Новому времени - новый закон
Комментарий к Федеральному закону от 06.12.11 N 402 "О бухгалтерском учёте".
Анализ правоприменительной практики последних лет показал, что Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (далее - закон N 129-ФЗ) действительно устарел. Конечно, есть законы и более древние, но в отечественном бухгалтерском учёте всё накапливались и накапливались изменения, так что такая устойчивость закона N 129-ФЗ даже несколько удивляла. Но всё когда-то заканчивается.
И вот с 1 января 2013 года у нас будет действовать новый Федеральный закон от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (далее - закон N 402-ФЗ). Этот документ содержит общие нормы, определяющие цели данного закона и сферу его действия, основные понятия, место федерального закона в законодательстве РФ. С целью защиты прав и законных интересов граждан, организаций и государства в законе установлены единые требования к бухгалтерскому учёту.
Что же нас ждёт?
Пересмотр основ
Сначала предадимся немного воспоминаниям. Что было?
В законе N 129-ФЗ перед бухгалтерским учётом ставились три задачи:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчётности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчётности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.
Согласитесь, что это больше подходило к принципам социалистического учёта и контроля.
Новый закон об этих задачах даже не вспоминает. В общем, какие задачи будут решаться с помощью ведения бухгалтерского учёта, каждый решает для себя сам.
Указана цель нового закона - установление единых требований к бухгалтерскому учёту, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учёта.
Гораздо важнее другое. Изменилось само определение бухгалтерского учёта.
Ранее под бухгалтерским учётом понималась упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Теперь целью бухгалтерского учёта является формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчётности.
На наш взгляд, это принципиальное изменение. Особенно если сравнить новое и старое определение бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Ранее бухгалтерская отчётность представляла собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам.
Теперь же бухгалтерская отчётность - это "информация о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом".
Меняется принцип. Если раньше бухгалтерская отчётность являлась логичным итогом всех предыдущих бухгалтерских записей (можно сказать, почти техническим документом), то теперь от неё требуется отражение финансового состояния организации на конкретный момент времени. Грубо говоря, пользователя отчётности не интересует, сколько стоят активы исходя из документов об их приобретении. Его интересует, за сколько это можно реально продать сейчас. И это реальная база для принятия экономического решения. И составитель отчётности должен предоставить её пользователю такие данные.
Можно сказать, что отечественный принцип составления отчётности с упором на юридическую сторону данных меняется на западный принцип упора на экономическую составляющую.
Хорошо это или плохо - покажет время.
Подробный перечень
В новом документе гораздо подробнее, чем раньше, расписан перечень лиц, для которых выполнение закона N 402-ФЗ является обязательным.
В старом законе было сказано, что этот закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
В законе N 402-ФЗ говорится, что он применяется в отношении:
- коммерческих и некоммерческих организаций;
- государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Банка России;
- индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой;
- находящихся на территории РФ филиалов, представительств и иных структурных подразделений иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
- ведения бюджетного учёта активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, составления бюджетной отчётности;
- ведения доверительным управляющим бухгалтерского учёта переданного ему в доверительное управление имущества;
- ведения одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц бухгалтерского учёта общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учёта;
- ведения бухгалтерского учёта в процессе выполнения соглашения о разделе продукции.
Впрочем, льгота в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, всё-таки сохранилась. Они могут не вести бухгалтерский учёт в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах будут вести учёт доходов (или доходов и расходов) или иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.
Объекты бухгалтерского учёта
Ранее список объектов бухгалтерского учёта был закрытым.
Объектами бухгалтерского учёта являлись имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Обратите внимание, что довольно узкое понятие "организация" заменено весьма широким определением "экономический субъект".
Теперь объектами бухгалтерского учёта экономического субъекта являются:
- факты хозяйственной жизни;
- активы;
- обязательства;
- источники финансирования его деятельности;
- доходы;
- расходы;
- иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Иначе говоря, список открыт.
Новые определения
К изучению норм, касающихся новых терминов и определений, нужно подойти очень серьёзно, так как во всех возникающих после 1 января 2013 года спорах по вопросам бухгалтерского учёта, базой для решения проблем будут именно данные формулировки.
Итак. Из перечня понятий "вылетели" определения синтетического и аналитического учёта. Соответственно, теперь план счетов бухгалтерского учёта - это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учёта. Исчезло слово "синтетических".
Можно ли это считать первым шагом к отмене национального плана счетов? Напомним, что в международных стандартах финансовой отчётности (МСФО) такого понятия, как общий план счетов, нет вообще. План счетов является личным делом каждого экономического субъекта.
Как нам кажется, вряд ли Минфин России захочет выпускать из своих рук такой мощный инструмент контроля над бухгалтерским учётом.
Продолжим. Раз исчезла "организация", значит, нет смысла в определении руководителя организации. Теперь есть термин "руководитель экономического субъекта". Это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, или лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, или управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.
Далее - совершенно новые определения.
Уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности.
От редакции. Давая заключение на законопроект, правовое управление аппарата Госдумы предлагало уточнить условное наименование "федеральный орган исполнительной власти" и сформулировать его более конкретно, в соответствии с положением о Минфине России (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04 N 329). Напомним, что согласно пункту 1 положения именно Минфин является федеральным органом исполнительной власти, на который Кабинетом министров возложена помимо прочих и обязанность вырабатывать государственную политику и нормативно регулировать вопросы в сфере бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. А пунктом 5.2.21 этого же положения определено, что министерство принимает порядок ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности. Но законодатель эту рекомендацию проигнорировал. И на то, видимо, были свои основания.
Стандарт бухгалтерского учёта - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учёту, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учёта.
Международный стандарт - стандарт бухгалтерского учёта, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.
Отчётный период - период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчётность.
Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств.
Организации государственного сектора - государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.
Учётная политика - это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учёта.
Первичные документы
Если отмена национального плана счетов ещё, видимо, в перспективе, то революция в отношении первичной учётной документации уже свершилась. Официально утверждённых форм первичной документации больше нет.
Мы не сомневаемся в том, что рекомендованные формы останутся. Но их применение уже не будет являться обязательным.
Что остаётся?
Остаются обязательные реквизиты учётного первичного документа:
- наименование документа;
- дата его составления;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность её оформления, или наименование должности лица, ответственного за правильность оформления свершившегося события;
- подписи указанных лиц с указанием их фамилий и инициалов или иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Понятно, что формы первичных учётных документов должен будет утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта.
Однако формы первичных учётных документов для организаций государственного сектора будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Ещё одним новшеством можно считать прямое разрешение на использование в первичной документации ЭЦП.
Регистры бухгалтерского учёта
Впервые в бухгалтерском законодательстве появился перечень обязательных реквизитов для регистров бухгалтерского учёта:
- наименование регистра;
- наименование экономического субъекта, составившего регистр;
- дата начала и окончания ведения регистра или период, за который он составлен;
- хронологическая или систематическая группировка объектов бухгалтерского учёта;
- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учёта с указанием единицы измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов или иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Формы регистров бухгалтерского учёта должен утвердить руководитель субъекта. Однако формы регистров бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Принципиально изменился порядок исправления ошибок в указанных регистрах.
Ранее исправление ошибки в регистре бухгалтерского учёта должно было быть обосновано и подтверждено подписью лица, внёсшего исправление, с указанием даты исправления. Иначе говоря, не оговаривалось, кто именно имеет право внести исправление в регистр.
Сейчас правила станут строже. В регистре бухгалтерского учёта не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учёта должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов.
Кстати, содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности больше не является коммерческой тайной. Нечего там скрывать.
Также в законе N 402-ФЗ прямо установлено, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчётности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Главбух - лицо не рядовое
В законе N 402-ФЗ теперь прямо прописаны качественные характеристики главного бухгалтера. Он должен иметь:
- высшее профессиональное образование;
- стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учёта, составлением бухгалтерской (финансовой) отчётности или с аудиторской деятельностью, не менее трёх лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учёта и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет.
И не должен иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
При этом допускается наличие в других федеральных законах дополнительных требований к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учёта.
Эти требования обязательны в отношении главных бухгалтеров:
- открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций);
- страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов;
- акционерных инвестиционных фондов;
- управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
- иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- органов управления государственных внебюджетных фондов;
- органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.
Как и сейчас, за индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, руководителем субъекта малого и среднего бизнеса сохранено право вести бухгалтерский учёт самостоятельно.
К счастью, в законе N 402-ФЗ предусмотрено, что главные бухгалтеры, которые уже являются таковыми на момент вступления в силу этого закона, даже если они не соответствуют вышеуказанным требованиям, имеют право продолжать работу. Иначе говоря, увольнять их не надо.
Кроме того, руководители экономических субъектов могут не назначать главного бухгалтера, а поручить ведение учёта специализированной компании. Правда, в такой компании как минимум один специалист должен удовлетворять требованиям, предусмотренным для главных бухгалтеров.
Что касается кредитных организаций, то там может быть только главный бухгалтер, а требования к нему устанавливаются Банком России.
Отметим, что несколько изменился порядок действий главного бухгалтера в случае возникновения конфликта с руководством по поводу вопросов ведения бухгалтерского учёта.
Сейчас предполагается, что разногласия могут возникнуть по поводу осуществления отдельных хозяйственных операций. В таких ситуациях документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несёт всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Теперь акцент сместился.
Главный бухгалтер в случае спора с руководителем должен принять данные, содержащиеся в первичном учётном документе, или отразить (не отразить) в учёте объект бухгалтерского учёта на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта. В этом случае всю ответственность за достоверность информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учёта и в бухгалтерской отчётности, принимает на себя руководитель, отдавший такое письменное распоряжение.
Инвентаризация активов и обязательств
Статья об инвентаризации практически лишилась конкретного содержания.
Так, исключён перечень случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Исчез порядок бухгалтерского учёта выявленных при инвентаризации расхождений между фактическими и учётными данными.
Очевидно, что все эти вопросы будут прописаны где-то в других нормативных актах.
Хорошо, пусть так. Но ведь законодатели не удержались, чтобы в очередной раз что-то кардинально не поменять.
Теперь выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учёта подлежат регистрации в бухгалтерском учёте в том отчётном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
В настоящее время согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. в приложении к приказу Минфина России от 13.06.95 N 49) результаты инвентаризации должны быть отражены в учёте и отчётности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчёте.
Что показательно, в пояснительной записке к проекту рассматриваемого закона ничего не было сказано о том, почему законодатели решили поменять порядок отражения результатов инвентаризации. Зато говорится об уточнении порядка изменения учётной политики экономического субъекта, который на самом деле никакого изменения и не претерпел.
Мы не возражаем... Но просто страшно интересно было бы узнать: чем так не угодил законодателям прежний вариант?
Стандарт бухгалтерского учёта
Как гласит статья 21 закона N 402-ФЗ, отныне бухгалтерский учёт в России будет регулироваться следующими документами:
- федеральными стандартами;
- отраслевыми стандартами;
- рекомендациями в области бухгалтерского учёта;
- стандартами экономического субъекта. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению.
Федеральные стандарты для всех без исключения устанавливают:
- определения и признаки объектов бухгалтерского учёта, порядок их классификации, условия принятия и списания их в бухгалтерском учёте;
- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учёта;
- порядок пересчёта стоимости объектов бухгалтерского учёта, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;
- требования к учётной политике;
- план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения;
- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчётности, в том числе образцы форм бухгалтерской отчётности, а также состав приложений;
- условия, при которых бухгалтерская отчётность даёт достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период;
- состав последней и первой бухгалтерской отчётности при реорганизации юридического лица и порядок её составления;
- состав последней бухгалтерской отчётности при ликвидации юридического лица и порядок её составления;
- упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую отчётность для субъектов малого предпринимательства.
Отраслевые стандарты будут устанавливать особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Рекомендации будет разрабатывать общественность, например саморегулируемые организации. По большому счёту, это комментарии и разъяснения федеральных и отраслевых стандартов. Применять рекомендации, разумеется, никому не обязательно.
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учёта. Типичный пример - общие правила ведения бухгалтерского учёта для крупной корпорации, имеющей многочисленные подразделения, филиалы и представительства.
При этом, как и раньше, всем, что касается бухгалтерского учёта в кредитных организациях, будет заниматься Банк России.
Иерархия такая.
Федеральные стандарты не могут противоречить закону N 402-ФЗ. Отраслевые стандарты не могут противоречить федеральным. Рекомендации не должны противоречить стандартам. Стандарты организации не могут противоречить федеральным и отраслевым, но могут не соответствовать рекомендациям.
Разумеется, на настоящий момент никаких таких стандартов нет. Поэтому согласно пункту 1 статьи 30 закона N 402-ФЗ до появления указанных стандартов все должны руководствоваться имеющимися ПБУ и порядком составления бухгалтерской отчётности.
Чем в принципе кроме названия "стандарт" бухгалтерского учёта будет отличаться от "положения по бухгалтерскому учёту", мы, очевидно, сможем узнать тогда, когда появится первый такой отечественный стандарт.
Бухгалтерская отчётность
Те положения закона N 402-ФЗ, которые касаются бухгалтерской отчётности, стали заметно менее конкретными, чем это было в законе N 129-ФЗ. Большинство технических деталей будут раскрываться в других федеральных законах или бухгалтерских стандартах.
Впрочем, некоторые весьма заметные перемены можно найти и в тексте закона N 402-ФЗ.
Во-первых, обязательной с 2013 года будет только годовая бухгалтерская отчётность.
Промежуточная бухгалтерская отчётность будет составляться в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта. При этом промежуточная бухгалтерская отчётность будет оформляться за отчётный период менее отчётного года.
В принципе, с учётом того что это не было запрещено и ранее, по большому счёту данное определение ничего нового не вносит.
Во-вторых, в состав годовой бухгалтерской отчётности теперь входят только бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и приложения к ним.
Соответственно, для некоммерческих организаций это баланс, отчёт о целевом использовании средств и приложения к ним.
С одной стороны, кажется, что из списка выпали аудиторское заключение и пояснительная записка. С другой стороны, не будет ничего удивительного, если они вдруг станут частями указанных выше "приложений". Сама обязанность по наличию аудиторского заключения в установленных законами случаях никуда не делась - это видно из пункта 10 статьи 13 закона N 402-ФЗ.
В-третьих, обязанность организации по предоставлению экземпляров годовой бухгалтерской отчётности осталась только в отношении органов государственной статистики.
А как же учредители, участники, собственники имущества и прочее?
Дело в том, что изменился сам принцип предоставления отчётности заинтересованным лицам.
Отчётность организаций не может быть предметом коммерческой тайны. Собирая годовые отчёты всех организаций страны в органах статистики, государство формирует свой информационный ресурс. За деньги информация об отчётности (за исключением специально оговорённых случаев) будет предоставляться всем желающим.
Инвесторам - польза, а бюджету - деньги.
Совершенно новым можно назвать введение в закон норм, регулирующих предоставление бухгалтерской отчётности в случае реорганизации или ликвидации компании.
Последним отчётным годом для реорганизуемой организации (кроме присоединения) является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших вследствие реорганизации юридических лиц, до даты такой регистрации.
При реорганизации в форме присоединения последним отчётным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому, является период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединённого лица, до даты её внесения.
Реорганизуемое лицо составляет последнюю бухгалтерскую отчётность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц или на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединённого лица.
При этом последняя бухгалтерская отчётность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, произошедших в период с даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса до даты регистрации.
Соответственно, первым отчётным годом для возникшего в результате реорганизации юридического лица является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация.
Первая бухгалтерская отчётность такого лица должна быть составлена на дату его государственной регистрации.
Первая бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется на основе утверждённого передаточного акта (разделительного баланса) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникших в результате реорганизации юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица) (п. 6 и 7 ст. 16 закона N 402-ФЗ).
Для организаций государственного сектора, возникших в результате реорганизации, правила составления отчётности будут установлены отдельно.
Отчётным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.
Последняя бухгалтерская отчётность ликвидируемого лица составляется ликвидационной комиссией. Если лицо банкротится, то отчётность составляется арбитражным управляющим.
Последняя бухгалтерская отчётность составляется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации лица. Она составляется на основе утверждённого ликвидационного баланса и данных о тех хозяйственных фактах, которые произошли в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации.
Внутренний контроль
В законе N 402-ФЗ появилась обязанность ведения внутреннего контроля.
Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Экономический субъект, бухгалтерская отчётность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности - за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учёта на себя.
Напомним, что согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 30.12.08 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случаях:
- если организация имеет организационно-правовую форму ОАО;
- если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
- если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, ПИФ или НПФ;
- если объём выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) организации за предшествовавший отчётному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчётному года превышает 60 млн. руб.;
- если организация представляет или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчётность;
- в иных случаях, установленных федеральными законами.
Для всех лиц, соответствующих перечисленным критериям, учреждение службы внутреннего аудита становится обязательным.
Принципы регулирования бухгалтерского учёта
В законе N 402-ФЗ установлено, что регулирование бухгалтерского учёта будет осуществляться в соответствии со следующими принципами:
- соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской отчётности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учёта;
- единства системы требований к бухгалтерскому учёту;
- упрощения способов ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую отчётность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
- применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
- обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
- недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учёта.
В общем, МСФО теперь "рулит".
Кто будет заниматься "бухгалтерским учётом"?
Первый эшелон регуляторов бухгалтерского учёта в РФ составят уполномоченный федеральный орган и Банк России.
Второй эшелон - это саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчётности, аудиторов, заинтересованных принимать участие в регулировании бухгалтерского учёта, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учёта.
Первый эшелон будет заниматься примерно следующим:
- утверждать программу разработки федеральных стандартов;
- утверждать федеральные и отраслевые стандарты;
- организовывать экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учёта, представлять РФ в международных бухгалтерских организациях.
Второй эшелон будет:
- разрабатывать проекты федеральных стандартов, проводить публичное обсуждение этих проектов и представлять их в уполномоченный федеральный орган;
- участвовать в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
- участвовать в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учёта;
- заниматься рекомендациями в области бухгалтерского учёта.
Непосредственно для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов при уполномоченном федеральном органе будет создан совет по стандартам бухгалтерского учёта.
В состав совета по стандартам бухгалтерского учёта будут входить 10 представителей второго эшелона и пять представителей первого.
Состав совета утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. Предложения о кандидатах в члены совета, за исключением представителей уполномоченного федерального органа, вносятся субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учёта, Банком России, научными организациями и высшими учебными заведениями.
Разработка бухгалтерских стандартов
Закон N 402-ФЗ предусматривает, что разрабатывать федеральный стандарт бухгалтерского учёта может любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта.
Уведомление о разработке стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, публикуется в печатном издании, определяемом этим же органом, и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика.
Не позднее 10 рабочих дней после дня обнародования уведомления в печатном издании разработчик публикует проект федерального стандарта в печатном издании и размещает его на своём официальном сайте в сети интернет.
Со дня публикации проекта в печатном издании разработчик обязан проводить публичное обсуждение стандарта. Срок обсуждения - не менее трёх месяцев после дня публикации.
В период публичного обсуждения проекта разработчик должен принимать от всех заинтересованных лиц замечания в письменной форме.
Эти замечания регистрируются, обсуждаются, и на их основе стандарт дорабатывается.
Доработанный проект не позднее 10 рабочих дней после дня публикации уведомления о завершении публичного обсуждения проекта печатается разработчиком в этом же издании и размещается на его сайте.
Доработанный проект представляется в уполномоченный федеральный орган на экспертизу.
Далее стандартом занимается Совет по стандартам бухгалтерского учёта. В течение не более двух месяцев он должен или утвердить, или отклонить проект. На основании документов совета своё решение выносит (в течение одного месяца) уполномоченный федеральный орган.
При этом в законе N 402-ФЗ предусмотрены варианты и на тот случай, если никакой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта не возьмётся за разработку федерального стандарта. В такой ситуации разрабатывать стандарт придётся уполномоченному федеральному органу. Кстати, его прямой обязанностью является разработка стандартов для организаций государственного сектора.
А. Анищенко,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 2, 3, февраль, март 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru