Организация продала стиральную машину дистанционным способом. При этом информацию о времени, в течение которого покупатель вправе отказаться от товара, она не представила в момент доставки товара в письменной форме, а направила с помощью электронной почты в момент направления товара покупателю. Правомерен ли отказ покупателя от указанного товара через месяц с момента передачи товара, если были сохранены товарный вид машины, ее потребительские свойства и документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара?
Отказ покупателя от стиральной машины через месяц с момента передачи товара является правомерным.
Согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Пунктом 8 ст. 1 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В соответствии с абз. 4 п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила N 612), продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
На основании подп. "л" п. 9 Правил N 612, продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме информацию, предусмотренную пп. 21 и 32 этих Правил.
Из смысла указанного пункта следует, что данная информация должна быть представлена именно в письменной форме и именно в момент доставки товара. Следовательно, направление упомянутых сведений посредством электронной почты в момент отправки товара покупателю не может рассматриваться как исполнение обязанности, предусмотренной подп. "л" п. 9 Правил N 612.
В силу абз. 1 п. 21 Правил N 612, покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
При этом, как указано в абз. 2 этого же пункта, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
В соответствии с абз. 3 п. 21 Правил N 612 возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Как установлено абз. 4 данного пункта, покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
В данном случае стиральная машина могла быть использована не только покупателем, но и любым другим лицом.
1 января 2012 г.
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1