Благими намерениями дорога к штрафу выложена
Бухгалтер предпочитает быть в хороших отношениях с проверяющим инспектором. Часто сотрудники фирм исполняют просьбы ревизоров, которые условно можно назвать законными. Сергей Пронин предостерегает предпринимателей: пытаетесь исполнить желания контролера, будьте готовы к неприятным для фирмы последствиям.
Не беспокойте меня
Чего хочет инспектор? Чтобы ему не задавали вопросов. Для сотрудника ИФНС нет ничего приятней, чем провести рабочий день в тишине и спокойствии. Контролер будет только рад, если компания без лишних споров ответит на его требования. Или когда фирма, получив акт налоговой проверки, не звонит ему с просьбой прокомментировать тот или иной пункт документа. Если не тревожить инспектора, то и он редко вспомнит о фирме.
К чему это приведет. К доначислениям. Если бухгалтер не общается с сотрудниками ИФНС по вопросу изменений законодательства, последних судебных решений, то через некоторое время и ревизор не станет интересоваться мнением организации по сложным проблемам или разбираться в учете предприятия. А при составлении актов контролер подойдет формально к поискам доказательств нарушения.
Конечно, такой документ будет легче оспорить в суде, но стоит ли тратить время и деньги на наем юристов, поездки к арбитрам и выстраивание линии защиты по очередному делу, когда проще позвонить ревизору и узнать его мнение по последним нововведениям в НК.
Ох, и не спрашивайте
Чего хочет инспектор? Чтобы бухгалтер не проявлял любопытство к текущей камеральной проверке. Когда фирма не заявляет убыток по прибыли, возмещению или нулевую ставку по НДС, то контролер, скорее всего не будет писать требований о предоставлении документов. Ревизор в таком случае занимается другими предприятиями и декларациями. Казалось бы, и фирме не о чем беспокоиться, но в этой ситуации таится угроза.
К чему приведет. К доначислениям. Чтобы понять, как такое может произойти, нужно, знать, как происходит проверка. Допустим за инспектором закреплены 10 фирм. В январе все они сдали декларации по НДС, из них одна заявила возмещение, другая льготу, а остальные никаких преференций не использовали. В середине апреля ревизор еще раз изучит расчеты, в которых не было поначалу ничего подозрительного, и обнаружит в одном из них арифметическую ошибку или пониженную ставку. В таком случае сотрудник ИФНС срочно направит сообщение, чтобы ему предоставили пояснения.
У бухгалтера в таком случае есть только пять дней, чтобы собрать документы, а с учетом того, что в это время уже формируется отчетность за следующий квартал, специалисту учета, скорее всего, не удастся вовремя подготовить удовлетворяющий инспектора ответ. Тогда организация получит акт, по которому опять придется тратить время и деньги.
Гораздо проще в течение первых двух месяцев проверки звонить контролеру и интересоваться: есть ли у него вопросы, и изучал ли он вообще декларацию. Тем более проверку можно рассматривать не только как трату времени и сил работников фирмы, а полезную подготовку к "выездной". С этой точки зрения предприниматели поймут, что "камералка" нужна им самим не меньше, чем ревизорам. Еще один плюс в такой ситуации: обращая внимание сотрудников ИФНС на показатели, в правильности расчета которых бухгалтер сомневается, инспекторы превратятся в бесплатных аудиторов. Ведь пока не закончилась проверка, проверяющие не имеют право привлечь компанию к ответственности за найденные нарушения, а фирмы могут подать уточненную декларацию.
Хочу вон ту машинку
Чего хочет инспектор? Частая практика: радовать контролера дарами к праздникам. Конечно, проверяющий смягчится к фирме, но в скором времени он захочет большего и будет требовать незаконного или невозможного.
К чему приведет. К тому, что инспектор станет делать свою работу, только если "баловать" его. А согласно статье 575 ГК вручение государственным служащим подарков, стоимость которых превышает три тысячи рублей, запрещено. При этом речь идет именно о дарении, не предусматривающем какого-либо встречного исполнения со стороны государственного служащего. Но, если чиновнику необходимо выполнить определенное действие с использованием служебного положения, презент станет взяткой.
Если фирма очень сильно хочет поздравить инспектора или его начальство, то лучше ограничиться сувенирами с логотипом компании. Такой подарок ни на что не намекает и ни к чему не обязывает.
Давайте заключим сделку
Чего хочет инспектор? Обмануть фирму. В последнее время все чаще можно услышать о таких случаях, когда налоговые органы предлагают налогоплательщикам различного рода сделки. Конечно, все эти предложения делаются только в устной форме. И некоторые бухгалтера верят инспектору на слово.
К чему приведет. К штрафам и доначислениям. Смысл таких соглашений сводится к тому, что налоговый орган снимает часть претензий взамен на то, что организация принимает доначисления меньшего размера. Мотивы фирм, идущих на такие сделки, могут быть разными, но решать налоговый спор подобным способом рискованно. Предпринимателям следует помнить о том, что сотрудники ИФНС преследуют только свои интересы, и "договариваться" с ними просто опасно. Кроме этого, бывают случаи, когда по уже "оплаченной договоренности" доначисления не снижаются, так как решение готовит рядовой инспектор, но подписывает его руководитель инспекции, у которого есть свое мнение по проверке. Начальник ИФНС может приказать подчиненному переписать акт или решение, или оставить все как есть, но тогда фирме придется договариваться еще и с ним.
Пусть лучше полежит тут
Чего хочет инспектор? Чтобы компания не трогала переплату на лицевом счете. Когда фирмы обращаются за возвратом "лишних" денег, ИФНС проверяет запрашиваемую сумму на правильность расчета. Для этого анализируются все списания и поступления, вызванные уточненными декларациями, решениями ИФНС, судебными постановлениями. Конечно, инспектору хочется избежать дополнительной работы, поэтому ему спокойнее, когда запросов о возврате переплаты нет.
К чему приведет. К нехватке денег. Переплату фирма забирает не по собственной прихоти, а потому что предприятию необходимы эти средства. Самое интересное, что есть ситуация, при которой организация будет только рада, что ее деньги "зависли" на лицевом счете. Такое возможно, когда организация сдает уточненную декларацию с суммой налога к доплате в бюджет. Ведь сбор должен быть перечислен до представления документа в ИФНС. Бывают ситуации, когда расчет нужно направить срочно, а денег оплатить налоги нет. Хотя справедливости ради, необходимо рассказать и о том, что некоторые инспекции предлагают компаниям забрать все "лишнее", так как считают что если фирма держит такой "запас" на счете, значит, предприниматели ожидают доначислений по пока не выявленным нарушениям. В любом случае ситуация с лицевым счетом требует постоянного контроля и оперативного вмешательства со стороны бухгалтера, в зависимости от нужд фирмы.
Что это за архаизм?
Чего хочет инспектор? Чтобы книги покупок и продаж, карточки счетов и другие документы по проверке представлялись не на бумаге, а в виде электронных файлов. В таком случае бухгалтеру не придется распечатывать и подписывать каждый листок, заверяя его подлинность.
К чему приведет. Инспектор потратит меньше времени на проверку. Значит, у контролера останется больше времени на получение ответов из других ИФНС и ведомств, в результате чего может быть собрана доказательная база нарушений компании. И так как ревизоры не имеют права запрашивать документы, которые ранее были предоставлены в инспекцию, то электронные файлы помогут им при проведении выездной. Когда будет назначена встреча, контролерам не нужно обращаться в архив, чтобы получить бумаги, достаточно просто открыть хранящийся на рабочем компьютере файл.
Если инспекторы настаивают на сдаче документов в электронном виде, нужно напомнить им, что такой способ - это право, а не обязанность предпринимателей.
Не знаю, я подумаю
Чего хочет инспектор? Получить выгоду на проблемах компании. В деятельности любой организации бывают моменты, когда от сроков исполнения контролерами своих обязанностей зависит заключение контракта или нормальная работа организации.
К чему приведет. Просьбы бухгалтера ускорить выдачу справки о расчетах с бюджетом, перенести дату рассмотрения возражений или продлить срок предоставления документов - вполне законные предложения компаний - ставят ее в позицию должника. Постоянно просить об услуге ревизоров не стоит. Иначе инспекция сможет манипулировать предприятием, которое будет вынуждено согласиться на любые условия и, тем самым, усугубит свое положение.
С. Пронин
"Расчет", N 2, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru