"Спорные вопросы применения УСН"
(интервью с Ю. Подпориным, заместителем начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России)
Рассмотреть наиболее спорные ситуации в принятии расходов в УСН мы попросили заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрия Подпорина.
- ИП размещает информацию о себе и об основных видах своей деятельности в печатных изданиях без пометки "на правах рекламы". Вправе ли он учесть данные затраты в качестве расходов на рекламу?
- Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
При этом товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Статьей 16 Закона установлено, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Таким образом, если индивидуальный предприниматель размещает информацию о себе и об основных видах своей деятельности в печатных изданиях, специализирующихся на рекламной информации, то расходы на размещение такой информации могут быть учтены в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, как расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания на основании подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В этом случае пометки "реклама" или "на правах рекламы" не требуется.
Если названная информация размещена в печатном издании, не специализирующемся на рекламной информации, без пометки "реклама" или "на правах рекламы", то такие расходы к расходам на рекламу не относятся и при определении налоговой базы по налогу при УСН учитываться не должны.
- Считается ли наружной реклама, размещенная на рекламных конструкциях, находящихся внутри зданий?
- В связи с тем, что рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц, информация, размещенная внутри здания, такой не является.
- Относится ли к наружной рекламе реклама, размещенная на транспортных средствах?
- Да, относится, если информация размещена на внешней стороне транспортных средств.
- В каких случаях можно учесть в составе рекламных расходов затраты на изготовление для сотрудников визиток?
- Согласно подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания учитываются при применении УСН.
В названном пункте ст. 346.16 НК РФ расходы на изготовление визитных карточек для работников не указаны. В связи с этим налогоплательщики, применяющие УСН, уменьшать полученные доходы на указанные расходы не вправе.
Вместе с тем если на визитках, изготовленных для работников, есть сведения об организации и реализуемых ею товарах (оказываемых услугах), затраты на изготовление таких визиток будут уже рекламными расходами, которые при упрощенной системе уменьшают налоговую базу.
- Можно ли учесть в составе расходов на рекламу (если рекламных, то каких - нормируемых или не нормируемых) затраты на изготовление сувенирной продукции с логотипом ИП?
- Расходы на изготовление сувенирной продукции с логотипом индивидуального предпринимателя могут быть учтены при налогообложении при условии, что данные расходы соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, а деятельность по распространению такой продукции признается рекламой на основании Федерального закона "О рекламе".
При этом необходимо отметить, что указанные расходы для целей налогообложения могут быть признаны в составе расходов на рекламу, указанных в последнем абзаце п. 4 ст. 264 НК РФ и учитываемых в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Об этом же указывается в письме Минфина России от 07.02.2005 N 03-04-11/18.
- Можно ли учесть рекламные расходы в случае отсутствия у ИП таких доказательств, как тексты рекламных статей, рекламные слоганы, видео- и аудиозаписи роликов, фотоотчеты, скрины интернет-страниц и т.д.?
- В соответствии с п. 2 ст. 346.16 и п. 252 НК РФ расходы, учитываемые при налогообложении, должны быть документально подтверждены.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
В связи с этим расходы на рекламу индивидуального предпринимателя могут быть учтены при налогообложении при наличии соответствующего договора, заключенного с рекламораспространителем, и платежных документов.
- В составе каких рекламных расходов (нормируемых или не нормируемых) следует учитывать затраты на вступительный взнос на участие в выставках?
- В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на участие в выставках, в том числе в виде вступительного взноса, учитываются при налогообложении в фактически осуществленном размере, т.е. не нормируются.
- Можно ли учесть в составе рекламных расходов затраты на украшение торговых залов и витрин в период праздников?
- Нет, такие расходы при налогообложении учтены быть не могут, поскольку не отвечают требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ о том, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Беседовала Е. Рубцова
"Арсенал предпринимателя", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Арсенал предпринимателя"
ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ N ФС77-36567 от 08.06.2009 г.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru