Реорганизованная компания продолжала числиться в базе налоговиков как самостоятельно действующая
В практике встречается много ситуаций, когда налоговые органы не признают или не хотят признавать свои ошибки и тем более - исправлять их. При этом налогоплательщикам приходится доказывать свою правоту, тратя на это время, нервы ну и, конечно, деньги. Данная история как раз об этом.
По указанию учредителя было решено ликвидировать организацию "Альфа" путем присоединения к компании "Бета". Были оформлены документы и поданы в конце апреля 2011 г. в налоговую инспекцию согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ. Свидетельство о реорганизации получили в мае. Соответственно, отчеты и декларации по налогам за I квартал были сданы по организации "Альфа". Так как средств на оплату налогов за I квартал у организации "Альфа" не было, после реорганизации их оплатила "Бета". Естественно, со своего расчетного счета по своим реквизитам. На дату передаточного акта сделали слияние. На основании свидетельства расчетный счет организации "Альфа" был закрыт, и далее, как обычно, отчетность сдавалась по деятельности компании "Бета".
Примерно через полгода по адресу регистрации организации "Альфа" стали поступать требования ИФНС об оплате налогов и пеней. Возник закономерный вопрос: "Что это?" Ведь "Альфа" была ликвидирована путем присоединения, причем к этому сама ИФНС "приложила руку". Соответственно, вся задолженность по налогам должна была быть "перенесена" на организацию-приемщика, т.е. на "Бету"...
Сначала позвонили в отдел урегулирования задолженности ИФНС. Сослались на свидетельство о ликвидации путем присоединения, выданное этой же инспекцией. Надо было выяснить, не произошла ли ошибка или технический сбой программы, как это часто у них бывает. Нам ответили, что никакой ошибки нет и "Альфа" числится в их базе как самостоятельно действующая, со своими ОГРН и ИНН. Посоветовали запросить выписки из ЕГРЮЛ.
Мы так и поступили: составили запрос по каждой организации в отдельности. При получении выяснилось, что организация "Альфа" в их базе еще существует со всеми данными о генеральном директоре, юридическом адресе, расчетном счете (который на тот момент был уже закрыт, и информация об этом была подана, как положено, в течение семи дней). Никаких сведений о присоединении к "Бета" не было.
То же самое - в выписке по компании "Бета": никаких сведений о том, что к ней была присоединена организация "Альфа". Вот тут и начались наши трения с налоговиками.
Мы составили письмо, в котором просили ИФНС дать разъяснения, как такое вообще могло произойти, ведь свидетельство о регистрации реорганизации путем присоединения у нас было на руках - с номером, датой и даже подписью руководителя налоговой инспекции. Через месяц, не дождавшись ответа, который, между прочим, ИФНС обязана дать в течение 10 дней, мы пошли на прием к начальнику отдела работы с налогоплательщиками, чтобы он лично объяснил, в чем наша вина. С собой мы взяли свой экземпляр письма с отметкой налоговой инспекции о приеме, свидетельство о реорганизации, копии платежных поручений об оплате налогов за I квартал.
Письмо начальник отдела читал при нас, вчитываясь в каждое слово, как будто видел его впервые. Потом долго рассматривал свидетельство, видимо, удостоверялся в его подлинности. В результате мы услышали, что обратились не по адресу, на самом деле нам надо было выяснять вопрос в отделе регистрации юридических лиц.
Пришлось идти к начальнику отдела регистрации юридических лиц, чтобы теперь услышать объяснения от него. Он бегло прочитал наш экземпляр письма. Было понятно, что его он уже видел. Как порядочный чиновник, он признал вину отдела в том, что распоряжение о переносе данных с одного юридического лица на другое в связи с присоединением не было дано своевременно. Но пояснил, что исправить ситуацию не вправе, поскольку в тот период, когда должно было быть данное распоряжение, он в этом ИФНС не работал. Тогда же произошла и смена руководителя налоговой инспекции, который также не может подписать такое распоряжение "задним числом".
На риторический вопрос "что делать?" начальник регистрации отдела юридических лиц посоветовал снова обратиться к начальнику отдела работы с налогоплательщиками, чтобы тот в свою очередь решил проблему.
Начальник отдела работы с налогоплательщиками встретил нас, как говорится, с недобрым взглядом. Выслушал наши доводы о том, что их внутренние дела нас, как налогоплательщиков, не касаются, тем более не наше дело, кто, когда и кому должен был давать распоряжение. Мы объяснили, что нам необходимо, чтобы перенесли все долги по налогам и пеням на дату реорганизации с ликвидируемой организации на принимающую, а ту пеню, которую насчитали после реорганизации, пересчитали. В ответ услышали: "Это не в моей компетенции".
В результате, ничего не добившись, мы покинули кабинет чиновника со словами, что придется встретиться в суде, но получили ответ, что это нам выйдет дороже. Действительно, судебные издержки - недешевое удовольствие. Правда, мы были уверены в своей правоте, а в случае победы в судебном процессе суд вправе взыскать все издержки с инспекции. Но, подумав, мы решили, прежде чем подавать заявление в суд, обратиться в вышестоящий орган, т.е. в Управление Федеральной налоговой службы. Написали письмо на имя руководителя УФНС, в котором подробно описали сложившуюся ситуацию, с приложениями копий всех писем, свидетельств, требований, платежных поручений.
В течение недели мы получили ответ, в котором нас приглашали на прием в определенный день и час и даже заказали пропуск. В назначенное время мы пришли в Управление в указанный кабинет, где увидели, кроме высокопоставленного чиновника, знакомые нам лица... из ИФНС. Разговор был, можно сказать, коротким. Выслушав наши требования, представитель УФНС дал указание все исправить в кратчайшие сроки. Из Управления мы прямиком отправились в ИФНС. Ведь не зря говорится: "Куй железо, пока горячо". Там мы ходили из кабинета в кабинет, следуя то за одним распоряжением, то за другим, пока не остановились в отделе урегулирования задолженностей, где и перенесли всю задолженность и переплаты по налогам и пересчитали пени.
Вот так. Кто-то когда-то не сделал своевременно свою работу, а потом кому-то и где-то пришлось доказывать, исправлять, отвечать за чужую беспечность.
Б. Санжиева,
старший консультант департамента финансовой отчетности ГК CONTRUST
"Налоговый учет для бухгалтера", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru