользования исключены из состава объектов, которые переоценке не подлежат.
Серьезно изменился п. 52 Методических указаний. Начало начисления амортизации по объектам, требующим государственной регистрации, больше не зависит ни от факта регистрации, ни от факта подачи документов на регистрацию. Если объект принят к бухгалтерскому учету - нужно начислять амортизацию.
Из Методических указаний исключен п. 69, посвященный порядку создания резерва на предстоящий ремонт основных средств. Очевидно, такая поправка идет во взаимосвязи с изменениями, внесенными в Положение N 34н в отношении создания различных резервов.
ПБУ 18/02 получило уточнения
Не осталось без реформ и ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций". Значительно изменен п. 14 ПБУ 18/02, в котором был установлен порядок определения отложенных налоговых активов. Теперь в этой норме речь идет об изменении величины отложенных налоговых активов в отчетном периоде. Она равняется произведению вычитаемых временных разниц, не только возникших, но и погашенных в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную на отчетную дату. Раньше говорилось только о возникших вычитаемых временных разницах.
Уточнены и правила пересчета величины отложенных налоговых активов в случае изменения ставок по налогу на прибыль. Теперь такой пересчет делается на дату, предшествующую дате начала применения новых ставок. А возникшая после пересчета разница будет относиться не на счет учета нераспределенной прибыли (непогашенного убытка), а на счет учета прибылей и убытков.
Точно такие же изменения в отношении отложенных налоговых обязательств внесены и в п. 15 ПБУ 18/02.
При составлении бухгалтерской отчетности п. 19 ПБУ 18/02 предоставлял бухгалтерам право отражать в балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства. Теперь в этой норме появилось исключение. Воспользоваться таким порядком нельзя, если законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено раздельное формирование налоговой базы.
Кроме того, из п. 19 ПБУ 18/02 исчезли условия, которые должна была выполнить компания для отражения в бухгалтерском балансе сальдированной суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства.
А. Анищенко,
эксперт по бухгалтерскому
учету и налогообложению,
Л. Клименкова,
"ЭЖ"
"Новая бухгалтерия", выпуск 3, март 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16