Зарплата для ребенка
Каждый родитель в какой-то момент сталкивается с проблемой: платить ли ребенку деньги за выполнение домашних дел или уроков? С одной стороны нужно учить чадо распоряжаться финансами, с другой - велик риск перегнуть палку и приучить малыша делать поручения только за плату. Юлия Ларченко нашла компромисс в этом сложном вопросе.
А что мне за это будет?
"Коля, когда ты, наконец, заправишь свою постель? Уже обед прошел, а ты как будто только встал! - Николай морщится и делает вид, что слушает маму. - Почему брюки валяются как попало? Ты же завтра в мятых пойдешь". У Коли сложилось свое мнение насчет уборки дома. Родителям не всегда удается убедить его собрать раскиданную одежду, помыть посуду или застелить постель: для него это скукота и рутина, которую все время заставляют выполнять. Начиная с определенного возраста ребенок начинает различать игру и обязанности и старается делать то, что ему интереснее и веселее. А если еще и компьютер с играми доступен, или друзья зовут гулять, какая тут может быть уборка!
Колина мама, Елена Сергеевна, считает, что сын сам должен научиться поддерживать порядок. Никаких поощрений за выполненную работу. Тем более материальных.
"За то, что я готовлю или мою пол, мне никто не платит. И сыну ни за оценки, ни за домашнюю работу платить не буду", - говорит она.
Иначе обстоят дела с домашними заданиями и уборкой в семье Артемьевых. Чтобы избегать споров и скандалов, родители решили еженедельно награждать своих дочерей за труд. Все вместе они составили график. В него включили личные обязанности каждой и прибавили помощь по дому родителям. В списке дел 8-летней Сони - достать чистое белье из стиральной машины, развесить, когда высохнет, разложить по полкам, вытереть пыль, вынести мусор и следить за наличием корма и воды у кошки. У старшей Ани (13 лет) список длиннее и сложнее. Денег она получает больше, чем младшая, но если что-то не сделано - минус в итоговой оплате.
"Квартиру нужно содержать в порядке, - говорит их мать Инна Артемьева. - Но так как мы с мужем работаем много, приходим домой поздно, и разбираться, почему валяется одежда или не помыта посуда, просто не хочется. Да и жалко тратить свободное время на то, что дети могли сделать днем. Лучше пообщаться с семьей. Поэтому мы решили распределить обязанности между ними. И чтобы девочки по дому все делали, платить им по итогам недели".
Так Артемьевы избавились сразу от нескольких проблем. В квартире больше порядка, меньше ссор. Дети учатся сами тратить, экономить и распределять средства. Они больше ценят вещи, купленные на заработанные деньги. Понимают, что для результата необходимо приложить усилия. Это, в свою очередь, развивает самостоятельность, ответственность. "Когда младшая, например, что-то выпрашивает, а мы не хотим покупать вещь далеко не первой необходимости, то напоминаем о том, что дочка могла бы потратить карманные деньги на желаемое. Чаще всего она отвечает: "Ай, не буду покупать, у меня почти такое же есть", - рассказывает Инна.
Бывает, родители вместо настоящих денег используют игрушечные. За каждый подвиг в домашнем хозяйстве мама выдает нарисованные 10, 20, 30 рублей. Когда накапливается большая сумма, они вместе решают, куда ее потратить: на новый конструктор или очередную куклу. И вместе идут в магазин покупать уже на мамины настоящие деньги.
Детский психолог Центра психологии самореализации Ирина Сальникова комментирует изобретение семьи Артемьевых: "Такая форма мотивации более грамотная и продуманная, нежели бесконечные родительские упреки. И все же игрушечные деньги концентрируют внимание ребенка на материальном поощрении. А для ребенка важнее совместная прогулка всей семьей в парке, поход с друзьями в кафе. Это социальные потребности, которые важнее материальных".
Деньги лишают счастья
Казалось бы, введение оплаты за домашний труд и выполнение уроков - оптимальное решение для всех. Где вчера еще приходилось уговаривать, убеждать или спорить, сегодня все решается мирно. И дети приучаются к труду, и родители чувствуют себя спокойнее. Но по мнению детского психолога, финансовое вознаграждение таит в себе опасность: поощрение деньгами облегчает жизнь родителю сегодня, усложняя будущее ребенка. Ежедневная оплата подменяет личностную мотивацию. Если раньше малыш старался помочь родителям, или ему нравилось "наводить красоту" в квартире, то со временем эти стремления уйдут, уступая место меркантильности. И ребенок будет заправлять постель не для создания уюта, а потому что за это заплатят. Вознаграждение за учебу, подменят присущую детям любознательность на стимул заработать.
У ребенка создается культ рубля. К примеру, уроки нужны уже не самому школьнику, а маме, которая за них платит. Ребенок растет, меняются и его запросы, со временем прежние 50 рублей покажутся мизерной суммой. В конце концов денежный стимул сделает свое дело - приведет к тому, что пропадут интерес и радость от деятельности. Останется лишь одно - материальная подпитка.
Поиск альтернативы
Поощрение необходимо, оно помогает понять маленькому человеку, что он добился хороших результатов. "Мотивация занимает важное место в жизни каждого человека, ведь она выполняет функцию стимулирования действий. Малыш не может определить важность своих поступков. Например, зачем хорошо учиться в школе, ведь намного интересней поиграть на компьютере и сразу получить положительные эмоции; зачем убирать за собой игрушки, ведь на это нужно время, которое можно потратить на более интересные вещи. В этих случаях необходимо делать акцент на полезных занятиях с помощью поощрения. Таким образом мы говорим ребенку: дело, за которое тебя похвалили - это полезный навык, который пригодится в будущем", - считает Ирина Сальникова.
Альтернативой оплате деньгами служит проверенный метод - накопление жетонов за выполнение поручений. Потом дети могут обменять их на игрушку, поход в кино, в кафе с друзьями, дополнительное время для мультиков или компьютера. По сравнению с оплатой труда, эти виды мотивации более энергозатратные для родителей. Но они не имеют столь выраженных негативных последствий для ребенка.
Чем дети младше, тем больше они нацелены на процесс, а не на конечный результат. Иногда достаточно увлечь ребенка, превратив домашние обязанности в игру.
Например, моем полы - тряпка-осьминог ходит по морскому дну, ищет себе пропитание и, обнаружив его, уносит в свой дом-ведро. Убираем игрушки перед сном - машина развозит всех по домам спать. Дети сами легко придумывают сюжеты и развивают их. Задача родителей - поддержать юного фантазера. Это потребует и времени, и терпения, но зато малыш все будет делать сам! К тому же получит удовольствие от наведения порядка, а значит и в следующий раз проявит желание заниматься домашними делами.
Слово в награду
Не забываем хвалить свое чадо. Любому, даже взрослому человеку, приятно слышать похвалу в свой адрес. И ребенку можно сказать прямо: "Умница, что помыл полы, как я просила!". Но лучше уточнить, насколько ценен его поступок: "Теперь у нас в квартире чисто. Приятно посмотреть!". Важно положительно высказаться о работе отпрыска в присутствии его самого и других членов семьи. Когда ребенок станет школьником, подруге по телефону стоит похвастаться успехами своего чада в учебе.
Детям, как натурам увлекающимся, свойственно забывать, о чем их еще утром попросили родители. И вечером ребята с чистой совестью встречают родителей с работы. А потом оказывается, что дочка заигралась и не покормила попугая. Правильным выходом из ситуации послужат "стикеры-напоминалки". Ребенок, после выполнения задания, с удовольствием может нарисовать рядом с ним "смайлик". Старшие школьники уже сами могут составлять себе план дня. Так повышается чувство ответственности и приобретается навык планирования.
С помощью стимулов можно решать сразу много задач, развивать различные навыки. Будете ли вы поощрять ребенка материально или другими способами, важно никогда не забывать, что главное - это не навести порядок в доме и не переложить на детей часть работы, а научить своего отпрыска быть ответственным, самостоятельным и целеустремленным.
Ю. Ларченко
"Расчет", N 2, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru