"Прощённая" задолженность граждан, или Как ФНС будет "обнулять" безнадёжные долги
Комментарий к приказу ФНС России от 14.12.11 N ММВ-7-8/923@ "Об утверждении порядка списания признанных безнадёжными к взысканию недоимки по налогам (сборам) (в том числе отменённым), образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящейся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, и перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании недоимки по налогам (сборам) (в том числе отменённым), образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящейся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, безнадёжными к взысканию и об их списании" и письму ФНС России от 07.12.11 N ЯК-3-8/4040@ "О списании задолженности физических лиц по транспортному налогу"
Незадолго до истечения срока полномочий отечественные депутаты объявили для налогоплательщиков - физических лиц "великую амнистию". Решение о ней было закреплено в статье 4 Федерального закона от 21.11.11 N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (комментарий к документу опубликован в "720 часов" N 1, 2012).
От редакции. Прощение долгов, возникших более трёх лет назад, автор сравнил с "великой амнистией". Но заметим, что сама налоговая служба просила не путать проводимую работу по "обнулению" безнадёжных долгов с налоговой амнистией. Для налоговых инспекций это скорее "работа над ошибками", которые возникли как по вине самих налоговиков, так и в значительной степени из-за неточных сведений, предоставленных государственными регистрирующими органами. К примеру, большая часть списываемых безнадёжных долгов приходится на транспортный налог. Сумма этого налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-гражданами, исчисляется налоговыми инспекциями на основании сведений, которые им предоставляют органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (п. 1 ст. 362 НК РФ). Это и подразделения ГИБДД, и органы Гостехнадзора, и военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Эти регистрирующие органы обязаны сообщать в налоговые инспекции по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы. Сведения предоставляются по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также за предыдущий календарный год обо всех произошедших в нём изменениях. О зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах транспортных средствах, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, сообщения должны направляться в течение 10 дней после осуществления указанных процедур. Но жизнь быстротечна, и порой документы госорганов не успевают за изменениями, происходящими в ней. Вот и возникают налоги, начисленные на машины, которых у граждан уже и нет. Аналогичные ситуации характерны и для налога на имущество физических лиц, земельного налога. Если регистрирующие органы ошиблись (а, со слов руководителей ФНС, при исчислении транспортного налога такие ошибки составляют 97%), то налоговая инспекция самостоятельно исправить ошибку не вправе. Юристы налоговых инспекций осуществляют процедуры по взысканию "ошибочных" долгов, подавая исковые заявления в суды общей юрисдикции. Либо проводится рутинная работа по поиску причин ошибок, за которыми стоят порой незначительные суммы Проводимая акция по списанию безнадёжных долгов должна избавить налоговых инспекторов от не приносящих результатов рутинных обязанностей.
А как же быть с недобросовестными налогоплательщиками, действительно уклоняющимися от обязанности уплачивать налоги? Если дела о недоимках таких штрафников уже были рассмотрены в суде и по ним вынесены судебные приказы, то такие долги будут взысканы в общеустановленном порядке.
Что спишут?
В комментируемом письме ФНС России от 07.12.11 N ЯК-3-8/4040@, посвящённом списанию задолженности по транспортному налогу, со ссылкой на закон N 330-ФЗ указано, что признаются безнадёжными к взысканию:
- недоимки по налогам (сборам) (в том числе отменённым), образовавшиеся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года;
- задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку;
- задолженности по штрафам, числящиеся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года.
Однако "прощению" подлежит только задолженность рядовых граждан. На физических лиц, занимающихся предпринимательством или частной практикой, эта акция не распространяется.
"На тебе, боже, что нам негоже"
Простить, оказывается, можно только ту задолженность, в отношении которой налоговики и так утратили возможность взыскания в связи с:
- истечением установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа;
- истечением срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сбора) - физического лица;
- истечением срока для предъявления к исполнению исполнительного документа.
Напомним, что согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Если недоимка была выявлена в результате налоговой проверки, то требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Эти правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
Исходя из статьи 48 НК РФ налоговики в отношении налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, при неисполнении им требования об уплате налога не вправе принудительно изъять у него имущество. Налоговая инспекция должна обратиться с исковым заявлением о взыскании налога за счёт имущества данного лица в суд общей юрисдикции. Сделать это необходимо в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, бюджет прощает налогоплательщикам те долги, которые он и так не может взыскать. Гораздо больше эта операция похожа на очистку баз данных налоговых органов от ненужной информации.
От редакции. По данным ФНС России, в ходе акции должно быть списано безнадёжных долгов примерно на сумму 33 млрд. руб., что составляет около 1% от всех налогов, собираемых в РФ. Из этой суммы на долю транспортного налога приходится примерно 18 млрд. руб.
Что нужно сделать?
Налогоплательщикам, попавшим в число тех, за которыми значится "безнадёга", делать ничего не нужно. Налоговики всё сделают сами.
От редакции. В статье 59 НК РФ указаны случаи, при которых недоимка по налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам признаются безнадёжными к взысканию. Эти случаи касаются как федеральных, так и региональных и местных налогов и сборов. Дополнительные основания признания безнадёжными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам могут быть установлены законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадёжными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства их признания безнадёжными, утверждает ФНС России (п. 5 ст. 59 НК РФ). Исключение составляют налоги, пени, штрафы, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза: порядок списания безнадёжной задолженности по ним утверждает ФТС России.
Порядок списания безнадёжных долгов, конкретизирующий всю эту работу, утверждён приказом ФНС России от 14.12.11 N ММВ-7-8/923@ (далее - порядок списания).
Сначала в налоговых инспекциях составят реестр указанной недоимки.
От редакции. Реестр должен составляться по каждому из оснований невозможности взыскания долга (истечение установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа; истечение срока подачи заявления в суд; истечение срока для предъявления к исполнению исполнительного документа). Рекомендуемая форма реестра приведена в приложении N 1 к порядку списания. В числе сведений, которые рекомендуется отразить в реестре, указаны фамилия, имя, отчество налогоплательщика, его ИНН, адрес места жительства, срок уплаты налога, КБК, ОКАТО, суммы недоимки, а также суммы задолженности по пеням и штрафам.
Затем налоговая инспекция должна составить заключение о невозможности взыскания долга и о причинах этого, после чего вынести решение о списании долгов.
Вот и всё.
И. Молчанов,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 2, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru