О конкретных мерах по сохранению коммерческой тайны я говорить не буду, поскольку это тоже является коммерческой тайной
По словам Евгения Кривошеева, проблема информационной безопасности стоит сейчас достаточно остро. IT-технологии позволяют делать многие вещи. Все, что мы можем делать с технической точки зрения укрепленности своей коммерческой тайны, компания делает. "Но никуда не уйдешь от порядочности, личной ответственности сотрудника. Есть риски ухода информации по вине персонала - их исключать нельзя.
Есть ответственность у людей, допускающих в отношении третьих лиц действия, которые могут повлечь серьезные финансовые потери.
О конкретных мерах по сохранению коммерческой тайны я говорить не буду, поскольку это тоже является коммерческой тайной, - говорит эксперт. - Как сказал Сэм Уолт, этические нормы превыше бизнес-целесообразности".
Если человек пришел с целью вести шпионаж, он проработает в компании недолго. По многим факторам будет заметен уход информации - все каналы можно просчитать, особенно если следить за этим, что мы и делаем.
Если у потенциального сотрудника есть доступ к информации, содержащей коммерческую тайну, мы серьезно подходим к его отбору. Очень важны рекомендации с предыдущих мест работы. Мы общаемся внутри бизнес-сообщества между собой очень тесно, получаем рекомендации или мнения о том или ином сотруднике. Но это не может играть ключевой роли - дискриминации нельзя допускать. Тем не менее, это абсолютно нормальный процесс: получить рекомендацию с предыдущего места работы, понять, почему человек хочет сменить компанию, не было ли каких-либо неприятных прецедентов с его стороны? Очень многие, что импонирует, ведут себя порядочно, говоря: "Извините, мы не можем ответить на ваш вопрос - это является коммерческой тайной". Если люди чувствуют ответственность за предыдущего работодателя, это большой плюс. Значит, так же ответственно они будут подходить и к работе в нашей компании.
Смотри и внедряй! или: Скрыть от конкурентов? Невозможно!
По словам эксперта, часто бизнес-разведка становится бесполезной. "Что мы можем скрыть? Акции, которые будем проводить через две недели? Лучшие коммерческие условия для сотрудников по сравнению с конкурентами? Наверное, это важно для ведения бизнеса, но еще более важно человеку, который является лидером процесса, максимально эффективно выполнять свою работу", - комментирует Евгений Кривошеев. Тогда не нужно будет вести бизнес-разведку: пусть этим занимаются конкуренты - тратят на это свое время и силы. Я никогда не задумывался о внедрении бизнес-разведки, т.к. все полезное, что ты можешь внедрить у себя в компании, зачастую лежит у конкурентов на поверхности. Смотри и внедряй! Можно зайти к конкуренту в магазин и оценить, почему у него лучше отлажен тот или иной процесс. Многое можно сравнить и проанализировать причины своих неудач. Такая информация необязательно зарыта в недрах компьютера. Бизнес-разведка для этого не нужна.
Тайн в бизнес-сообществе быть не может!
"Все мы живем в бизнес-сообществе, и тайн быть не может. Любое действие станет известным. Поэтому при ведении несправедливой игры, при совершении негативных поступков мы приходим к осложнению отношений с поставщиками, покупателями. Я допускаю, что есть злоупотребления со стороны нерадивых сотрудников компании. Например, слив информации, но это в любом случае станет рано или поздно всем известно. К нам в сети конкуренты подсылают людей, чтобы снять информацию", - приводит примеры наш собеседник. Сети мониторят друг друга ежедневно, узнают цены на полке. Некоторые сети просто договариваются и подписывают соглашение о допуске мониторщиков. Это не является, по словам эксперта, нарушением и злоупотреблением. Без этого не обойтись: мы обязаны держать руку на пульсе и контролировать ситуацию вокруг себя. Это самый распространенный вид сбора информации. То же самое и в других странах. В Венгрии пошли дальше с точки зрения проникновения IT-технологий. Есть страница на "Фейсбуке", много интернет-пиратской рекламы. Сети выкладывают у себя на странице в "Фейсбуке" рекламные ролики и привлекают пользователя просмотреть их, используют любую возможность для того, чтобы покупатель увидел как можно больше раз название магазина. В интернет-технологиях часто используются грязные приемы, когда нерадивые конкуренты путем интернет-публикаций выливают грязь друг на друга. Это могут быть статьи, где конкуренты рассказывают о якобы незаконном поведении той или иной сети. Но все рано или поздно все равно становится всем известным - шила в мешке не утаить. Достаточно открыть жалобную книгу в Интернете и увидеть, кто чем грешит.
Сети являются частью крупного холдинга. "Мы много работаем, постоянно учимся. В том и секрет, что у нас есть внутренние тонкости, которые мы применяем в развитии. За счет этого пытаемся толкаться плечами с монстрами розничной торговли. На рынке два масштабных оператора, с которыми достаточно сложно конкурировать", - говорит эксперт. - Хорошо, что конкуренция на сегодняшний день есть, иначе мы бы не увидели того развития, качества, к которому стремимся. Все бы находились в расслабленном состоянии эйфории, не прибегали бы к изощренным методам привлечения покупателей, довольствуясь тем, что есть".
Бороться с болтунами бесполезно!
Эксперт считает, что бороться с болтунами бесполезно. Все, что предусмотрено законодательством в рамках предоставления той или иной информации покупателю, мы обязаны предоставлять - сертификацию, лицензирование, разрешительные документы. Что касается коммерческой информации, то покупатель не придет и не спросит по своей воле: "По какой цене вы собираетесь закупать картошку?" Соответственно, человек приходит собрать информацию с какой-то целью - его могут и подослать. При возникновении подобных вопросов директора магазинов направляют этих людей к специалистам. Они в рамках своих полномочий отвечают на вопросы, на которые могут ответить. У директора магазина есть определенная схема коммуникаций, по которой он отвечает на вопрос или переадресовывает его другому сотруднику.
Для некоторых слив "черной" инфы в интернет - хобби
Трудно оценить, когда публикации в Интернете являются заказными или правдивыми, поскольку люди пишут очень изощренно, а у кого-то это хобби. Некоторые приходят в магазин не для того, чтобы, совершив покупку, поругаться, пожаловаться, сбросить негативную энергию. Это явление носит название "потребительский экстримизм". "В Венгрии мы задавали вопрос о том, насколько он развит, т.к. венгры тоже с этим сталкиваются. Но надо помнить, что адекватная жалоба - это всегда благодарность, поскольку тебе указали на твою ошибку, которую ты можешь быстро исправить. Жалоба - как подарок. Если люди действительно объективно оценивают нашу работу, мы оперативно реагируем, корректируем работу. У нас есть в Интернете жалобная книга, где каждый человек может оставить отзыв о продукте, сотруднике - и мы всегда оперативно реагируем".
Эксперт считает, что практика "золотого якоря" будет с каждым годом все более актуальной и для России.
Справка. Розничное направление компании "ВКТ" - развивает три собственные продуктовые сети: "Райцентр", "Райцен" и "Точка". Сети представлены в Нижнем Новгороде, Верхней Верее, Кстово, Бору и других областных городах Нижегородской области. В три сети входят 64 точки. В сети работает более 1200 человек.
Е. Кривошеев,
операционный директор сети
В. Лапинский
"Управление персоналом", N 3, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.