Учет товарных операций государственных (муниципальных) учреждений
В результате реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) с 2011 г. значительно расширились виды приносящей доход деятельности бюджетных учреждений. Одним из названных видов деятельности является торговая деятельность. Это один из наиболее распространенных видов предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Основные вопросы ее осуществления в достаточной степени урегулированы в нормативно-правовых документах. В частности, основные правовые аспекты торговой деятельности зафиксированы во второй части Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и детализированы в ряде подзаконных актов.
Товары являются частью материальных запасов, которые приобретены или получены от других юридических или физических лиц и предназначены для продажи. Ниже приведены определения товаров, зафиксированные в ГК РФ и Налоговом кодексе РФ (НК РФ).
Согласно ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 "Оборотоспособность объектов гражданских прав" ГК РФ.
Товаром по НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.
Под торговой деятельностью понимается продажа приобретенных товаров. Ее отличительной особенностью является то, что приобретаемые активы не перерабатываются. Закупку и продажу товаров могут осуществлять любые хозяйствующие субъекты, как специализированные торговые, так и неспециализированные, для которых торговля является одним из видов хозяйственной деятельности. К ним с 2011 г. можно отнести и учреждения бюджетной сферы.
Торговую деятельность разделяют на розничную и оптовую. Согласно ст. 492 ГК РФ приобретение и продажа товаров могут быть отнесены к розничной торговле, если товары приобретены для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом продажа может осуществляться как за наличный расчет, так и с оплатой по кредитным карточкам или по расчетным чекам банков. В целом розничная торговля - это процесс доведения товаров непосредственно до потребителей.
Оптовая торговля согласно ст. 560 ГК РФ связана с приобретением и продажей товаров юридическим лицам для осуществления ими предпринимательской деятельности вне зависимости от того, применяются наличные или безналичные расчеты. В целом оптовая торговля - это процесс продвижения товаров от производителя в розничную торговую сеть.
Общая стоимость проданных товаров называется товарооборотом. В зависимости от вида покупателя товарооборот может быть оптовым или розничным. Разграничение оптового и розничного товарооборота приведено в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности продукции, работ и услуг (ОК 004-93).
Оптовый товарооборот - это товарооборот, вытекающий из продажи товара предприятиям и учреждениям, посредническим, сбытовым и другим организациям для дальнейшего их использования в производстве, а также для последующей перепродажи.
В свою очередь, оптовый товарооборот подразделяется на:
- складской оборот - продажа товаров со склада торговому посреднику (торговой организации или индивидуальному предпринимателю) для дальнейшей перепродажи или организациям для профессионального использования;
- транзитный оборот - продажа товаров со складов поставщиков, минуя склады оптовой организации;
- внутрисистемный оборот - отпуск товаров одной базой другим базам одной и той же оптовой организации.
В действующей на настоящий момент практике оптовой торговой деятельности основной формой реализации товаров является складской оборот.
Розничный товарооборот - это продажа товаров конечным потребителям (главным образом населению) за наличный расчет для личного потребления или домашнего использования.
Работники, профессиональная деятельность которых связана с хранением и перемещением материальных запасов (в том числе и товаров), при поступлении на работу заключают с учреждением договор о полной материальной ответственности. Договор может быть заключен с работниками, достигшими 18 лет. Он составляется в двух экземплярах: первый - учреждению, второй остается у материально ответственного лица. В этом договоре указываются права и обязанности сторон, фамилия, имя и отчество материально ответственного лица, его домашний адрес, паспортные данные, дата приема на работу, подписи сторон. Действие договора распространяется на все время работы с вверенными работнику материальными запасами.
Различают две формы материальной ответственности: индивидуальная и бригадная. При индивидуальной форме за материальные ценности отвечает один работник (применяется в кассе, на складе учреждения). При бригадной форме ответственность за сохранность материальных запасов несут все члены бригады. Бригадная форма вводится, когда невозможно разграничить материальную ответственность между отдельными работниками. В этом случае руководитель учреждения должен выпустить приказ о бригадной ответственности, на основании которого составляется договор. Договор не переоформляют при выбытии из состава бригады менее 50% работников. При принятии в члены бригады новых работников они включаются в уже составленный договор.
Основанием для привлечения работников к материальной ответственности является материальный ущерб (недостача). Привлечение к материальной ответственности производится руководством учреждения после подведения итогов инвентаризации, тщательной проверки причин недостачи с учетом письменных объяснений материально ответственных лиц.
Возмещение материального ущерба между членами бригады распределяется пропорционально заработной плате и фактически проработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения недостачи.
Отметим, что работодатели могут самостоятельно взыскивать с виновных работников причиненный ими ущерб, не превышающий среднемесячного заработка работника (ст. 248 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)). Распоряжение о производстве удержания должно быть сделано в течение месяца со дня окончательного установления размера причиненного ущерба.
Если месячный срок истек или сумма причиненного ущерба превышает среднемесячный заработок виновного работника, взыскание может быть произведено только в судебном порядке. Если работник согласен добровольно возместить причиненный ущерб, превышающий его среднемесячный заработок, путем удержаний из начисленной заработной платы, следует в письменной форме оформить его обязательство с указанием размера (процентов, суммы) ежемесячных удержаний.
При осуществлении торговой деятельности учреждению следует самостоятельно выбрать единицу бухгалтерского учета товарных запасов, закрепив данный аспект в своей учетной политике. Выбранный метод должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о товарных запасах, а также контроль за их наличием и движением. Единицей товарных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. В условиях автоматизации бухгалтерского и складского учета учреждений предпочтительнее учет товаров по номенклатурным номерам (каждому виду товара с одинаковой ценой присваивается один номенклатурный номер). Учреждение разрабатывает систему нумерации товаров либо пользуется той, которая предлагается бухгалтерской программой.
Аналитический учет товаров, переданных на реализацию, ведется в разрезе материально ответственных лиц, мест реализации в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики. Уровни аналитического учета учреждение определяет самостоятельно. Аналитический учет товаров, приобретенных для продажи, можно вести с использованием карточки количественно-суммового учета материальных ценностей (форма 0504041).
При организации документального учета товарных операций учреждение может воспользоваться формами, предусмотренными Альбомом унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций, утвержденным постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций". Основные формы общих первичных учетных документов по торговым операциям обобщены в табл. 1.
Таблица 1
Первичные документы учета торговых операций (общие)
Хозяйственная операция | Документ | |
Наименование | Номер формы | |
1. Поступление товаров | 1.1. Акт о приемке товаров | |
1.2. Приходный групповой отвес | ||
1.3. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей | ||
1.4. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров | ||
1.5. Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика | ||
1.6. Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика | ||
1.7. Акт о завесе тары | ||
1.8. Журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары | ||
1.9. Накладная на внутреннее перемещение товаров и тары | ||
1.10. Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли) | ||
1.11. Сопроводительные документы поставщика: | ||
- спецификация | ||
- сертификат | - | |
- паспорт качества и др. | - | |
2. Выбытие товаров | 2.1. Заказ - отборочный лист | |
2.2. Заказ | ||
2.3. Упаковочный ярлык | ||
2.4. Спецификация | ||
2.5. Товарная накладная | ||
2.6. Расходный отвес (спецификация) | ||
2.7. Журнал учета выполнения заказов покупателей | ||
2.8. Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей | ||
2.9. Акт о списании товаров | ||
2.10. Накладная на внутреннее перемещение товаров и тары | ||
2.11. Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной торговли) | ||
3. Инвентаризация и проверки | 3.1. Инвентаризационный ярлык | |
3.2. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей | ||
3.3. Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных | ||
3.4. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение | ||
3.5. Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути | ||
3.6. Акт о контрольной (выборочной) проверке яиц | ||
3.7. Акт о перемеривании тканей | ||
4. Прочие товарные операции | 4.1. Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров | |
4.2. Акт о переборке (сортировке) плодоовощной продукции | ||
4.3. Акт об уценке лоскута | ||
5. Расчетные документы | 5.1. Платежное требование | |
5.2. Счет | ||
5.5. Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере | ||
5.6. Счет-фактура |
К общим документам учета торговых операций наряду с указанными в табл. 1 относятся следующие первичные учетные документы:
- Товарный ярлык (форма N ТОРГ-11);
- Журнал учета движения товаров на складе (форма N ТОРГ-18);
- Сопроводительный реестр сдачи документов (форма N ТОРГ-31);
а также документы, исполняющие функции аналитического учета:
- Карточка количественно-стоимостного учета (форма N ТОРГ-28);
- Товарный отчет (форма N ТОРГ-29);
- Отчет по таре (форма N ТОРГ-30);
- Товарный журнал работника мелкорозничной торговли (форма N ТОРГ-23).
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с учетом изменений, внесенных Законом N 83-ФЗ). При этом с 01.01.2011 бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств, и поэтому в Законе N 94-ФЗ их нужды отделены от государственных и муниципальных нужд, а сами учреждения выделены в категорию "иных" (в отличие от государственных и муниципальных) заказчиков. Однако порядок размещения заказов для нужд бюджетных учреждений остается единым с порядком размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 1, ст. 5 Закона N 94-ФЗ).
При этом согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ бюджетные учреждения во всех случаях заключают по итогам размещения заказов гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетных учреждений, которые в целях Закона N 94-ФЗ также именуются "контрактами" наравне с государственными и муниципальными.
С 01.01.2011 Федеральным казначейством на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ведется Единый реестр контрактов, в который включаются сведения о государственных контрактах, заключенных от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, а также гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов РФ, муниципальных бюджетных учреждений.
Порядок ведения реестра контрактов в соответствии с ч. 6 ст. 18 Закона N 94-ФЗ установлен Положением о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 N 1191 (далее - Положение).
В силу ч. 3 ст. 18 Закона N 94-ФЗ и п. 4 Положения в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта заказчики обязаны направить в Федеральное казначейство сведения, указанные в пп. 1-7 ч. 2 ст. 18 Закона N 94-ФЗ. В свою очередь, Федеральное казначейство осуществляет размещение на официальном сайте указанных сведений в течение 3 рабочих дней со дня их получения (ч. 4 ст. 18 Закона N 94-ФЗ, п. 6 Положения). Учитывая, что положения ч. 3 ст. 18 Закона N 94-ФЗ распространяются на все категории заказчиков, бюджетные учреждения, отнесенные к иным заказчикам, обязаны направлять в Федеральное казначейство сведения, поименованные в ст. 18 Закона N 94-ФЗ, о заключенных ими гражданско-правовых договорах.
Законом N 94-ФЗ предусмотрено, что в реестр контрактов не включаются:
- сведения о контрактах, заключенных в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ (если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке)*(1);
- сведения, касающиеся заключения контрактов, составляющие государственную тайну, которые включаются в отдельный реестр контрактов и не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети Интернет (ч. 7 ст. 18 Закона N 94-ФЗ).
Соответственно, во всех иных случаях сведения о контракте (гражданско-правовом договоре) подлежат направлению в орган, осуществляющий ведение реестра контрактов, для размещения на официальном сайте.
Приобретение товаров учреждением осуществляется преимущественно посредством заключения договора купли-продажи. По договору купли-продажи в соответствии со ст. 454 ГК РФ одна сторона обязуется передать товар в собственность другой стороне, которая обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму. Данный договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (п. 2 ст. 455 ГК РФ).
Такой договор выполняет следующие функции:
- юридически закрепляет отношения между сторонами договора, придавая им характер обязательств, выполнение которых оговорено в законе;
- определяет порядок и способы их исполнения;
- предусматривает способы защиты обязательств от их неисполнения сторонами договора.
Срок исполнения договора продавцом устанавливается в самом договоре. Если такой срок не установлен, то обязательство по договору должно быть исполнено в разумный срок. Аспекты хозяйственных отношений, не затронутые в договоре, регламентируются действующим законодательством.
В соответствии со ст. 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается выполненной в момент:
- вручения товара покупателю, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара (в этом случае прием товара производится на складе покупателя);
- предоставления товара в распоряжение покупателя в месте нахождения товара (прием производится покупателем на складе поставщика).
Согласно п. 2 ст. 458 ГК РФ установлено, что в случае, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца считается выполненной в момент сдачи товара перевозчику или отделению связи. В данном случае приемка товара производится на станции железной дороги, пристани или в аэропорту.
По договору купли-продажи продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором, и документы на товар (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, правовыми актами, договором.
Определение договора поставки дано в ст. 506 ГК РФ: по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Следовательно, договор поставки применяется при продаже товаров для использования их в качестве промежуточного потребления:
- дальнейшей переработки;
- выполнения работ;
- оказания услуг;
- дальнейшей перепродажи.
По договору поставки поставляются:
- продукция собственного производства;
- товары, приобретенные для перепродажи.
Договор поставки оформляется при длительных хозяйственных связях, может предусматривать поставку товаров в течение всего действия договора отдельными партиями. Если при этом сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) не определены договором, то согласно ст. 508 ГК РФ товары должны поставляться равномерными партиями помесячно. В договоре поставки может быть предусмотрен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.). При этом досрочная поставка товара может производиться только с согласия покупателя.
Договор поставки должен содержать:
- характеристику товара (наименование, марку, тип, размеры, качественные характеристики);
- порядок определения качества товара (соответствие стандартам, техническим условиям, специальным условиям, техническому описанию, образцам, сертификатам и т.д.);
- количество товара (вес, длина, площадь, объем, штуки, комплекты и пр.);
- цену товара (указывается в договоре или оформляется протоколом согласования цены);
- порядок изменения и согласования цены товара;
- порядок расчетов за поставленный товар (предоплата, авансовые платежи, оплата по факту поставки, оплата по факту реализации полученного товара и другие варианты);
- вид расчетов (безналичным путем, наличными денежными средствами; аккредитивами и пр.);
- сроки и условия поставки (фиксированная дата поставки; период времени, в течение которого должна быть произведена поставка; график поставок);
- упаковку и маркировку товара;
- порядок приемки товара (сроки, место приемки, проверку по количеству, качеству, комплектности, ассортименту, методы проверки: сплошной или выборочный, порядок оформления результатов приемки, порядок урегулирования претензий, сроки устранения недоделок и замечаний);
- обязанности сторон.
Если продавец и покупатель удалены друг от друга, то одним из важнейших условий договора между названными контрагентами являются условия доставки товаров, которую поставщик осуществляет согласно договору. Условия поставки, равно как и момент перехода права собственности на активы, влияют на определение пропорции, в которых общая сумма транспортных расходов распределяется между поставщиком и покупателем.
В данном аспекте возможны три варианта:
- все транспортные расходы оплачивает поставщик;
- все транспортные расходы оплачивает покупатель;
- часть транспортных расходов оплачивает поставщик, часть - покупатель.
Порядок распределения транспортных расходов между поставщиком и покупателем определяется условиями франкировки. Термин "франко" означает, до какого звена на пути движения товаров от производителя до покупателя покупатель освобождается от уплаты транспортных расходов - табл. 2.
Таблица 2
Основные виды франко
Основные виды франко | Кто оплачивает транспортные расходы | |
Поставщик | Покупатель | |
Франко-склад поставщика | - | 1 + 2 + 3 |
Франко-вагон станция отправления | 1 | 2 + 3 |
Франко-вагон станция назначения | 1 + 2 | 3 |
Франко-склад покупателя | 1 + 2 + 3 | - |
Примечания: 1. Цифра 1 означает расходы по доставке товаров от склада поставщика до станции отправления и по погрузке товаров в вагон. 2. Цифра 2 означает расходы по оплате тарифа за перевозку товаров от станции отправления до станции назначения. 3. Цифра 3 означает расходы по выгрузке товаров из вагона и доставке их на склад покупателя. |
Согласно п. 125 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), товары, приобретенные учреждением для продажи, принимаются к учету по их фактической стоимости. Учреждения, осуществляющие розничную торговлю, товары, переданные в реализацию, вправе учитывать по их розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки.
Пункт 102 Инструкции N 157н определяет, что фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
- таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
- суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе - расходы по доставке). Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материальных запасов, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости;
- суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием);
- иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.
Учреждения вправе не включать в фактическую стоимость приобретаемых товаров затраты по заготовке и доставке (включая страхование груза во время пути), а относить их в составе расходов на финансовый результат текущего финансового года. По мнению автора, такой подход к учету затрат по заготовке и доставке (транспортно-заготовительных расходов - ТЗР) имеет важное значение для организации бухгалтерского учета товарных операций учреждений и позволяет значительно сократить объем затрат на его ведение. Это объясняется тем, что учет полной себестоимости единицы товаров не характерен для торговой деятельности по причине неудобства и нерациональности. Чем больше ассортимент товаров и товарооборот, тем сложнее и бесполезнее становится процедура распределения транспортных и иных косвенных расходов на приобретение товаров между конкретными единицами.
Традиционно в коммерческих торговых предприятиях основой оценки товаров выступает цена приобретения их у поставщиков. Прочие расходы, связанные с приобретением товаров, прежде всего транспортные, учитываются отдельно и списываются в уменьшение финансового результата от продажи товаров в полной сумме, относящейся к текущему отчетному периоду, либо пропорционально стоимости проданных товаров и их остатка на складе.
Словом, в учетной политике учреждения целесообразно отразить, что учет товаров ведется по фактической стоимости их приобретения, а ТЗР подлежат учету в составе расходов на продажу.
Необходимо отметить, что учреждения, занимающиеся торговлей и формирующие издержки обращения, обязаны соблюдать нормы ст. 320 НК РФ, а именно разделять расходы каждого месяца на прямые и косвенные. При этом сумма прямых издержек обращения в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
- определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
- определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
- рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;
- определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
Отражение издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, - один из условных методологических приемов бухгалтерского учета. Это одна из форм капитализации расходов, т.е. внесение их в актив и, как следствие, их трактовка не как понесенных, а в сущности как будущих расходов. В состав издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, включаются только транспортные расходы исходя из принципа значимости - они в наибольшей степени логически очевидны и существенно увеличивают (утяжеляют) себестоимость товарных запасов. Рассмотрим данный расчет на примере.
Пример 1
Издержки обращения учреждения за отчетный месяц имеют следующую структуру:
- транспортные расходы - 98 000 руб.;
- расходы на оплату труда - 100 000 руб.;
- отчисления на социальные нужды - 34 000 руб.;
- амортизация объектов основных средств - 25 000 руб.;
- расходы на рекламу - 17 000 руб.;
- расходы на упаковку - 1000 руб.
Итого расходы - 275 000 руб.
Транспортные расходы, приходящиеся на остаток нереализованных товаров на начало месяца (не списанные в прошлом отчетном месяце), - 22 000 руб. Себестоимость (стоимость приобретения) проданных за отчетный месяц товаров - 450 000 руб. Остаток товарных запасов по себестоимости (стоимости приобретения) на конец отчетного месяца - 215 000 руб.
Рассчитаем сумму прямых транспортных расходов на остаток товара на конец отчетного месяца.
Определим средний процент транспортных расходов в объеме товарных запасов учреждения за отчетный месяц:
[(22 000 руб. + 98 000 руб.) / (450 000 руб. + 215 000 руб.)] х 100% = 18,05%.
Определим размер транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на конец отчетного месяца:
215 000 руб. х 18,05% = 38 808 руб.
В отчетном месяце на уменьшение финансового результата учреждения текущего финансового года по правилам налогового учета следует включить издержки обращения в размере:
(22 000 руб. + 275 000 руб.) - 38 808 руб. = 258 192 руб.
Фактическая стоимость товаров, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и Инструкцией N 157н.
Единым Планом счетов установлено, что наличие и движение товаров отражается на счете 10500 "Материальные запасы", содержащем аналитический код вида синтетического счета 8 "Товары", а учет торговой надбавки - аналитический код вида синтетического счета 9 "Торговая наценка".
В соответствии с Инструкцией N 174н бюджетные учреждения нового типа учет товаров и торговой наценки осуществляют соответственно на счетах:
- 010538000 "Товары - иное движимое имущество учреждения";
- 010539000 "Наценка на товары - иное движимое имущество учреждения".
Пункт 32 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), устанавливает, что поступление и внутреннее перемещение товаров оформляются товарно-сопроводительными документами поставщика (продавца), иным документом, подтверждающим получение бюджетным учреждением (отгрузку, передачу) материальных ценностей, оформленным в рамках обычая делового оборота, содержащим обязательные реквизиты первичного учетного документа. Пункт 45 Инструкции N 174н уточняет, что принятие к бухгалтерскому учету товаров, приобретенных учреждением для продажи, осуществляется по фактической стоимости на основании первичных учетных документов: акта о приемке материалов (ф. 0315004), накладной поставщика (и других аналогичных документов). Акт по форме 0315004 составляется также, если имеются расхождения фактического объема полученных товаров, их качества и номенклатуры с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика товаров.
Поступление товаров отражается записями:
- при поступлении от поставщика:
Д-т сч. 210538340 "Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения" (соответствующих счетов аналитического учета)
К-т сч. 230234730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";
- при поступлении от подотчетных лиц:
Д-т сч. 210538340 "Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения" (соответствующих счетов аналитического учета)
К-т сч. 220834660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов".
Суммы налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленные учреждению поставщиками по приобретенным товарам, отражаются записью:
Д-т сч. 221001560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"
К-т сч. 230234730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов" и 220834660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов".
В дальнейшем суммы НДС к возмещению (зачету) из бюджета отражаются записью:
Д-т сч. 230304830 "Уменьшение кредиторской задолженности по НДС"
К-т сч. 221001660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".
Право на налоговый вычет по НДС возникает у учреждения при выполнении следующих условий:
- товары, при оплате которых уплачивается НДС, предназначены для предпринимательской (облагаемой НДС) деятельности;
- товары оприходованы (учтены в учете);
- в наличии надлежащим образом оформленный счет-фактура.
Поскольку учреждения, осуществляющие розничную торговлю, вправе учитывать переданные на реализацию товары по их розничной цене, отдельной бухгалтерской записью отражается также торговая надбавка (наценка):
Д-т сч. 210538340 "Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения" (соответствующих счетов аналитического учета)
К-т сч. 210539440 "Изменение за счет наценки стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения".
При этом составляется справка по форме 0504833 с приложением расчета торговой наценки.
Торговая наценка (надбавка) - это составная часть продажной цены товаров, представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара. Она предназначена для возмещения расходов на продажу, получения прибыли и уплаты косвенных налогов (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и т.п.). Отражение торговой наценки в учете означает, что хозяйствующий субъект ведет учет товаров по продажной, розничной цене.
Например, от поставщика поступила партия товара в количестве Q по цене Р за единицу товара. К покупной цене единицы товара была установлена торговая наценка N. Таким образом, розничная цена единицы товара составила Р + N. При этом на счете учета товаров (счет 210538340) поступившая партия товара будет числиться по продажной стоимости: (P + N) х Q.
Отметим, что учет товаров по покупным ценам позволяет максимально упростить определение покупной стоимости проданных товаров при ведении расчетов с большим количеством поставщиков, а также процедуру переоценки товаров (достаточно на ценнике зачеркнуть старую цену и написать новую, без оформления специального акта переоценки). Тем не менее данный порядок не получил широкого применения в розничной торговле из-за сложности учета выбытия товаров. Как правило, при розничной продаже товаров покупателю не выдается никаких документов, кроме чека контрольно-кассовой техники, в котором стоимость проданных товаров указана в продажных ценах, при этом в явном виде отсутствует информация о стоимости проданных товаров в покупных ценах.
Порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении учреждениями расчетов в случае продажи товаров установлен Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Поэтому учреждению следует приобрести, зарегистрировать в налоговом органе и поставить на учет ККТ.
Приобретать необходимо технику, которая внесена в Государственный реестр ККТ и соответствует требованиям, установленным в п. 3 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовый техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями".
Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неприменение ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Под неприменением ККТ понимается:
- фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);
- использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;
- использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;
- использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
- пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), устанавливает, что при реализации учреждением товаров с применением ККТ на основании показателей контрольно-кассовых машин (кассовых чеков) не реже одного раза в день следует составлять первичный (сводный) учетный документ о кассовой выручке, т.е. приходный кассовый ордер. Следует отметить, что принятие к бухгалтерскому учету документов, оформляющих операции с наличными денежными средствами, содержащие исправления, не допускается.
Дата признания в бухгалтерском учете операций по принятию, выбытию (списанию с учета) материальных запасов в целом и, соответственно, товаров в частности, определяется исходя из положений п. 115 Инструкции N 157н, устанавливающих правила признания обязательств, финансовых результатов (доходов, расходов). При этом Инструкция N 157н не содержит каких-либо дополнительных норм по дате признания обязательств или расходов.
В то же время п. 295 Инструкции N 157н определяет правила признания доходов. Оценка доходов производится по продажной цене, сумме сделки, указанной в договоре, признание доходов осуществляется по методу начисления, дата признания определяется по дате перехода права собственности на услугу, товар, готовую продукцию, работу.
Обоснованно предположить, что принятие к учету товара бухгалтер учреждения должен осуществлять также в момент перехода права собственности на него. Для этого необходимо проанализировать положения договора с поставщиком.
Как правило, право собственности на товар переходит к покупателю в момент поступления товара на его склад. В таком случае основанием для отражения товара в бухгалтерском учете (т.е. для записей по дебету балансового счета 210538340 "Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения") служат сопроводительные документы поставщика и акт о приемке. К сопроводительным документам поставщика относятся товарная накладная, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, счет-фактура, закупочный акт и т.д. По этим документам бухгалтер точно может определить покупную стоимость поступившего товара.
Иногда договор с поставщиком содержит условие, что право собственности на товар переходит к покупателю в момент оплаты товара. В данной ситуации при поступлении неоплаченного товара бухгалтеру следует отразить его покупную стоимость на основании товаросопроводительных документов поставщика и акта о приемке на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение". При этом составляется проводка только по дебету счета 02, так как в забалансовом учете не применяется двойная запись. На дату оплаты товара составляется запись по кредиту счета 02 и отражается поступление товара в обычном порядке:
дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 210538340 "Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения"
К-т сч. 230234730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов".
При учете товаров по продажной стоимости дополнительно оформляется запись на сумму торговой наценки:
дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 210538340 "Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения"
кредит счета 210539440 "Изменение за счет наценки стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения".
Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании первичных документов. По товарам данная операция оформляется требованием-накладной по форме 0315006 и отражается записью:
Д-т сч. 210538340 (в аналитическом учете - материально ответственное лицо)
К-т сч. 210538340 (в аналитическом учете - материально ответственное лицо).
По мнению автора, в аналитическом учете в данной операции может отражаться не только уровень материально ответственных лиц, но и уровень мест хранения товара.
Пример 2
На склад учреждения поступили товары от поставщика на сумму 200 000 руб.*(2). Со склада товары на сумму 150 000 руб. выданы продавцу розничной торговой точки.
Поступление товара от поставщика отражается следующей записью:
Д-т сч. 210538340 (склад)
К-т сч. 230234730 - 200 000 руб.
Передача товара со склада в магазин отражается следующей записью:
Д-т сч. 210538340 (розничный магазин)
К-т сч. 210538340 (склад) - 150 000 руб.
В данном случае списание товаров с балансового учета производится не в момент выдачи со склада, а в момент получения от структурного подразделения учреждения (розничной торговой точки) документа о продаже (выбытии) данного актива.
Отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций по реализации товаров осуществляется на сумму продажной стоимости на основании Справки-отчета кассира (форма 0330106), Приходного кассового ордера (форма 0310001) записью:
Д-т сч. 220134510 "Поступления средств в кассу учреждения"
К-т сч. 240110130 "Доходы от оказания платных услуг".
Данная запись характерна для товарных операций, когда момент продажи товара совпадает с моментом оплаты данной покупки покупателем.
Для оптовой торговли начисление доходов от реализации товаров на основании товарного отчета и прилагаемых к нему документов (отгрузочных документов, счетов, счетов-фактур и т.д.) отражается записью:
Д-т сч. 220530550 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг"
К-т сч. 040110130 "Доходы от оказания платных услуг".
Списание проданных товаров с баланса по учетной стоимости на основании Товарного отчета и Справки (форма 0504833) отражается записью:
дебет счета 240110130 "Доходы от оказания платных услуг"
кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 210538440 "Уменьшение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения".
В общеустановленном порядке, по нормам Налогового кодекса РФ, бюджетные учреждения уплачивают НДС с операций продажи товаров, при этом начисление сумм налога от продажной стоимости (выручки) производится по расчетной ставке 18/118 или 10/110 и отражается записью:
Д-т сч. 240110130 "Доходы от оказания платных услуг"
К-т сч. 230304730 "Увеличение кредиторской задолженности по НДС".
Если учетная цена на товары - покупная стоимость (стоимость приобретения), то оценка товаров при выбытии производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Применение одного из указанных способов определения стоимости товаров при выбытии по группе (виду) активов осуществляется в течение финансового года непрерывно.
На практике применяется, как правило, второй способ оценки выбытия товара. При этом определение средней фактической стоимости товаров производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и поступивших товаров запасов в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска). Необходимо обратить внимание на фразу "на дату списания (отпуска)", т.е. среднефактическую стоимость необходимо определять на каждую дату выбытия (списания) товаров.
Пример 3
Имеются следующие данные по движению товара "А" в оптовой торговой деятельности учреждения (табл. 3).
Таблица 3
Данные по движению товара "А" в оптовой торговой деятельности учреждения
Дата | Приход | Расход | Остаток | ||||||
Количество, ед. | Цена, руб. | Сумма, руб. | Количество, ед. | Цена, руб. | Сумма, руб. | Количество, ед. | Цена, руб. | Сумма, руб. | |
Остаток на начало периода | 50 | 15 | 750 | ||||||
10 мая | 100 | 16,50 | 1650 | ||||||
12 мая | 120 | 16 | 1920 | 30 | 16 | 480 | |||
15 мая | 70 | 18 | 1260 | ||||||
25 мая | 90 | 17,4 | 1566 | 10 | 17,4 | 174 | |||
28 мая | 30 | 16 | 480 |
Для определения средней фактической стоимости товара "А", который был реализован 12 мая, необходимо произвести следующие арифметические расчеты:
- (50 х 15) + (100 х 16,50) / (50 + 100) = 16 руб.;
- 120 х 16 = 1920 руб.
Средняя фактическая стоимость товара "А", реализованного 25 мая, определяется следующим образом:
- (30 х 16) + (70 х 18) / (30 + 70) = 17,4 руб.;
- 90 х 17,4 = 1566 руб.
Если учет товаров учреждение ведет по продажным ценам, то в конце каждого отчетного периода производится расчет реализованного наложения (реализованной торговой наценки). По своей сути этот расчет представляет собой распределение суммы отраженных в учете торговых наценок между реализованными товарами и остатком товаров на складе. При этом в учетной политике учреждения следует закрепить выбранный учреждением метод такого распределения. Отметим, что в соответствии с п. 25 Инструкции N 157н относящиеся к нереализованным товарам суммы наценок уточняются по результатам инвентаризации (на основании инвентаризационных описей).
Данный методологический прием бухгалтерского учета применяется, так как при принятии в качестве учетной цены на товар продажной стоимости операция продажи отражается по дебету и кредиту счета "Доходы от оказания платных услуг" в одной и той же сумме:
- в дебете указанного счета - списание проданного товара с баланса на основании товарного отчета по учетной (продажной) стоимости;
- в кредите указанного счета - выручка от продажи товара (продажная стоимость) на основании кассовых документов.
Рассчитанная реализованная торговая наценка на основании Справки (форма 0504833) с приложением расчета отражается в уменьшение финансового результата текущего финансового года способом "красное сторно" следующей записью:
Д-т сч. 240110130 "Доходы от оказания платных услуг"
К-т сч. 210539440 "Изменение за счет наценки стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения".
На примерах рассмотрим несколько методов расчета реализованной торговой наценки (РТН).
Пример 4
За май в розничный магазин учреждения поступило 200 ед. товара "А" по цене 960 руб. за единицу*(3). На начало месяца товара в магазине не было. Торговая наценка (ТН) на единицу товара "А" составила 240 руб.
При поступлении товара в магазин бухгалтер учреждения делает проводки:
Д-т сч. 210538340 "Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения"
К-т сч. 230234730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов" - 192 000 руб. - поступил товар от поставщика;
Д-т сч. 210538340 "Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения"
К-т сч. 210539440 "Изменение за счет наценки стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения" - 48 000 руб. - отражена ТН на поступивший товар.
Стоимость поступившего товара "А" в продажных ценах составила 240 000 руб. (192 000 + 48 000). Розничная цена 1 ед. товара "А" - 1200 руб. (960 + 240).
В течение мая было продано 120 ед. товара "А " по цене 1200 руб. за единицу. Выручка от продажи товара "А" за месяц отражена записью:
Д-т сч. 220134510 "Поступления средств в кассу учреждения"
К-т сч. 240110130 "Доходы от оказания платных услуг" - 144 000 руб. (1200 руб. х 120 ед.).
Списание проданного товара со склада (с материально ответственного лица) отражено записью:
Д-т сч. 240110130 "Доходы от оказания платных услуг"
К-т сч. 210538440 "Уменьшение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения" - 144 000 руб.
Определим сумму ТН, которая приходится на проданный товар: 240 руб. х 120 ед. = 28 800 руб.
Этот показатель и представляет собой РТН. Чтобы определить себестоимость проданного товара (стоимость проданного товара в покупных ценах), следует из его учетной стоимости в продажных ценах вычесть ТН, приходящуюся на проданный товар: 144 000 руб. - 28 800 руб. = 115 200 руб.
Для этого списание РТН в учете учреждения производится способом "красное сторно":
Д-т сч. 240110130 "Доходы от оказания платных услуг"
К-т сч. 210539440 "Изменение за счет наценки стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения" - 28 800 руб. - сторно.
В данном примере определение суммы РТН произведено с помощью информации о количестве проданного товара. Однако ту же величину можно определить другим методом.
Пример 5
Определим сумму ТН, которая приходится на 1 руб. продажной цены товара: 48 000 руб. / 240 000 руб. = 0,2, или 20%.
Затем определим сумму РТН в составе стоимости проданного товара: 144 000 руб. х 20% = 28 800 руб.
Получен тот же результат. Этот метод применяется чаще предыдущего, рассмотренного в примере 1, так как в розничной торговле, как правило, ведется суммовой учет товаров, и для определения реализованного наложения бухгалтер не имеет информации о количестве проданного товара.
Остаток непроданного товара "А" на конец месяца в продажных ценах составил 96 000 руб. (240 000 - 144 000). Остаток нереализованной ТН составил 19 200 руб. На остаток товара приходится 20% ТН (19 200 / 96 000 х 100).
Далее рассчитаем сумму РТН, не используя информацию о количестве проданного за месяц товара.
Пример 6
Продолжим пример 1. Предположим, что в следующем месяце (июне) в магазин поступило 100 ед. товара "Б" по цене 900 руб. за единицу, всего на сумму 90 000 руб. ТН на 1 ед. товара "Б" составила 200 руб., всего сумма ТН по данному товару - 20 000 руб.
Всего в июне поступило товара "Б" в продажных ценах на сумму 110 000 руб. (90 000 + 20 000). Розничная цена 1 ед. товара "Б" установлена в размере 1100 руб. (900 + 200).
За июнь было продано:
- товара "А" - 30 ед. на сумму 36 000 руб. (1200 руб. х 30 ед.), в том числе РТН составила 7200 руб. (240 руб. х 30 ед.);
- товара "Б" - 50 ед. на сумму 55 000 руб. (1100 руб. х 50 ед.), в том числе РТН - 10 000 руб. (200 руб. х 50 ед.).
В бухгалтерском учете за июнь отражены следующие записи:
при поступлении товара в магазин бухгалтер учреждения сделает проводки:
Д-т сч. 210538340 "Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения"
К-т сч. 230234730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов" - 90 000 руб. - поступил товар "Б" от поставщика;
Д-т сч. 210538340 "Увеличение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения"
К-т сч. 210539440 "Изменение за счет наценки стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения" - 20 000 руб. - отражена ТН на поступивший товар "Б";
Д-т сч. 220134510 "Поступления средств в кассу учреждения"
К-т сч. 240110130 "Доходы от оказания платных услуг" - 91 000 руб. (36 000 + 55 000) - отражена выручка от розничной продажи товаров "А" и "Б";
Д-т сч. 240110130 "Доходы от оказания платных услуг"
К-т сч. 210538440 "Уменьшение стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения" - 91 000 руб. - списана стоимость проданных товаров "А" и "Б" с материально ответственного лица по продажным ценам;
Д-т сч. 240110130 "Доходы от оказания платных услуг"
К-т сч. 210539440 "Изменение за счет наценки стоимости товаров - иного движимого имущества учреждения" - 17 200 руб. (7200 + 10 000) - списана РТН способом "красное сторно".
Остаток товаров "А" и "Б" на конец месяца в продажных ценах составит 115 000 руб. (96 000 + 110 000 - 91 000).
Рассчитаем теперь сумму реализованной торговой наценки, не используя информацию о количестве проданного за месяц товара:
1) рассчитаем сумму ТН на остаток товара на начало отчетного месяца и по поступившему за месяц товару: 19 200 руб. + 20 000 руб. = 39 200 руб.;
2) определим сумму проданного товара и остатка товара на конец отчетного периода (по учетной цене - продажной): 91 000 руб. + 115 000 руб. = 206 000 руб.;
3) рассчитаем средний процент ТН (п. 1 / п. 2) : 39 200 руб. / 206 000 руб. х 100 = 19,0291;
4) сумма РТН, рассчитанная методом среднего процента, составит 17 317 руб. (91 000 х 19,0291%);
5) определим сумму ТН в остатке товара на конец отчетного месяца - 21 883 руб. (39 200 - 17 317).
Эта сумма несколько отличается от суммы РТН, полученной при методе количественно-суммового учета товаров. Чем больше оборот товаров, тем меньше указанное расхождение. В течение финансового года отклонение в большую сторону в одном месяце уравнивается отклонением в меньшую сторону в другом месяце. Если в розничной торговле ведется суммовой учет товаров по продажным ценам, то для расчета РТН применяется именно данный рассмотренный метод.
Поскольку форма упоминаемого в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, товарного отчета нормативными документами по бюджетному учету не установлена, можно воспользоваться типовой формой для коммерческих торговых предприятий (форма N ТОРГ-29). Этот отчет является основной формой отчетности материально ответственных лиц в розничных предприятиях, в котором показывается наличие и движение остатков товаров и тары. Руководство хозяйствующего субъекта использует эти отчеты для контроля за деятельностью материально ответственных лиц и управления товарными запасами.
Товарный отчет состоит из нескольких частей. В адресной части следует указывать наименование учреждения, его структурное торговое подразделение, Ф.И.О. материально ответственного лица, лимит остатка товаров, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет. Предметная часть товарного отчета раскрывает структуру товарного баланса: остаток товаров на начало периода + приход = расход + остаток товаров на конец периода. Остаток товаров на начало периода берется из предыдущего отчета или инвентаризационной описи.
В приходной части каждый приходный документ записывается отдельно с указанием номера, даты документа и суммы поступивших товаров, подсчитывается общая сумма поступивших товаров и итог прихода с остатком.
В расходной части товарного отчета также записывается каждый расходный документ с указанием номера, даты и суммы выбывших товаров и подсчитывается общая сумма расхода и остаток товаров на конец периода. Таким же образом в товарном отчете отражается движение тары.
Для удобства обработки документы в отчетах следует записывать в определенной последовательности:
- по приходу - поступление от поставщиков, со складов своего учреждения, внутреннее перемещение, прочий приход;
- по расходу - отгрузка покупателям (реализация), возврат поставщикам, сдача тары, внутреннее перемещение, возврат на склады своего учреждения, прочий расход.
Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагаются в хронологическом порядке. Общее число документов, приложенных к товарному отчету, указывается прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает материально ответственное лицо, а при бригадной материальной ответственности - каждый из членов бригады поочередно.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
5. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
И.А. Варпаева,
старший преподаватель кафедры
бухгалтерского учета и аудита,
Нижегородский коммерческий институт
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 3, 4, февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно указаниям Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" - 100 000 руб.
*(2) Условно предположим, что товары не облагаются НДС и учет их ведется по цене приобретения.
*(3) Здесь и в дальнейших примерах условно предположим, что приведенные товарные операции не облагаются НДС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).