Комментарий к письму Минфина России от 12.10.2011 N 03-03-06/2/154
При выдаче банком своим клиентам призов в ходе маркетинговых мероприятий, неминуемо возникает вопрос налогообложения их стоимости. Из письма и комментария специалистов вы узнаете, как подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций стоимость таких подарков.
Налогоплательщик спрашивает, могут ли учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций расходы на стимулирующие маркетинговые мероприятия, в рамках которых настоящие и потенциальные клиенты банка получают вознаграждение в материальной или в нематериальной форме.
Здесь существует два вопроса, поскольку выдача вознаграждения в материальной или в нематериальной форме не бывает без проведения каких-либо стимулирующих маркетинговых мероприятий. Во-первых, это вопрос о расходах на стимулирующие маркетинговые мероприятия, а во-вторых, вопрос о расходах в виде вознаграждения.
Полагаю, что вышеуказанные расходы необходимо учитывать на основании одной и той же нормы - подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), поскольку расходы в виде вознаграждения осуществляются в рамках проведения стимулирующего маркетингового мероприятия. Есть некоторые нюансы, о которых необходимо рассказать.
Так, согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.
Пунктом 4 статьи 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Пункт 4 статьи 264 НК РФ содержит перечень расходов, которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций и относятся к расходам на рекламу. В данном перечне есть и виды расходов, учитываемые в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.
При этом нахождение определенного вида расходов в данном перечне не гарантирует того, что они будут учтены для целей налогообложения, поскольку еще одним важным критерием их учета является обоснованность и документальное подтверждение.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, учтенные в документах, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Вышеуказанное положение является общим и применяется ко всем операциям, совершаемым налогоплательщиками, в частности, при осуществлении расходов на рекламу.
При этом каких-либо специальных положений в отношении учета расходов на рекламу, например, каким должно быть обоснование или документальное подтверждение, глава 25 не содержит.
Таким образом, необходимо использовать общие положения налогового законодательства. Учитывая их, полагаю, что расходы на стимулирующие маркетинговые мероприятия организация может учесть для целей налогообложения прибыли организаций в полном размере, в расходы в виде вознаграждения только в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. Хотелось бы обратить внимание на обоснованность вышеуказанных расходов.
Так, одним из критериев их обоснованности является направленность стимулирующего маркетингового мероприятия на привлечение в организацию новых, а также на сохранение имеющихся клиентов.
В этом можно удостовериться, проанализировав письма Минфина России от 04.08.2009 N 03-03-06/1/513, от 03.06.2011 N 03-03-06/2/86 и от 12.10.2011 N 03-03-06/2/154.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 2, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.