"Разведка по-деловому" (интервью с Ю. Вороновым, генеральным директором консультационной фирмы "Корпус", вице-президентом Новосибирской торгово-промышленной палаты, ведущим научным сотрудником Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, консультантом Российского общества профессионалов конкурентной разведки)
В настоящее время в российском бизнесе складывается новое направление: деловая разведка. На наши вопросы о конкурентной разведке (КР) любезно согласился ответить Юрий Воронов, генеральный директор консультационной фирмы "Корпус", вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, консультант Российского общества профессионалов конкурентной разведки.
Бизнес-разведка, деловая разведка, конкурентная разведка - это ведь названия одного и того же понятия? Что означают данные термины?
- Это одно и то же понятие, хотя многие авторы вкладывают в данное определение собственные нюансы. В моем учебном пособии дано определение, слегка переиначенное, из одного американского учебника: "Реализация системной программы сбора, анализа и распределения информации о деятельности конкурентов и общих тенденциях бизнеса, связанных с целями конкретной компании".
Наблюдается порождение новых терминов в дополнение к перечисленным.
Так, в последнее время мне приходится заниматься тем, что принято называть "кадровой разведкой". Это конкуренция за кадры, все более жесткая в нашей стране. Мои друзья считают, что конкуренция за кадры является главным видом конкуренции в современной России. Да я и сам постепенно склоняюсь к этому. Каждый новый поток выпускников вузов хуже предыдущего по квалификации, дисциплине и отношению к труду.
Конкурентная разведка, насколько мне известно, ведет свои корни от промышленного шпионажа. Однако в настоящее время специалисты разделяют эти понятия? Почему?
- Конкурентная разведка вряд ли вышла из промышленного шпионажа, поскольку промшпионаж - преступная деятельность, а конкурентная разведка вполне легальна. Скорее, к формированию конкурентной разведки причастны исследования по маркетингу. В рамках исследований маркетологов стали выделяться те, где ситуация на рынке считалась результатом деятельности участников рынка, а не естественным процессом согласования спроса и предложения. Так что в этом плане конкурентная разведка есть субъектный маркетинг.
Но не нужно сбрасывать со счетов и влияние военной разведки, которая всегда касалась экономической сферы противника - реального или потенциального.
Что Вы думаете о докладе Национального управления контрразведки США, в котором говорится о том, что "главная угроза в области промышленного и экономического шпионажа для США исходит от Китая и России"?
- От Китая - да, от России - нет, мы разучились воровать чужие секреты и хранить свои.
Отношение к конкурентной разведке в нашей стране напоминает мне отношение к общественным связям несколько лет назад. Что это за сфера деятельности - для многих было неизвестно. А сейчас у всех на слуху слово "пиар". Лет 7 назад некоторые предприниматели малого и среднего бизнеса говорили о паблисити "а зачем?", а сегодня во многих организациях есть штатная должность специалиста по связям с общественностью, сегодня обучают этой же специальности в институтах. Как Вы считаете, такая ситуация сложится и с конкурентной разведкой?
- Нечто подобное, конечно, должно произойти. Главная причина - разочарование в методах бессубъектного маркетинга и дифференциация рынков. Чем уже рыночная ниша, тем отчетливее видны действия конкретного конкурента.
На Ваш взгляд, в современной России есть знание и понимание значения КР в деловой среде?
- Не в полной мере есть и знание, и понимание. Но в этой области много квалифицированных энтузиастов, так что ситуация постепенно исправляется.
Бизнес-разведка: можно ли без нее безбедно плыть по просторам бизнеса и что будет, если жить без нее? Иными словами, возможно ли вести успешный бизнес без КР?
- Категорически нельзя.
В чем заключается роль специалиста по КР?
- Роль специалиста КР состоит в снижении рисков для компании, которые могут возникнуть в результате действий конкурентов.
Соблюдение норм этики и права - непременные условия в деятельности КР?
- В данном случае нормы нужно соблюдать не ради спасения собственной души, а ради большей эффективности КР.
Каким образом КР влияет на положительное развитие компании?
- Один из наших клиентов сказал: "Вы мне раскрыли глаза на рынок". Правда, для того чтобы эти слова услышать, нужно было получить не менее 30 еженедельных справок о ситуации на рынке.
Еще отождествляют КР и маркетинг. В чем их существенные отличия?
- Я уже говорил, в классическом маркетинге нет анализа действий конкурентов, их последствий, нет и прогнозирования таких действий.
Где брать профессионалов КР здесь и сейчас? Знания и опыт работы - в каких областях они позволяют человеку заниматься КР?
- Есть только два источника: поработавшие маркетологи (увидевшие недостатки маркетинга на практике) и бывшие работники спецслужб. Коктейль из этих двух потоков иногда получается удачный, иногда нет.
Можно ли говорить о каких-либо требованиях к психологическому портрету профессионала КР?
- Усидчивость, умение длительное время сосредотачиваться на конкретной проблеме.
Расскажите, пожалуйста, на конкретном примере о принципах КР.
- Как и работа службы конкурентной разведки, работа нашей фирмы по договорам в сфере КР делится на две части. Первая - регулярные аналитические справки о действиях конкурентов в рыночной нише заказчика. Обычно справки еженедельные, по 12-14 страниц каждая. Вторая часть нашей работы - выполнение конкретных заданий. Пример. Одна из наших давних партнерских компаний торговала запчастями для отечественных автомобилей. Из наших справок партнеры узнали, что число торговых точек, где есть в наличии двигатели для автомобиля УАЗ, последовательно сокращается. Задание выглядело следующим образом: "Назвать число, когда будет продан последний двигатель. Когда они появятся на рынке вновь и по какой цене?" Задание было выполнено, хотя и пришлось применить много выдумки.
Можно ли сказать, что в настоящее время в нашей стране КР - это все еще экзотика?
- По моим наблюдениям, уже нет. Раньше на мое пособие "Конкурентная разведка" просто таращили глаза и говорили: "Ничего себе!", а теперь говорят: "Вот здорово!"
Каких "правил игры" придерживаются сегодня в бизнес-разведке?
- Что ни фирма, то свои правила. Одни предпочитают засылать конкуренту шпионов и подкупать его сотрудников, другие довольствуются аналитикой из открытых источников.
Что можно, а что категорически не рекомендуется делать у нас, "добывая" информацию и защищая ее?
- Категорически не рекомендуется красть информацию простейшими методами. Что касается защиты информации, то категорически не рекомендуется ее засекречивать в советском стиле, лучше разумно смешивать ее с дезинформацией - так, чтобы конкурент не смог разделить компоненты этой смеси.
Какие технические средства используют бизнес-разведчики сегодня и как с этим бороться?
- Чаще всего видеонаблюдение, реже устройства подслушивания. Для борьбы с "засланными казачками" все чаще используются детекторы лжи.
Вы применяете бизнес-разведку для своей компании? Каким образом?
- В крайне пассивной форме, только как средство защиты бизнеса. Дело в том, что, когда мы начали заниматься конкурентной разведкой, на нас обрушился поток троянских программ, поэтому пришлось не только рассказывать на лекциях о таких программах, но и бороться с ними в реальной конкурентной борьбе.
Кроме того, время от времени к нам заходил работник фирмы-конкурента и предъявлял удостоверение сотрудника ФСБ. Получались очень интересные беседы, полезные - преимущественно для нас.
В одной из своих публикаций Вы пишете: "Обычно речь идет лишь о том, как наилучшим образом отражать атаки конкурентов. Это современный стиль российской конкурентной разведки" - и вы объясняете это отсутствием у большинства компаний долгосрочной стратегии. Можно ли сказать, что компания, которая приняла для себя решение применять КР в своей деятельности, должна, в первую очередь, выстроить долгосрочный план своего развития? С чего следует начинать при создании долгосрочной перспективы своего бизнеса? Такая задача входит в компетенцию профессионалов КР?
- В компетенцию службы конкурентной разведки входит прогнозирование будущих действий конкурентов как части программы действий. Но в стране, где есть только трехлетнее бюджетное планирование, которое практически не реализуется на практике, выстраивать долгосрочный план своего развития очень сложно. Экономика России - разменная карта в игре международных монополий. А ход этой игры сложно предвидеть даже самому опытному профессионалу КР.
Беседовала
Е. Аверкович
"Управление персоналом", N 3, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.