Ценовая политика в свете новых налоговых правил
Обосновывать цены сделок фирме помогает ценовая политика. В связи с недавними изменениями законодательства ее нужно подкорректировать.
Для того чтобы обеспечить выполнение новых требований законодательства, а также не быть застигнутыми врасплох при налоговой проверке цен сделок, необходимо провести ряд мероприятий. Нужно выполнить диагностику существующей ценовой политики (в случае ее отсутствия - сформировать), проанализировать все сделки между взаимозависимыми лицами, подготовить документацию по обоснованию всех применяемых в сделках цен и т.д.
Ценовая политика
Налоговики в целях контроля цен будут сравнивать сделки между взаимозависимыми лицами со сделками, совершаемыми с участием независимых лиц с учетом критерия сопоставимости. Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ) введена статья 105.5 Налогового кодекса. В ней прописаны условия сопоставимости.
Напомним, сделки будут сопоставимыми, если их совершают в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях или если такие условия либо не оказывают существенного влияния на результаты сделок, либо их можно нивелировать с помощью корректировок*(1). При анализе сопоставимости учитывают следующие критерии*(2):
- характеристики товаров (работ, услуг);
- характеристики функций, рисков и активов сторон;
- договорные, экономические условия деятельности контрагентов по сделке, их рыночные (коммерческие) стратегии.
А для формирования ценовой политики можно пойти от обратного. Поэтому фирме в своей политике ценообразования логично прописать порядок определения цены по каждой несопоставимой сделке. Ценовая политика должна быть утверждена высшим органом управления компании или ее руководителем. Издают политику в виде приказа или распоряжения. Нормативных требований к ней нет. Однако Методические рекомендации по реформе предприятий*(3) дают представление о том, что должна содержать ценовая политика. Кроме того, данные для ее формирования можно почерпнуть из введенной Законом N 227-ФЗ главы 14.6 Налогового кодекса, посвященной соглашению о ценообразовании. Можно воспользоваться ее условиями и указать*(4):
- виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг);
- порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;
- перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам. В связи с этим также необходимо предусмотреть периодичность мониторинга цен и определить ответственных за мониторинг лиц.
Методы ценообразования
Закон N 227-ФЗ посвящен контролю цен по сделкам в рамках группы связанных между собой лиц (как юридических, так и физических) - трансфертным ценам. Поэтому на работу по анализу таких сделок нужно обратить особое внимание. В мировой практике используют пять основных правил ценообразования в сделках между взаимозависимыми лицами (они предусмотрены рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития о трансфертном ценообразовании): сопоставление с независимыми ценами; цены перепродажи; "издержки плюс"; разделение прибылей; чистая прибыль сделки.
Однако в Законе N 227-ФЗ при проведении налогового контроля совершения сделок между взаимозависимыми лицами предусмотрены несколько иные методы:
1) сопоставимых рыночных цен;
2) цены последующей реализации;
3) затратный;
4) сопоставимой рентабельности;
5) распределения прибыли.
При помощи данных методов необходимо определить, соответствует ли цена сделки с взаимозависимыми лицами рыночному уровню. Выбирают метод с учетом того, какой из них в полной мере позволит оценить рыночную цену исходя из обстоятельств. Приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Поэтому использовать иные способы допустимо, только если метод сопоставимых цен применить невозможно или он не позволит обоснованно сделать вывод о соответствии цен сделки рыночным. Возможна также комбинация двух и более методов. Но если и они не позволят сделать выводы, то соответствие цен рыночным может быть определено исходя из независимой оценки рыночной цены предмета сделки (но только в случае разовых сделок).
Отметим, что крупнейшие компании могут избежать претензий со стороны инспекторов, если заранее заключат с ними соглашение о ценообразовании. То есть заранее договорятся о том, как будут определены цены для целей расчета налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ и НДС в контролируемых сделках.
Применение методов ценообразования
/-----------------------\ /---------------------\
| метод сопоставимы |--------------------\ |- метод цены последу-|
|рыночных цен (основной)| \-| ющей реализации |
\-----------------------/ нельзя определить, |- затратный метод |
соответствует ли |- метод сопоставимой |
цена сделки с взаимо- | рентабельности |
зависимыми лицами |- метод распределения|
рыночному уровню /---| прибыли |
| \---------------------/
/-----------------------\ |
| независимая оценка | |
| рыночной цены |------------------/
\-----------------------/
Источники определения цен
Для обоснования всех применяемых в сделках цен компания обязана отслеживать динамику на рынке, подкрепляя сведения данными из официальных источников, биржевыми котировками, маркетинговыми исследованиями и любыми другими документами. Законом N 227-ФЗ сняты практически все ограничения на источники информации, к которым фирма может прибегнуть для защиты своих цен. Все доступные в целях налогового контроля источники разделены на две группы*(5). К первой относят:
- информацию о ценах и котировках бирж;
- таможенную статистику внешней торговли;
- сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), в опубликованных или общедоступных изданиях и информационных системах;
- данные информационно-ценовых агентств;
- информацию о сделках, совершенных фирмой.
Вторая группа - дополнительная. Ее используют, лишь если налоговики не смогли применить ничего из первой группы. Во вторую группу входят:
- сведения о ценах (пределах их колебаний) в опубликованных, общедоступных изданиях и информационных системах;
- сведения из бухгалтерской и статистической отчетности, опубликованные в общедоступных изданиях, на сайтах российских или иностранных фирм;
- данные о рыночной стоимости объектов оценки по законодательству РФ или иностранных государств.
Перечень источников сведений о ценах расширен, что дает дополнительные возможности как компаниям, так и налоговикам при контроле сделок. Цена сделки в любом случае будет считаться рыночной, если оценка произведена независимым оценщиком. А также в том случае, если для определения цены было заключено соглашение о ценообразовании или фирма действовала согласно предписанию антимонопольного органа. Во всех иных ситуациях цену товара (работы, услуги) будут признавать рыночной, пока налоговиками не доказано обратное. Оспорить мнение инспекции компания может, представив документы, обосновывающие уровень цен. Особое внимание налоговики уделяют экспортным операциям*(6), арендным обязательствам*(7), посредническим договорам, договорам займа, лицензионным соглашениям. Отметим, что формальным поводом для проверки цены сделки может быть непроявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента. Поэтому на каждого контрагента необходимо сформировать досье, состоящее хотя бы из минимального набора учредительных и регистрационных документов: устава, выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства ИНН, документов о полномочиях лиц, подписавших договор.
Каждая фирма, цены по сделкам которой существенно отличаются друг от друга, должна обосновать применяемые цены и доказать, что их можно считать рыночными.
О. Альшанцева,
бухгалтер-консультант компании Intercomp Global Services
Мнение. Шесть шагов по подготовке ценовой политики
Сергей Лихачев, старший юрист, компания Goltsblat BLP
1. Проинвентаризируйте свои сделки на предмет их контролируемости в соответствии с новыми нормами Налогового кодекса. Обратите внимание на особые правила для переходного периода 2012-2013 гг.
2. Примите необходимые структурные решения, позволяющие отнести отдельные сделки к неконтролируемым. Например, регистрация сбытовой и производственной компаний в одном субъекте РФ (или их слияние) позволит исключить из-под налогового контроля сделки между указанными лицами.
3. Определите применимую методику ценообразования и используемые источники информации с учетом установленной приоритетности методов, фактических обстоятельств и условий совершения сделок.
4. Проанализируйте проводимые на рынке сопоставимые сделки исходя из имеющихся доступных источников (биржевых котировок, статистической информации, справочно-информационных баз и пр.).
5. На основании проведенного анализа подготовьте документацию, обосновывающую соответствие применяемых цен рыночному уровню и содержащую информацию о контролируемых сделках, функциях участников сделок, применимых методах. Обязательно привлеките для подготовки документации юристов.
6. Подготовьте и направьте уведомления о контролируемых сделках в налоговую инспекцию не позднее 20 мая 2013 года.
"Актуальная бухгалтерия", N 2, февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 3 ст. 105.5 НК РФ
*(2) п. 4 ст. 105.5 НК РФ
*(3) утв. приказом Минэкономики России от 01.10.1997 N 118
*(4) п. 3 ст. 105.19 НК РФ
*(5) ст. 105.6 НК РФ
*(6) пост. Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 N 6284/07, ФАС ЗСО от 24.12.2010 N А27-13916/2008, ФАС МО от 06.12.2010 по делу N КА-А40/14051-10
*(7) пост. ФАС ВВО от 20.07.2009 N А82-8508/2008-20, от 28.08.2009 N А11-12735/2008, ФАС ЦО от 28.09.2009 N А36-386/2009, от 02.02.2011 N А14-2869/2010/84/24
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.