Комментарий к письму Минфина России от 11.11.2011 N 03-03-06/1/738
Как отразить в учете расходы после окончания срока действия договора на право установки и эксплуатации рекламной конструкции.
Обязательным условием учета расходов в виде арендных платежей за земельный участок для целей налогообложения прибыли организаций является действующий договор аренды, прошедший государственную регистрацию.
Если на момент перечисления арендных платежей договор не действует, то расходы по нему не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.
Право на установку конструкции
По мнению ведомства, расходы по договору на право установки и эксплуатации рекламной конструкции, срок которого истек, осуществляются в том же порядке, что и по договору аренды.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок, установленный Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
На период действия договора владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для осуществления ее эксплуатации, техническим обслуживанием и демонтажем (часть 8 ст. 19 Федерального закона "О рекламе"). По окончании срока действия договора обязательства сторон по договору прекращаются.
Для размещения рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, необходимо заключить договор с собственниками.
Договор может быть заключен только после победы на торгах, проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в форме аукциона или конкурса.
Обязательным условием признания в расходах суммы платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции является наличие действующего договора. Таким образом, если организация победила в конкурсе, то оплату можно будет учесть только после заключения указанного договора.
Нормы аренды не для НДС
Арендаторы федерального имущества, имущества субъектов и муниципального имущества, арендованного у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, признаются налоговыми агентами согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Указанная норма действует для отношений, возникших с 1 января 2009 года.
С 1 января 2011 года обязанности налогового агента возникают и у арендатора имущества казенного учреждения. Распространяется ли норма абзаца первого пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ на лиц, приобретающих услуги по предоставлению рекламного места на здании, находящемся в муниципальной собственности?
Сейчас в налоговом законодательстве прямые нормы по данному вопросу отсутствуют. Однако позиция финансового ведомства и судебная практика однозначны. Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минфина России от 30.07.2009 N 03-07-11/189, обязанности налогового агента у арендатора в данном случае не возникает, поскольку он приобретает услугу по предоставлению рекламного места, а не услугу по предоставлению имущества в аренду. К аналогичному выводу пришли суды в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.2011 по делу N А75-6019/2010, определением ВАС РФ от 19.09.2011 N ВАС-11815/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 2, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.