Станет ли тайное явным?
Российские компании не всегда готовы доверить свои сбережения отечественным банкам. Сохранить финансы предприятия пытаются с помощью Швейцарских кредитных учреждений и фирм в офшорах. Но в последнее время чиновники все чаше говорят о необходимости закрыть лазейки для оттока капитала за рубеж. Анна Романова изучила секретные каналы вывода денег и узнала - можно ли их закрыть.
Российские власти заинтересованы в том, чтобы деньги, заработанные в стране, хранились в национальных кредитных учреждениях или инвестировались в отечественную экономику. Но бизнесмены не всегда согласны с этой позицией. Швейцарские банки и фирмы в офшорах выглядят куда более надежными "сейфами" для сбережения средств.
Политика государства
Ни для кого не секрет, что самыми надежными и стабильными всегда считались вклады в Швейцарии, поэтому именно там некоторые компании предпочитают хранить свои сбережения. Определенным преимуществом в пользу такого решения служит гарантия неразглашения информации о владельцах счетов. Государственный закон о банковской тайне был принят в этой альпийской стране еще в 1934 году и не потерял своей актуальности по сей день. Однако некоторое время назад в СМИ появилась информация о том, что Швейцария все-таки собирается нарушить этот закон и выдать сведения о российских вкладчиках. Так ли это на самом деле?
Долгое время небольшое европейское государство оставалась тихой гаванью для большинства инвесторов, однако во времена кризиса и ему пришлось подписать соглашения об обмене сведениями о банковских клиентах. К тому Швейцарию вынудил саммит 2009 года, на котором страна была внесена в "серый список". В него вошли государства, которые формально присоединились к соглашению о раскрытии информации о вкладчиках, но не выполняли его по факту. Чтобы страна была исключена из этого документа, ей необходимо подписать двенадцать двусторонних соглашений с другими государствами о возможности обнародования сведений о владельцах счетов. Именно такой договор был заключен и с Россией несколько месяцев назад. После чего в бизнес-среде поднялся шум, мол теперь информация о многомиллионных состояниях некоторых российских вкладчиков всплывет на поверхность. Однако получить сведения чиновникам будет совсем не просто.
Желаемое за действительное
Для российских правоохранительных органов и налоговиков информация о вкладчиках Швейцарских банков во многих случаях является единственной возможностью завести уголовное дело или раскрыть начатое. Также сведения необходимы ревизорам, чтобы предъявить претензию компаниям, которые на первый взгляд не имеют никаких серьезных нарушений в налоговой сфере. В России полагают, что в руки властей попала ниточка, которая позволит раскрутить клубок преступлений и мошенничества с выводом капиталов за рубеж.
Однако со стороны Швейцарии выдвинуто требование, которое меняет суть соглашения: информация будет предоставляться, но только по официальным запросам России, которые обязательно должны быть мотивированными. Это схоже с процессом экстрадиции российских граждан для привлечения их к уголовной ответственности в РФ: нужны достаточно веские основания для выдачи преступника. В ситуации с вкладчиками банков, чиновникам придется предоставить Швейцарским судам целый ряд аргументов в пользу того, что сведения о запрашиваемом вкладчике действительно необходимы России для предотвращения серьезного нарушения или наказания налогового преступника. С учетом того, что у ревизоров и правоохранительных органов далеко не всегда имеются на руках такие доказательства, получить положительный ответ будет довольно сложно.
Кроме того следует учесть, что Швейцария совершенно не заинтересована в раскрытии банковской тайны: чем больше судебных дел закончится выигрышем для России, тем сильнее будет снижаться уровень доверия к кредитным организациям этой страны. А Швейцарии не выгодно терять как нынешних, так и будущих инвесторов, поэтому можно предположить, что запросы с российской стороны будут рассматриваться достаточно формально. К примеру, Швейцария получила требования предоставить информацию о состоянии вкладов некого гражданина РФ. Если он не имеет в швейцарском банке счета, заведенного непосредственно на его имя, то чиновники дадут отрицательный ответ, даже в том случае, когда есть сведения о счетах, открытых на имя кого-то из членов семьи проверяемого человека или на юридическое лицо, которым он непосредственно владеет. Необходимо так же учесть, что объем активов клиента не будет раскрываться России, даже если он является ее налоговым резидентом. Швейцария склоняется к практике отчисления государству компенсационного налога с доходов, которые получил клиент со своих активов, при этом имя вкладчика и его персональные данные хранятся в секрете. Например, уже сейчас Германия получает такие отчисления, которые составляют 26,374 процента от суммы вкладов.
Таким образом, Швейцария сохраняет принцип банковской тайны, а государство, посылающее запрос - средства за отток капитала своих граждан. Естественно, что подписанное соглашение - это определенный шаг навстречу раскрытию тайны банковских вкладов. В некоторых случаях России действительно удастся получить столь необходимую информацию, но, скорее всего, это будет касаться действительно крупных инвесторов, которые уже подвергались уголовному наказанию на территории РФ.
Концы в офшор
Не менее актуальна для российской власти борьба с выводом средств в офшоры, эти компании имеют право не разглашать информацию о своих владельцах, а также практически не отчитываться о деятельности организации и распределении средств. Для бизнесменов нашей страны такие фирмы давно стали аналогом персональных банков. Борьба государства с офшорами связана еще и с тем, что средства в эти организации выводятся через подставные фирмы, минуя налогообложение в России.
Чиновники не единожды заявляли о необходимости закрыть доступ к офшорам или по крайней мере сократить махинации в этой области. Однако кардинально ничего не менялось, хотя российское законодательство позволяет пресекать нарушения. Отслеживанием сомнительных сделок занимается Росфинмониторинг, но бизнесменам удается обойти контролирующий орган. Однако в ближайшее время все может измениться, в первую очередь для крупнейших компании страны и госкорпораций.
В День энергетика, 20 декабря 2011 года премьер-министр Владимир Путин своеобразно поздравил руководителей отрасли с праздником, обвинив их в выводе средств в офшоры. "Из практически 352 руководителей энергокомпаний 162 должностных лица - то есть практически каждый второй - оказался аффилированным с 385 коммерческими организациями", - заявил он. Российская экономика и в первую очередь ее стратегические отрасли должны быть выведены из "офшорной тени", сказал Владимир Путин. Он запретил всем инфраструктурным компаниям с государственным участием иметь дело с офшорами и потребовал от них отчета о выполнении этого требования до марта текущего года.
Следом за этим волна запрета на работу с организациями в офшорах может докатиться до крупнейших коммерческих холдингов. По данным Росстата, основной отток и приток средств идет с Кипра, где зарегистрированы владельцы российских промышленных холдингов и компаний. На втором и третьем месте Нидерланды и Люксембург. Именно сделкам с фирмами из этих стран будет уделено особое внимание со стороны Росфинмониторинга.
В целом же среднему и малому бизнесу пока опасаться нечего. Решение вопросов с офшорами у крупных холдингов по всей видимости займет много времени.
Можно констатировать тот факт, что пока в вопросах безопасности российских капиталов не заметны решительные сдвиги. И вина в этом не только чиновников. Инвестиции выгодны любой стране. России придется договориться с теми государствами, в которые уходят средства. Однако задуматься о контроле финансовых потоков действительно стоит. Средства, которые сегодня переводятся за рубеж, могут использоваться в нашей стране на инвестирование важных объектов.
К тому же законная работа с офшорными странами сократит уровень коррупции - в этом заинтересованы все: и государство, и коммерческие организации.
А. Романова
"Расчет", N 2, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru