Бесплатная интернет-реклама: сыр или мышеловка?
Существует мнение, что для продвижения своего продукта или бренда не обязательно вкладывать баснословные суммы в рекламу. Достаточно креатива и "сарафанного радио", чтобы получить желаемый рекламный результат. Где и как можно бесплатно и эффективно продвинуть продукт или бренд и возможно ли это в принципе?
Бесплатная интернет-реклама является одним из лучших способов сделать продукты/услуги известными миллионам пользователей. Ведь в Сети присутствует огромная, миллионная аудитория.
Поэтому вероятность найти тех, кто нуждается в ваших услугах или испытывает желание купить вашу продукцию, довольно высока.
Разместите описание вашего бизнеса и сайта в нескольких каталогах и справочниках, в том числе региональных и отраслевых.
Сегодня это можно сделать на каталогах самых посещаемых порталов Рунета - "Яндекса", "Рамблера", "Гугла", Mail.ru.
Это особенно эффективный метод для предприятий средних и небольших городов, ведь в провинции зачастую есть популярные среди местного населения порталы. Например, в Калуге самые популярные сайты - www.kaluga.ru и www.kalugaonline.ru, в Ярославле - yarland.ru, city-yar.ru и т.д.
В мегаполисах вроде Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска это менее эффективный способ заявить о себе.
Кроме того, создайте свою карточку на популярных отраслевых сайтах и получите дополнительное количество посетителей.
Так, в сфере торговли это retail.ru, в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе в целом - agro.ru, в туризме - travel.ru и т.д.
"Рисунок 1. Чего нужно избегать в вирусном маркетинге"
Карты и бартер
Совершенно бесплатно можно разместить адрес компании и ссылку на корпоративный сайт на различных картах. Самые популярные из них на сегодня - это "Яндекс.Карты", "Карты Google" и "Карты Mail.ru".
Таким образом, по геозависимым запросам без какой-либо оплаты пользователи указанных ресурсов смогут найти ваши контактные данные, адрес.
Кроме того, у них будет возможность посетить ваш сайт. То, что он должен быть у каждого предприятия, не вызывает никаких сомнений.
Разместить бесплатно рекламу можно по бартеру. Это означает, что вы размещаете у себя рекламу какого-то сайта, а они в обмен вашу. Очень эффективный и взаимовыгодный метод, особенно для тех, кто предлагает дополняющие друг друга услуги или товары.
Взаимообмен банерами и ссылками может дать первоначальный толчок росту популярности сайта.
Обратитесь за помощью
Сегодня в некоторых субъектах Российской Федерации действуют системы поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в Москве функционирует Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства - www.allmedia.ru.
Можно не только зарегистрировать свое предприятие в этом каталоге, но и принять участие в Системе информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы (СИОМП).
Это позволит вам бесплатно разместить баннерную рекламу на интернет-ресурсах СИОМП. Так, в 2009 г. этой услугой воспользовались несколько сотен столичных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Посещаемость сайтов системы превышает 150 тысяч человек в день.
Аудитория: владельцы бизнеса, руководители предприятий и подразделений, специалисты компаний из Москвы и других регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.
Баннер размещается в течение недели в режиме ротации на интернет-ресурсах СИОМП. В их состав входят более 60 сайтов бизнес-тематики. Количество показов в неделю превышает 40 тысяч.
Общайтесь с людьми
Сегодня совершенно бесплатно можно воспользоваться самыми популярными ресурсами во Всемирной паутине - социальными сетями, блог-сервисами, форумами и конференциями.
"ВКонтакте", Twitter, Facebook, "Одноклассники.ру", Livejournal - только некоторые из них. Создание страничек на этих порталах может стать отличной рекламной площадкой. Но одного размещения, безусловно, мало.
Необходимо постоянно обновлять информацию, добавлять интересные новости, заходить на страницы других пользователей.
Гостевые книги на сайтах также могут стать вашей рекламной площадкой.
"Рисунок 2. Методы запуска эффективной вирусной рекламы"
Но ею надо пользоваться очень осторожно, поскольку далеко не все владельцы сайтов приветствуют в своей гостевой чужую рекламу. Поэтому старайтесь завуалировать свои рекламные сообщения.
Нужно участвовать в дискуссиях на форумах и конференциях, вступать в группы, вести блог и т.д.
Только в этом случае на вашу страничку обратит внимание большое количество потенциальных клиентов.
Размещайте объявления и фотографии
Кроме того, сегодня вновь приобретают популярность универсальные интернет-доски бесплатных объявлений. Это, например, avito.ru, irr.ru, slando.ru и др. Каждый день их посещают миллионы юзеров.
Поэтому регулярное размещение информации о вашей компании и предлагаемых ею товарах (услугах) может заинтересовать множество пользователей.
Помимо прочего, весьма полезно и эффективно сегодня воспользоваться популярными сервисами фотохостингов наподобие "Яндекс.Фотки", "Раблер-Фото", "Радикал-Фото" и т.д.
Сюда можно выкладывать фотографии производимой продукции с соответствующими ссылками и описанием компании в подписи.
Впрочем, можно публиковать просто красивые изображения - пейзажи, милых зверьков, красивую архитектуру и прочее.
А в углу фотографии - адрес сайта вашей компании. Сами решайте, стоит ли это затраченного времени.
Станьте троллем
Интернет-троллинг - это преднамеренное подначивание, флуд и провокационные действия одного из участников дискуссии на интернет-форумах, конференциях, в чатах, блогах и микроблогах и т.д. с целью направить тему обсуждения в нужное ему русло.
Людей, которые занимаются троллингом, называют троллями. Тролли действуют для того, чтобы достичь необходимого эффекта от своих комментариев и вызванной ими последующей неразберихи в дискуссиях.
Эффект этот зависит, прежде всего, от цели, которую преследует пользователь.
На троллинг как социальное явление обратили внимание на Западе в конце 90-х.
Сейчас, когда на большинстве форумов комментарии проходят модерацию, троллинг превратился в настоящее искусство: вроде человек ничего плохого и не написал, но, тем не менее, направил обсуждение темы пошло в нужном ему ключе.
Еще пару лет назад тролли воспринимались в Сети как просто не совсем адекватные пользователи.
Теперь мнение о них изменилось. Сегодня преобладает точка зрения, что большинство троллей выполняют свою работу.
То есть своими активными действиями, словами они, как уже отмечено выше, придают дискуссии нужное направление, активизируют многих пользователей на участие в разговоре.
Следовательно, тролли подталкивают людей к конкретному мнению.
Они завуалированно, косвенно пропагандируют определенные идеи, взгляды или даже рекламируют компанию, товары, услуги.
Азы троллинга
Возьмем, к примеру, среднее издательское предприятие, которое только что выпустило свежую книгу Ивана Ивановича Иванова "Об Иване".
На повестке дня стоит единственная сверхзадача - распродать тираж.
Поскольку это в интересах всех работников компании, они дружно в свободное от работы время сидят в Сети и рекламируют свою продукцию. Причем генеральный директор - не исключение.
Глава компании, 45-летний Петр Петрович Петров, сидит в "Одноклассниках", безусловно, под женским именем - Василисы Васильевной Васильевой, 25-летней шикарной блондинки.
Разумеется, Василиса давно является участницей различных книжных групп в этой социальной сети.
И там она успешно открывает тему о вновь изданной книге, где поливает ее изощренной грязью с использованием самой разнообразной цензурной лексики.
Чтобы это действо все же возымело эффект, нужно соблюсти два правила.
Во-первых, среди всей обрушиваемой на книгу И.И. Иванова критики должна быть хотя бы одна положительная конструктивная мысль.
Во-вторых, используемая лексика должна быть настолько негативной, чтобы агрессия пользователей обратилась в адрес постящего, а не предмета, о котором идет речь.
Данный пример, конечно же, несколько упрощен, но не так уж и далек от того, что происходит в действительности.
Запустите вирус
Вирусная реклама - это еще одна рекламная технология, предполагающая использование социальных сетей и других близких по духу порталов, например, Youtube.com, "Яндекс-Видео", "Видео Mail.ru" и др. Здесь предполагается создание и размещение в Интернете лаконичного и по возможности веселого видеоролика или интересного сообщения.
Примечание. Вирусный видеоролик никогда не будет бесплатным. В хорошем рекламном агентстве он обойдется вам дороже пятисекундного модуля на госканале в прайм-тайм.
Главное - не забыть при этом прорекламировать свою компанию и ее продукцию.
Метод этот условно бесплатный, так как на создание ролика все же потребуются некоторые финансовые вложения или как минимум время и творческие усилия.
Внедрение же вируса совершенно бесплатно. Ведь для того чтобы заразить большое количество пользователей, достаточно разместить видеоролик на популярном портале.
После этого каждый следующий человек, зараженный рекламой, становится рекламоносителем и спешит поделиться сообщением с десятком друзей, они в свою очередь с сотней других и т.д.
Ключевое преимущество вирусного маркетинга состоит в том, что он не использует традиционное навязывание товара, зачастую вызывающее отторжение.
Напротив, это выглядит как рекомендация друга посмотреть забавный ролик или прочитать интересное сообщение, содержащее явную или завуалированную информацию о рекламируемом продукте, потому воспринимается благосклонно и с охотой.
Совмещайте разные технологии
Но эффект от вирусной рекламы можно многократно усилить, если вирусные технологии использовать в комплексе с традиционными способами и методиками продвижения в Интернете.
И наоборот, традиционная реклама без креативного дополнения, интересного аудитории по определению, может не оправдать ожидания рекламодателя.
Если вирусный видеоролик запустить в Сеть одновременно с массовой рекламой в блогах и социальных сетях, результат будет лучше, нежели при использовании этих средств по отдельности.
Другими словами, сочетание различных маркетинговых технологий дает мощный синергический эффект.
Но, с другой стороны, на их применение требуется большой штат высокооплачиваемых профессионалов.
Поэтому, если вы нацелены на действительно бесплатную интернет-рекламу, необходимо сосредоточиться на одном-двух направлениях, не больше. Иначе бюджет вашей компании не выдержит.
И. Кабанец,
директор департамента маркетинга
и рекламы компании "Интер Бизнес Групп"
"Консультант", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.