В тылу врага
Допросы - это одна из возможностей ревизоров подтвердить обнаруженные нарушения. Мало кто понимает, как к таким мероприятиям контроля относятся сами сотрудники ИФНС. Эксперты "Расчета" узнали мнение инспекторов и предостерегают: будьте готовы к тому, что проверяющие пойдут на хитрость, лишь бы добиться доначислений.
Возможность опрашивать бухгалтеров, директоров и персонал проверяемых компаний у контролеров появилась с даты вступления в силу первой части Налогового кодекса. Однако такие мероприятия не называют допросами, так как их могут проводить только сотрудники МВД. Поэтому инспекторы приглашают интересующих их людей на "беседу для получения пояснений". Конечно, когда это необходимо, проверяющие проводят именно допрос, но всегда приглашают на него полицейских. Обычно такие меры принимаются, если инспекторы хотят обвинить компанию и ее руководство в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах.
За последнее время ревизоры увеличили как количество вызовов на беседу, так и сам подход к проведению допроса. Вопросы стали задавать более точные, требующие специальных знаний в технологии производства. А ведь раньше контролеры просто зачитывали стандартные вопросы, по которым получали стандартные же ответы. Изменения произошли, когда в ИФНС стали понимать - тратить время на формальные процедуры нет смысла, после чего к допросам начали применять принципиально новый подход.
На мероприятия стали приглашать экспертов, которые разбираются в деятельности фирмы. Если на допросе присутствует такой профессионал, компания должна готовиться к штрафам и доначислениям. Ведь приглашение стороннего специалиста стоит денег, которые выплачивает ИФНС из бюджетных средств. А лишние траты налоговики могут позволить себе, только если уверены, что проверяемую фирму удастся привлечь к ответственности.
Разные методы
Распознать "пустую" процедуру допроса можно по "туманным" формулировкам задаваемых вопросов. То есть если ревизор не спрашивает, что именно было установлено (погружено, поставлено на склад) работником, а просит рассказать о периоде работы и занимаемой должности, то не стоит беспокоиться о возможных штрафах.
Все вопросы для допросов пишутся инспекторами самостоятельно и в зависимости от нарушения формулируются неодинаково. Есть случаи, когда сотрудниками разных инспекций задаются одни и те же вопросы, например, при обвинении в сделках с фирмой-"однодневкой". Это делается, потому что у ревизоров сложилась практика доказывания в суде необоснованной выгоды при связях с "однодневкой", и контролеры стараются действовать по проторенной дорожке. Если удастся заполучить такой опросник, источником которого могут в первую очередь служить ваши партнеры, то получится заранее подготовиться к встрече с чиновниками.
Если инспектор добросовестно подошел к проведению беседы, то вызванного человека могут подстерегать ловушки. Чаще всего контролеры используют классический психологический прием: разными словами задают один и тот же по смыслу вопрос. Когда опрашиваемый путается в показаниях и противоречит сам себе, то ревизор будет продолжать "давить" на человека до тех пор, пока сотрудник компании не скажет то, что хотят услышать инспекторы.
Важно помнить, что информация, собранная инспекторами, может быть запрошена любым другим ведомством. Ведь в ходе допроса зачастую открываются факты нарушения не только налогового законодательства, но и трудового, финансового, антимонопольного, рекламного и прочих. Бывает, что налоговики сами передают сведения в другое ведомство, тогда стоит ждать еще одного приглашения на встречу. Кстати, обмен информацией налажен между госструктурами в двухстороннем порядке, чиновники также получают полезные им сведения от других служб. Поэтому во время допроса нужно быть осторожным в своих высказываниях.
"Рис. 1"
Из жизни проверяющих
Чтобы узнать, зачем инспекторы проводят формальные допросы, и кого чаще вызывают в инспекцию, мы попросили одного сотрудника ИФНС ответить на наши вопросы.
- Кого Вы обычно приглашаете на допросы?
- Руководителей фирм; "массовых" учредителей и директоров, сотрудников проверяемых компаний: как бывших, так и нынешних. Всех, кого приглашаю, можно разделить на три группы.
- Зачем такое разделение?
- Для каждой аудитории свои вопросы и цели беседы. Руководство дает пояснения по непонятным сделкам и операциям. Чаще всего такие допросы не приводят к доначислениям, но позволяют разобраться в деятельности фирмы. Нужны подобные встречи для того, чтобы лучше понимать, как устроен бизнес конкретной компании.
Подставные бухгалтера, директора и учредители приглашаются, чтобы собрать доказательства по фирмам-однодневкам - это позволяет привлечь компании к ответственности и выписать крупный штраф.
Бывшие и нынешние сотрудники рассказывают о своей зарплате и должностных обязанностях. Я их спрашиваю и о конкретных операциях, ведь в некоторых случаях, уже известно, что за махинации применяют на предприятии, но не хватает доказательств. Однако практически всегда в таких случаях люди говорят, что ничего не знают. На допрос третьей группы тратится больше всего времени и сил. Самое неприятное, что мне такие встречи, обычно, не нужны.
- Зачем проводятся беседы с третьей группой людей?
Руководству надо отчитываться о мероприятиях. Начальство требует, чтобы на допрос было вызвано как можно больше людей. При этом обычно даже не разбираются, помогут ли эти встречи в проверке или нет.
Правда, в прошлом году к нам в инспекцию пришел новый руководитель, который потребовал чтобы мы вызывали только тех свидетелей, кто подтвердит подозрения об обнаруженных схемах минимизации налогов.
- Вызываете всех подряд?
В целом к допросам подхожу осмысленно: приглашаю людей, ответы которых действительно помогут не только при проверке, но и в арбитражном разбирательстве, если фирма будет оспаривать мои доначисления. К сожалению, как я уже сказал, в связи с тем, что руководители требуют как можно больше мероприятий, приходится проводить и "пустые" встречи.
С. Пронин
И. Голова
М. Локтевич
"Расчет", N 2, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru