Изменения НК РФ (2011-2012 годы)
Традиционно в конце года в законодательство, в т.ч. в Налоговый кодекс РФ, вносятся многочисленные изменения и коррективы. Не стал исключением и 2011 год. Некоторые поправки вступили в силу уже в 2011 году. В таблице поправки сгруппированы по главам НК РФ (Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ не учтен). Обзор изменений подготовил М. Беспалов, к.э.н.
Норма | Суть изменения | Основание |
Часть I НК РФ
Новая глава 3.1 "Консолидированная группа налогоплательщиков"; статья 25.1 НК РФ "Общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков" | В соответствии с новой главой НК РФ консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков. При этом участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соответствует критериям и условиям, предусмотренным НК РФ для участников соответствующей группы. Кроме того, дано понятие ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков: на него в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислять и платить налог на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков; в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога он осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и плательщики налога на прибыль организаций | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 25.2 НК РФ "Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков" | Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна из них непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля ее участия в каждой такой организации составляет не менее 90%. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Помимо этого организация, являющаяся стороной договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, должна соответствовать следующим условиям: - она не находится в процессе реорганизации или ликвидации; - в отношении нее не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве); - размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала. Кроме того, все организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, должны соответствовать следующим условиям: - совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором в налоговый орган представляются документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 млрд. руб.; - суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором в налоговый орган представляются документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 млрд. руб.; - совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором в налоговый орган представляются документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 млн. руб. В статье 25.2 НК РФ уточнено, что участниками консолидированной группы налогоплательщиков не могут являться следующие организации: - организации, являющиеся резидентами особых экономических зон; - организации, применяющие специальные налоговые режимы; - банки, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются банками; - страховые организации, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются страховыми организациями; - негосударственные пенсионные фонды, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются негосударственными пенсионными фондами; - профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся банками, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не являющимися банками; - организации, являющиеся участниками иной консолидированной группы налогоплательщиков; - организации, не признаваемые плательщиками налога на прибыль организаций, а также использующие право на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ; - организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0% по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ; - организации, являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес; - клиринговые организации. При этом консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 25.3 НК РФ "Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков" | В соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков организации объединяются на добровольной основе без создания юридического лица в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. В свою очередь договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков должен содержать следующие положения: - предмет договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков; - перечень и реквизиты организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков; - наименование организации - ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков; - перечень полномочий, которые участники консолидированной группы передают ответственному участнику этой группы; - порядок и сроки исполнения обязанностей и осуществления прав, не предусмотренных НК РФ, ответственным участником и другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков, и ответственность за невыполнение установленных обязанностей; - срок, исчисляемый в календарных годах, на который создается консолидированная группа налогоплательщиков, если она создается на определенный срок, либо указание на отсутствие определенного срока, на который создается эта группа; - показатели, необходимые для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль организаций, для каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков с учетом особенностей, предусмотренных ст. 288 НК РФ. В НК РФ также отмечено, что договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков действует до наступления наиболее ранней из следующих дат: - даты прекращения действия указанного договора, предусмотренной этим договором и (или) НК РФ; - даты расторжения договора; - 1-го числа налогового периода по налогу на прибыль организаций, следующего за датой отказа налогового органа в регистрации указанного договора. Таким образом, договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации - ответственного участника этой группы налогоплательщиков. Подчеркнем, что для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы представляет в налоговый орган следующие документы: - подписанное уполномоченными лицами всех участников создаваемой консолидированной группы заявление о регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков; - два экземпляра договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков; - документы, подтверждающие выполнение условий, предусмотренных ст. 25.2 НК РФ, заверенные ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, в т.ч. копии платежных поручений на уплату НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках за предшествующий календарный год для каждого из участников группы; - документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Данные документы представляются в налоговый орган не позднее 30 октября года, предшествующего налоговому периоду, начиная с которого исчисляется и уплачивается налог на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков. При соблюдении условий, предусмотренных ст. 25.2 и 25.3 НК РФ, налоговый орган обязан зарегистрировать договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков и в течение пяти дней с даты его регистрации выдать один экземпляр этого договора с отметкой о его регистрации ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков лично под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения договора. При этом консолидированная группа налогоплательщиков признается созданной с 1-го числа налогового периода по налогу на прибыль организаций, следующего за календарным годом, в котором налоговым органом был зарегистрирован договор о создании этой группы | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 25.4 НК РФ "Изменение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и продление срока его действия" | Стороны договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков обязаны внести изменения в указанный договор в случае: - принятия решения о ликвидации одной или нескольких организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков; - принятия решения о реорганизации (в форме слияния, присоединения, выделения и разделения) одной или нескольких организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков; - присоединения организации к консолидированной группе налогоплательщиков; - выхода организации из консолидированной группы налогоплательщиков; - принятия решения о продлении срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Соглашение об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков принимается всеми участниками группы, включая вновь присоединяющихся участников и исключая участников, выходящих из группы. Для регистрации соглашения об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков (решения о продлении срока действия указанного договора) ее ответственный участник представляет в налоговый орган следующие документы: - уведомление о внесении изменений в договор; - два экземпляра соглашения об изменении договора, подписанные уполномоченными лицами участников консолидированной группы налогоплательщиков; - документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших соглашение о внесении изменений в договор; - документы, подтверждающие выполнение условий, предусмотренных ст. 25.2 НК РФ, с учетом внесенных в договор изменений; - два экземпляра решения о продлении срока действия договора. При этом уклонение от внесения обязательных изменений в договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков влечет прекращение действия договора с 1-го числа налогового периода по налогу на прибыль организаций, в котором соответствующие обязательные изменения договора должны были бы вступить в силу | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 25.5 НК РФ "Права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков" | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков имеет право: - представлять налоговым органам и их должностным лицам любые пояснения по вопросам исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (авансовых платежей) по консолидированной группе налогоплательщиков; - присутствовать при выездных налоговых проверках, проводимых в связи с уплатой налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, по месту нахождения любого участника такой группы и его обособленных подразделений; - получать копии актов налоговых проверок и решений налогового органа, вынесенных по результатам проверок, проводимых в связи с уплатой налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а также получать требования об уплате налога на прибыль организаций (авансовых платежей) и иные документы, связанные с действием консолидированной группы налогоплательщиков; - участвовать при рассмотрении руководителем (заместителем руководителя) налогового органа материалов налоговых проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля, проводимых в связи с уплатой налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, в случаях и порядке, предусмотренных ст. 101 НК РФ; - получать от налоговых органов сведения об участниках консолидированной группы налогоплательщиков, составляющие налоговую тайну; - обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия или бездействие их должностных лиц, в т.ч. в интересах отдельных участников консолидированной группы налогоплательщиков в связи с исполнением ими обязанностей (осуществлением прав) при исчислении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков; - обращаться в налоговый орган с заявлением о зачете (возврате) излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков. В свою очередь ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан: - представлять в порядке и сроки, которые предусмотрены НК РФ, в налоговый орган для регистрации договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, изменения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, решение или уведомление о прекращении действия консолидированной группы налогоплательщиков; - вести налоговый учет, исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций (авансовые платежи) по консолидированной группе налогоплательщиков в порядке, установленном гл. 25 НК РФ; - представлять в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а также документы, полученные от других участников этой группы, в порядке и сроки, которые установлены НК РФ; - в случаях прекращения действия консолидированной группы налогоплательщиков и (или) выхода организации из состава этой группы представлять другим участникам этой группы сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (авансовых платежей) и составления налоговых деклараций за соответствующие отчетные и налоговый периоды, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков; - уплачивать недоимку, пени и штрафы, возникающие в связи с исполнением обязанностей плательщика налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков; - информировать участников консолидированной группы налогоплательщиков о получении требования об уплате налогов и сборов в течение пяти дней со дня его получения; - истребовать у участников консолидированной группы налогоплательщиков документы, пояснения и иную информацию, необходимую для осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля и исполнения обязанностей плательщика налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков; - представлять первичные документы, регистры налогового учета и иную информацию о консолидированной группе налогоплательщиков, истребованную в рамках мероприятий налогового контроля налоговым органом, которым зарегистрирован договор о создании указанной группы. При этом участники консолидированной группы налогоплательщиков обязаны: - представлять (в т.ч. в электронном виде) ответственному участнику консолидированной группы расчеты налоговой базы по налогу на прибыль организаций в отношении полученных ими доходов и расходов, данные регистров налогового учета и иные документы, необходимые ответственному участнику указанной группы для исполнения им обязанностей и осуществления прав плательщика налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков; - представлять в налоговые органы в порядке и сроки, установленные НК РФ, истребуемые документы и иную информацию при осуществлении налоговым органом мероприятий налогового контроля в связи с действием консолидированной группы налогоплательщиков; - исполнять обязанность по уплате налога на прибыль организаций (авансовых платежей) по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения такой обязанности ответственным участником этой группы в порядке, установленном ст. 45-47 НК РФ; - осуществлять все действия и предоставлять все документы, необходимые для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и его изменений; - в случае несоблюдения условий, предусмотренных ст. 25.2 НК РФ, незамедлительно уведомить об этом ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков и налоговый орган, в котором зарегистрирован договор о создании указанной группы; - вести налоговый учет в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ. Кроме того, участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе: - получать от ответственного участника указанной группы копии актов, решений, требований, актов сверки и иных документов, предоставленных ответственному участнику налоговым органом в связи с действием консолидированной группы налогоплательщиков; - самостоятельно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в суде акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ; - добровольно исполнять обязанность ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков уплачивать налог на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков; - присутствовать при проведении налоговых проверок, проводимых в связи с исчислением и уплатой налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а также участвовать в рассмотрении материалов таких налоговых проверок | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 25.6 НК РФ "Прекращение действия консолидированной группы налогоплательщиков" | Консолидированная группа налогоплательщиков прекращает действовать при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: - окончание срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков; - расторжение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков по соглашению сторон; - вступление в законную силу решения суда о признании договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков недействительным; - непредставление в налоговый орган в установленные сроки соглашения об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в связи с выходом из состава указанной группы организации, нарушившей условия, установленные ст. 25.2 НК РФ; - реорганизация (за исключением реорганизации в форме преобразования), ликвидация ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков; - возбуждение в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков производства по делу о несостоятельности (банкротстве); - несоответствие ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков условиям, предусмотренным ст. 25.2 НК РФ; - уклонение от внесения обязательных изменений в договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 29 НК РФ "Уполномоченный представитель налогоплательщика" | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы ее участников в следующих правоотношениях: - связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения; - связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков; - связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков; - в других случаях, когда совершаемые налоговым органом действия (бездействие) непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 69 НК РФ "Требование об уплате налога и сбора" | При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 88 НК РФ "Камеральная налоговая проверка" | При проведении камеральной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с гл. 25 НК РФ, в т.ч. относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы. Необходимые пояснения и документы налоговому органу представляет ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 89.1 НК РФ "Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков" | Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков на территории (в помещении) ответственного участника этой группы и на территориях (в помещениях) иных участников этой группы на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет ответственного участника этой группы. Предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе. Важно отметить, что выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 122.1 НК РФ "Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником" | Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков ее ответственным участником, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Часть II НК РФ
НДС
Подпункт 8.1 п. 2 ст. 146 НК РФ "Объект налогообложения" | Не признается объектом обложения НДС передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Настоящая норма применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией - собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Законом N 275-ФЗ | Федеральный закон от 21.11.2011 N 328-ФЗ |
Пункт 2.1 ст. 148 НК РФ "Место реализации работ (услуг)" | В целях обложения НДС местом реализации работ (услуг) признается территория России, если выполнение работ, оказание услуг осуществляются в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и (или) в российской исключительной экономической зоне. Положения настоящего пункта распространяются: 1) на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на участках континентального шельфа и (или) в исключительной экономической зоне РФ, по созданию, доведению до состояния готовности к использованию (эксплуатации), техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению (иным работам капитального характера) искусственных островов, установок и сооружений, а также иного имущества, расположенного на континентальном шельфе и (или) в российской исключительной экономической зоне; 2) работы (услуги) по добыче углеводородного сырья; 3) работы (услуги) по подготовке (первичной обработке) углеводородного сырья; 4) работы (услуги) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пунктов отправления, находящихся на континентальном шельфе России и (или) в исключительной экономической зоне РФ, а также работы (услуги), непосредственно связанные с такой перевозкой и (или) транспортировкой, выполняемые (оказываемые) российскими и (или) иностранными организациями | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Статья 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" | Не облагается НДС реализация услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Не подлежит налогообложению и реализация услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений | Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Новый подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" | Не облагается НДС реализация: - услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми в соответствии с российским законодательством о социальном обслуживании и (или) законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - услуг по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей; - услуг по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей; - услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; - услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан; - услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; - услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости | Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Новый подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" | Не подлежат налогообложению операции по безвозмездному оказанию услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с российским законодательством о рекламе. При этом указанные операции не подлежат налогообложению при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе: - в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд; - в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7% площади кадра; - в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5% рекламной площади (пространства) | Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Статья 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" | Не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС операции по оказанию услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ |
Подпункт 16 ст. 150 НК РФ "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)" | Больше не подлежит обложению НДС ввоз на российскую территорию незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов, и гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для проведения неродственной трансплантации. При этом положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенные органы соответствующего разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и обращения лекарственных средств для медицинского применения | Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Пункт 4 ст. 153 НК РФ "Налоговая база" | Если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Суммовые разницы в части НДС, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ или в составе внереализационных расходов согласно ст. 265 НК РФ | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Пункт 4.1 ст. 161 НК РФ "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" | При реализации на территории России имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с российским законодательством банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно для каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Таким образом, при покупке имущества у компании-банкрота налоговым агентом является покупатель данного имущества, который должен рассчитать и уплатить НДС с суммы приобретения | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Подпункт 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ "Налоговые ставки" | Налогообложение производится по ставке 0% при реализации оказываемых организациями или индивидуальными предпринимателями услуг: - по предоставлению принадлежащего им на праве собственности или на праве аренды (в т.ч. финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию РФ с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в т.ч. через территорию государства - члена Таможенного союза, или с территории государства - члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в т.ч. являющегося членом Таможенного союза; - транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию РФ с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в т.ч. через территорию государства - члена Таможенного союза, или с территории государства - члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в т.ч. являющегося членом Таможенного союза. Положения настоящего подпункта не распространяются на услуги, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Статья 165 НК РФ "Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов" | Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% больше не требуется представлять в ФНС России выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке. При этом выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке, по новым правилам для применения 0%-ной ставки НДС не нужно представлять и при реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Пункт 3 ст. 168 НК РФ "Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю" | При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в т.ч. в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру. Таким образом, теперь в случае любых изменений в поставках товаров (объемов, цен и т.д.) можно официально выставлять корректировочный счет-фактуру, отражающий отклонения от первоначального документа, т.е. соответствующий реальной поставке | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Статья 169 НК РФ "Счет-фактура" | Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в т.ч. в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету. Таким образом, на основе счета-фактуры продавец ставит НДС к уплате, а при выставлении корректировочного счета-фактуры, уменьшающего сумму реализации, ставит на возникающую разницу НДС к вычету | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Пункт 5.2 ст. 169 НК РФ "Счет-фактура" | В корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав должны быть указаны: - наименование "корректировочный счет-фактура", порядковый номер и дата составления корректировочного счета-фактуры; - порядковый номер и дата составления счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в т.ч. в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав; - наименования, адреса и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; - наименование товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания), цена (тариф) которых изменяется и (или) количество (объем) которых уточняется; - количество (объем) товаров (работ, услуг) по счету-фактуре исходя из принятых в нем единиц измерения (при возможности их указания) до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав; - наименование валюты; - цена (тариф) единицы измерения (при возможности ее указания) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих налог, - с учетом суммы налога до и после изменения цены (тарифа); - стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре без учета налога до и после внесенных изменений; - сумма акциза по подакцизным товарам; - налоговая ставка; - сумма налога, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в т.ч. в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав; - стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в т.ч. в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав; - разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в т.ч. в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. При этом в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения соответствующая разница между суммами налога, исчисленными до и после изменения стоимости, указывается с отрицательным знаком. Таким образом, фактически закреплено право выставления отрицательных счетов-фактур | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Пункт 3 ст. 170 НК РФ "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" | Суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях: 1) изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в т.ч. в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения. При этом восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат: - дата получения покупателем первичных документов об изменении в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав; - дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав; Таким образом, покупатель, получивший корректировочный счет-фактуру на меньшую сумму, чем первоначальный документ, обязан восстановить НДС, ранее принятый к вычету, на разницу между суммами НДС, указанными в первичном и корректировочном счетах-фактурах; 2) дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций по их реализации, облагаемых по налоговой ставке 0% в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ. При этом восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету. В свою очередь, восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), реализация которых облагается НДС по нулевой ставке; 3) суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению и в случае получения налогоплательщиком в соответствии с российским законодательством субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ (импорте). При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Кроме того, суммы НДС, подлежащие восстановлению в соответствии с данным порядком, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
Статья 171 НК РФ "Налоговые вычеты" | При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в т.ч. в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, у продавца этих товаров (работ, услуг), имущественных прав вычету подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения. При изменении в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в т.ч. в случае увеличения цены (тарифа) и (или) количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом в обоих случаях НДС к вычету ставится на сумму разницы соответствующих сумм налога, отраженных в первичном и корректировочном документах. Также данные вычеты НДС производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в т.ч. из-за изменения цены (тарифа) и (или) количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ (вступил в силу с IV квартала 2011 года) |
НДФЛ
Пункт 3.1 ст. 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" | По новым правилам не подлежат обложению НДФЛ выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров, на наем жилого помещения, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, установленных п. 3 ст. 217 НК РФ), на оплату средств индивидуальной защиты, суммы страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности | Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ |
Пункт 37.2 ст. 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" | Не подлежат налогообложению следующие доходы физических лиц: единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный ст. 51 Закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" | Федеральный закон от 28.11.2011 N 338-ФЗ |
Пункт 52 ст. 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" | В соответствии с новыми правилами не подлежат налогообложению доходы физических лиц в виде имущества (в т.ч. денежных средств), переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации и полученного налогоплательщиком-жертвователем в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". В свою очередь, при возврате жертвователю денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Законом N 275-ФЗ, от налогообложения освобождается доход жертвователя в размере документально подтвержденных расходов на приобретение, хранение или содержание такого имущества, понесенных жертвователем в день передачи такого имущества некоммерческой организации - собственнику целевого капитала на пополнение целевого капитала некоммерческой организации. Если в день передачи недвижимого имущества некоммерческой организации на пополнение ее целевого капитала в порядке, установленном Законом N 275-ФЗ, такое имущество находилось в собственности налогоплательщика-жертвователя три и более года, при возврате денежного эквивалента такого имущества от налогообложения освобождается полученный жертвователем доход в полном объеме | Федеральный закон от 21.11.2011 N 328-ФЗ |
Пункты 53 и 54 ст. 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" | Не подлежат налогообложению следующие доходы физических лиц: - единовременная выплата, осуществляемая в порядке, установленном Законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"; - срочная пенсионная выплата, осуществляемая в порядке, установленном Законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" | Федеральный закон от 30.11.2011 N 359-ФЗ |
Статья 218 НК РФ "Стандартные налоговые вычеты" | С 1 января 2012 года отменен стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. Принята также новая редакция стандартного вычета на ребенка. Теперь налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: - с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно (т.е. закон вступил в силу задним числом): 1000 руб. - на первого ребенка; 1000 руб. - на второго ребенка; 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка; 3000 руб. - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. - с 1 января 2012 года вычет составит: 1400 руб. - на первого ребенка; 1400 руб. - на второго ребенка; 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка; 3000 руб. - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Без изменений осталась норма о том, что налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем его вступления в брак. Сохранилось и ограничение, согласно которому данный вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный вычет, превысил 280 000 руб. Таким образом, начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет не применяется | Федеральный закон от 21.11.2011 N 330-ФЗ |
Подпункт 1 п. 1 ст. 219 НК РФ "Социальные налоговые вычеты" | Новая редакция налоговых вычетов, связанных с благотворительной деятельностью. Так, налогоплательщик - физическое лицо имеет право на получение налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований: - благотворительным организациям; - социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной российским законодательством о некоммерческих организациях; - некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных; - религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности; - некоммерческим организациям на формирование и (или) пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". При этом для получения данного налогового вычета пожертвования можно производить в любой форме | Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ |
Налог на прибыль организаций
Статья 246 НК РФ "Налогоплательщики" | Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются плательщиками налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Пункт 23 ч. 2 ст. 250 НК РФ "Внереализационные доходы" | Дополнен перечень внереализационных доходов организаций: к ним отнесены доходы в виде возвращенного жертвователю или его правопреемникам денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", за вычетом следующих сумм: - стоимости (остаточной стоимости) недвижимого имущества, по которой оно было учтено в налоговом учете жертвователя на дату передачи такого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Законом N 275-ФЗ, - при возврате денежного эквивалента недвижимого имущества; - стоимости, по которой ценные бумаги были учтены в налоговом учете жертвователя на дату их передачи на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Законом N 275-ФЗ, - при возврате денежного эквивалента ценных бумаг. При этом если стоимость указанных недвижимого имущества или ценных бумаг превышает денежный эквивалент такого имущества, возвращенный жертвователю или его правопреемникам, то разница между этими величинами признается убытком и учитывается в целях налогообложения в соответствии со ст. 268 и 280 НК РФ | Федеральный закон от 21.11.2011 N 328-ФЗ |
Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" | При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов | Федеральный закон от 16.11.2011 N 320-ФЗ |
Подпункт 42 п. 1 ст. 251 НК РФ "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" | При определении налоговой базы больше не учитываются следующие доходы организаций: в виде денежных средств, недвижимого имущества, ценных бумаг, переданных на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в установленном Законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ порядке и возвращенных жертвователю или его правопреемникам в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". При возврате недвижимого имущества или ценных бумаг жертвователь учитывает такое имущество по стоимости (остаточной стоимости), по которой оно было учтено в налоговом учете жертвователя на дату передачи такого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации. Правопреемники жертвователя учитывают такое имущество по его стоимости (остаточной стоимости) в день передачи на пополнение целевого капитала некоммерческой организации | Федеральный закон от 21.11.2011 N 328-ФЗ |
Подпункт 9.2 п. 1 ст. 263 НК РФ "Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование" | В расходы компании включаются затраты на добровольное страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и(или)политических рисков | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ |
Статья 264 НК РФ "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" | К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, теперь относятся расходы на стандартизацию. При этом такими расходами признаются расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, а также расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов | Федеральный закон от 21.11.2011 N 330-ФЗ |
Подпункт 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" | Расширен перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Теперь к данным расходам относятся расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с российским законодательством о рекламе. Указанные расходы признаются для целей налогообложения прибыли при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ | Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ |
Новая ст. 267.3 НК РФ "Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций" | Теперь некоммерческие организации, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, вправе создавать резервы предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы. Таким образом, в новой редакции НК РФ некоммерческим организациям дано право формировать резервы предстоящих расходов, при этом данные расходы учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Размер создаваемого резерва предстоящих расходов определяется на основании разработанных и утвержденных налогоплательщиком - некоммерческой организацией смет расходов на срок, не превышающий трех календарных лет | Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ |
Подпункт 11 п. 4 ст. 271 НК РФ "Порядок признания доходов при методе начисления" | Датой получения дохода в виде денежного эквивалента имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в установленном Законом N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" порядке и возвращенного жертвователю или его правопреемникам, признается дата зачисления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика | Федеральный закон от 21.11.2011 N 328-ФЗ |
Пункт 5.1 ст. 272 НК РФ "Порядок признания расходов при методе начисления" | Расходы на стандартизацию, осуществленные налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором стандарты были утверждены в качестве национальных стандартов или зарегистрированы как региональные | Федеральный закон от 21.11.2011 N 330-ФЗ |
Статья 278.1 НК РФ "Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков" | Налоговая база по доходам, полученным всеми участниками консолидированной группы налогоплательщиков (консолидированная налоговая база), определяется на основании суммы всех доходов и суммы всех расходов участников консолидированной группы налогоплательщиков, учитываемых в целях налогообложения | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 283 НК РФ "Перенос убытков на будущее" | Если консолидированная группа налогоплательщиков понесла убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или предыдущих налоговых периодах, то ответственный участник такой группы вправе уменьшить консолидированную налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму убытка или на часть этой суммы | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 286 НК РФ "Порядок исчисления налога и авансовых платежей" | В консолидированной группе налогоплательщиков сумма налога по этой группе по итогам налогового периода определяется ответственным участником этой группы | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 289 НК РФ "Налоговая декларация" | Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы. Если же участники консолидированной группы налогоплательщиков получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, то они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов. При этом налоговая декларация по налогу на прибыль консолидированной группы налогоплательщиков по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по консолидированной группе налогоплательщиков | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Статья 321.2 НК РФ "Особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков" | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков ведет налоговый учет консолидированной налоговой базы на основании информации из налоговых регистров каждого участника этой группы. Каждый участник консолидированной группы налогоплательщиков представляет ответственному участнику этой группы данные налогового учета, необходимые для исчисления консолидированной налоговой базы, в сроки, установленные договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков. При этом консолидированная налоговая база определяется как арифметическая сумма доходов всех участников этой группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников. Отрицательная разница признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков | Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ |
Государственная пошлина
Подпункт 2.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий" | Государственная пошлина за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, составляет 1000 руб. | Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ |
Подпункт 41.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий" | Государственная пошлина за выдачу талона технического осмотра, в т.ч. взамен утраченного или пришедшего в негодность, на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним составит 300 руб. | Федеральный закон от 21.11.2011 N 330-ФЗ |
Подпункт 132 п. 1 ст. 333.33 НК РФ "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий" | За повторную выдачу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе уплачивается государственная пошлина в размере 200 руб. | Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ |
М. Беспалов,
к.э.н.
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1