Европа в поисках богатого дядюшки
Сегодня к Европе неоднозначное отношение. Одни считают, что пора сматывать удочки, сворачивают бизнес и убегают на Восток. Другие, напротив, надеются, что худшее уже позади, и скупают изрядно подешевевшие европейские активы. Одни избавляются от единой валюты, а другие активно ее приобретают. Словом, европроект скорее жив, чем мертв.
Европа еще не так давно была главным источником экономических и финансовых новостей, а также надежд и разочарований.
Разочарования, однако, возобладали. Ноябрь стал поворотным месяцем: мысль о том, что проект евро оказался нежизнеспособным, овладела широкими массами инвесторов и экономических аналитиков.
Политики все еще обсуждают, как сохранить евро, но выглядит это все неубедительно, и чем дальше, тем больше.
Конечно, предлагаемые меры по большей части звучат разумно и взвешенно, только они не имеют никакого отношения к ситуации, сложившейся в данный момент.
Будь эти меры приняты два года назад, когда проблемы греческого долга впервые начали широко обсуждаться, возможно, они стабилизировали бы ситуацию и сегодня Европа не сталкивалась бы с теми проблемами, которые перед ней стоят.
Еще лучше, если бы обсуждаемые меры были приняты лет десять назад. И совсем хорошо, если бы эти решения были приняты тогда, когда проект евро только обсуждался.
Тогда Грецию (и не только ее) в еврозону точно бы не взяли, и сегодня вообще не о чем было говорить.
Все это напоминает излюбленную российскую забаву - махать кулаками после драки. Сегодня европейские лидеры знают, как вводить евро, чтобы впоследствии не столкнуться с кризисом. Если бы они вводили его сегодня, они бы избежали многих ошибок, которые с позиций настоящего момента кажутся очевидными.
Но проблема заключается в том, что евро уже введен, и он уже находится в кризисе, и надо что-то делать именно с этим обстоятельством, а вовсе не доделывать то, что не было сделано вовремя.
Расчет европейских политиков понять, конечно, можно.
Они предполагают, что если исправить старые ошибки, то проект евро будет выглядеть как новенький и его удастся сбыть какому-нибудь богатому дядюшке, который возьмет на себя ответственность за все прошлые ошибки.
Хороший богатый дядюшка
Впрочем, дядюшка должен быть, во-первых, очень богат.
Проект спасения евро, рассчитанный на несколько лет, стоит сотен миллиардов евро.
В долларах это еще больше.
Во-вторых, дядюшка должен быть редкостным лопухом.
Потому что как только он начнет вкладываться в спасение, он сразу же попадет на крючок и вынужден будет вкладываться и дальше, чтобы не потерять ранее сделанные инвестиции.
А полагаться он при этом вынужден будет только на устные заверения лидеров еврозоны. Ну хорошо, пусть даже и письменные - бумага все стерпит.
А ведь у Европы на дядюшку-лопуха есть еще и такое мощное оружие, как демократия.
Ушедший в прошедшем месяце в отставку премьер-министр Греции А. Папандреу уже показал, как это делается - он взял да и объявил референдум, поставив под удар все достигнутые договоренности относительно программы помощи Греции.
Греков, само собой, быстро утихомирили, поскольку их демарш ставил под угрозу поиск богатого дядюшки для всей Европы.
Но проблему в целом это не решило, поскольку теперь любой потенциальный богатый дядюшка понимает, с чем ему придется иметь дело.
В конце концов, проблема евро простых граждан волнует мало.
Они не понимают, почему они должны расплачиваться за спасение евро затягиванием поясов и почему нельзя вернуться к старым добрым дойчемаркам, драхмам, лирам и песетам (в Испании в условиях отсутствия денег регионы подпольно возвращают песеты в оборот - возможно, что делают это не только там).
Политики оправдываются
А что могут ответить на это политики?
Честный ответ звучал бы следующим образом.
Проект евро в свое время уже позволил обмануть кучу зарубежных богатых дядюшек, которые поверили в силу новой валюты и вложились в долги еврозоны, а также наращивали резервы в новой модной валюте.
Вследствие этого часть роста благосостояния граждан, выросшего в нулевые годы, получена путем обмана и махинаций. Причем неясно, чье именно благосостояние и какая часть.
Тут ведь вот какая штука. Принято считать, что основные выгоды получили бездельники южане.
Допустим, что это так, тем более что факты вроде бы свидетельствуют в пользу этой версии.
Ну а работящие, аккуратные и бережливые немцы никаких выгод не получили, а наоборот, вынуждены за южан расплачиваться.
Только вот почему тогда именно немцы так держатся за сохранение евро, блокируя все меры, которые, по их мнению, могут подорвать будущее единой валюты? Ясно, что Германия свои выгоды, и немалые, тоже получила, только выгоды эти не так очевидны.
Так что замазаны все.
Жадность или рачительность?
Сейчас наступил такой этап, когда многочисленные богатые дядюшки опомнились и стали задаваться вопросом, с какой стати они должны продолжать финансировать благоденствие европейцев.
Ибо долги растут, и перспективы их возврата выглядят крайне туманно, особенно в условиях продолжающегося мирового кризиса и предсказываемого многими аналитиками долгосрочного снижения темпов роста в развитых странах.
Возможных вариантов здесь немного.
Первый - это просто кинуть богатых дядюшек, объяснив всему миру, что они вовсе не благодетели Европы, а совсем наоборот - гнусные и жадные спекулянты, пытающиеся нажиться на бедах еврозоны.
Кинуть можно по-разному. Можно просто отказаться платить по долгам. Можно провести их принудительную реструктуризацию (мол, мы все выплатим, но когда-нибудь позже).
А можно отдать долги пустыми бумажками - для этого ЕЦБ должен напечатать еще много-много евро и щедро их раздать всем страждущим.
В ноябре стал обсуждаться еще один экзотический вариант: ЕЦБ начнет печатать деньги, отдавать их МВФ, а уж этот последний должен будет финансировать проблемные экономики.
А рейтинговые агентства в случае, если этот план будет реализован, должны снизить рейтинг МВФ, потенциально - до мусорного уровня.
В общем, первый вариант имеет много подвариантов, а если мы подсчитаем еще и возможные комбинации, то голова может закружиться.
Головокружительный эффект
Собственно, этот эффект - головокружение вплоть до полной потери ориентации - мы и наблюдаем на финансовых рынках все последние месяцы.
Европейские чиновники разного ранга постоянно подкидывают инвесторам то тот, то другой вариант, то их какую-нибудь причудливую комбинацию. Финансисты радуются, ибо в их душах теплится надежда, что не кинут или кинут не так сильно, как могли бы.
Потом становится ясно, что все равно кинут. Но это ничего, вариантов есть еще много, так что постоянные перепады от эйфории к депрессии и обратно мы еще некоторое время будем наблюдать.
Чем плох первый вариант - это тем, что если богатых дядюшек где-то кидают, то они в этом месте потом долго не показываются. А привычка к халяве у европейцев уже сформировалась, и отказаться от нее трудно. Тем более что, как уже говорилось, простой европеец никогда не имел понятия, что какая-то часть его доходов получена "за просто так", и считает их заработанными честным трудом. И со своим трудовым евроцентом он просто так не расстанется.
Так что политиков, втянувших европейцев во всю эту историю и не сумевших обеспечить бесконечное продолжение банкета, ждут тяжелые потрясения.
Третий не лишний
Второй вариант мы отчасти уже описали. Звучит он следующим образом: найти еще одного (или несколько) очень богатого стратегического дядюшку, который расплатится с предыдущими богатыми дядюшками и спасет евро.
Когда евро будет спасен, то другие богатые дядюшки (прежние или новые) опять начнут вкладывать деньги в этот проект, что позволит расплатиться со стратегическим дядюшкой, а в дальнейшем, возможно, и обеспечит новый виток рост благосостояния европейских жителей. Для реализации этого варианта необходимо продемонстрировать потенциальному благодетелю способность европейских государств держать под контролем свои расходы.
Политики в своем узком кругу, где они могут говорить откровенно, пожалуй, договорятся, хотя и с большим трудом: выгоды и издержки распределяются неравномерно по странам.
Но вот продать эту идею простым жителям, не раскрывая постыдных секретов, невозможно.
А абстрактные разговоры про европейскую солидарность и общую судьбу производят все меньшее впечатление.
Кролик в шляпе
Итак, мы разобрали возможные варианты действий для еврозоны. В общем, ситуация простая и понятная: никаких других вариантов нет и никаких кроликов в шляпах европейских политиков не припасено.
Другое дело, что сейчас Европа работает одновременно над всеми вариантами и подвариантами, засоряя информационное поле постоянными сообщениями о "прорывах", "исторических решениях" и тому подобном. Мы думаем, что теперь наш читатель будет в состоянии разобраться в этом мусоре самостоятельно.
Что касается собственно экономики, то тут дела обстоят далеко не блестяще.
Индексы деловой активности всюду ниже 50 пунктов, предвещая рецессию, потребительское доверие тоже низко, безработица (кроме Германии) растет.
Режем и отрезаем
А дальше будет еще хуже. Европейские банки, завязшие в кредитовании государств еврозоны, не могут рефинансировать свои долги и будут вынуждены сокращать кредиты экономике.
Государства еврозоны будут урезать бюджеты, способствуя росту безработицы и снижению потребления. ОЭСР ожидает, что экономика еврозоны в следующем году вырастет всего лишь на 0,2%, еврокомиссия - на 0,5% (предыдущий прогноз - 1,8%), экономисты швейцарского банка UBS предрекают падение на 0,7%, а специалисты Citigroup вообще считают, что экономика еврозоны будет пребывать в рецессии не только в 2012-м, но и в 2013 году, при этом спад в следующем году составит 1,2% (еще несколько месяцев назад банк давал туже цифру, но только роста).
ООН прогнозирует рост на 0,4%, но не исключает и плохого сценария (а что такое хороший?), при реализации которого экономика еврозоны может упасть на 1,6%.
Неуклонный позитив
Данные по американской экономике на минувшей неделе выходили неоднозначными, но с уклоном в позитив.
Снижение безработицы с 9,0% сразу до 8,6% было порадовало, да только получен был этот результат за счет того, что показатель рабочей силы был сокращен сразу на полмиллиона человек.
Остальные показатели, характеризующие рынок труда, находятся на своих привычных уровнях.
Первичные обращения за пособиями по безработице так и колеблются вокруг заколдованной цифры 400 тыс., что лучше, чем год назад, но все еще далеко от цифр, присущих устойчиво растущей экономике.
Строительный сектор продолжает стагнировать, и в ноябре по рынку был запущен слух, что с начала нового года ФРС решится-таки на QE-3 в форме выкупа ипотечных облигаций.
Даже сумма была названа - $545 млрд. Мы, однако, считаем, что ФРС прибегнет к использованию такого рода мер ближе к выборам.
В целом можно сказать, что американская экономика демонстрирует вялый рост и, если не случится внешних шоков, продолжит его в ближайшие месяцы.
Развитые и развивающиеся страны
В целом мировая экономика замедляется, и хорошие показатели в отдельных регионах (Канада, Швеция) не могут компенсировать общий спад.
Помимо общей вялости мирового спроса свою роль сыграл и европейский кризис.
Европейские банки нуждаются в деньгах и выводят их из стран, в которые раньше активно вкладывались (к тому же высокие ставки по европейским долгам дают возможность для carry trade).
Оценить масштабы этого явления мы можем на примере нашей страны, значительная часть вывоза капитала из которой обусловлена именно этими факторами.
В результате государства вынуждены поддерживать свои экономики за счет собственных усилий, сводящихся преимущественно к смягчению денежной политики.
Начался этот процесс в Европе, где новый председатель ЕЦБ ознаменовал свое вступление снижением ставки на 0,25% до 1,25% (и, видимо, до конца года ставка будет снижена еще раз).
Япония провела валютную интервенцию в размере 60 млрд. долларов - без особого успеха, как обычно.
Бразилия второй раз снизила ставку на 0,5% - теперь она составляет 11%, и не исключено, что процесс будет продолжен, поскольку экономика страны стремительно замедляется.
Замедление ожидается и в Китае, где впервые за последние три года была понижена норма резервирования для банков.
Ожидается снижение ставок в Новой Зеландии и Австралии.
И только Резервный банк Индии, выбиваясь из общей тенденции, повысил в конце октября ставку прямого РЕПО на двадцать пять сотых процента до 8,5% (причем она осталась ниже уровня инфляции, составившего более 9,7%).
Впрочем, и он объявил, что политика ужесточения подходит к концу.
Действительно, темпы роста ВВП Индии снизились в июле-сентябре до 6,9%, наименьшей величины с пика мирового кризиса 2008-2009 годов. При этом рост промышленного производства в сентябре составил всего лишь 1,8-1,9% годовых.
Ну, и как апофеоз к концу месяца - соглашение ведущих мировых центробанков о снижении стоимости операций по валютным свопам, дабы поддержать долларами захиревшие европейские банки.
Как бы то ни было, очевидно, что не одна только Европа нуждается в богатом дядюшке - всем остальным он тоже не помешал бы.
Недаром в ноябре были предприняты две космические экспедиции к Марсу: одна, российская, неудачная, и американская, пока более удачная. Неужели в поисках богатого дядюшки?
И тебя вылечат
Статистика показывает вполне неплохие результаты российской экономики. Она продолжает расти, равно как и сомнения в достоверности статистики, регулярные пересмотры которой задним числом позволяют получить любой наперед заданный результат. В любом случае, и это мало у кого вызывает сомнения, темпы роста российской экономики будут снижаться.
Пока ее рост во многом определяется активностью потребительского сектора, которая, в свою очередь, базируется на высоких темпах роста потребительского кредитования, при том что реально располагаемые доходы стагнируют, а в октябре и вовсе снизились на 0,6%.
Однако банки уже не в состоянии поддерживать высокий темп роста кредитования и не могут его снизить, поскольку на свет божий начнут вылезать "плохие" кредиты со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Перекредитоваться за границей не получается из-за европейского кризиса, поэтому приходится повышать ставки привлечения средств, что неизбежно повлечет (и уже влечет) рост стоимости кредитов.
В общем, налицо все признаки перегрева кредитного рынка.
Зампред Сбербанка Белла Златкис в первые выходные декабря выступила с панической речью, призвав своих коллег по банковскому цеху умерить активность (похоже, у Сбера ситуация не такая радужная, как об этом говорят официальные отчеты).
До полномасштабного кризиса в ближайшие месяцы дело, наверное, не дойдет: и Минфин, и ЦБ готовы поддержать банки ликвидностью в неограниченных (в пределах разумного) количествах.
Но спад кредитования будет, а вместе с этим будут замедляться и темпы.
О. Григорьев,
научный руководитель проекта "neoconomica"
"Консультант", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.