Необходимо ли вести раздельный учет в случае одновременного осуществления в 2011 году бюджетным учреждением (получателем средств бюджета) бюджетной и приносящей доход деятельности? Следует ли каким-то образом распределять расходы, предусмотренные как бюджетной сметой, так и сметой по приносящей доход деятельности (например, коммунальные услуги)?
Обращаем ваше внимание, что утверждение двух смет предусмотрено только до 1 января 2012 года (исключение). В соответствии с требованиями пункта 21 Инструкции N 157н государственными (муниципальными) учреждениями ведется раздельный бухгалтерский учет в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности), в том числе и в разрезе деятельности, осуществляемой за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность) (код 1) и приносящей доход деятельности (код 2).
Указанные выше инструменты, предусмотренные Инструкцией N 157н для ведения раздельного бухгалтерского учета, позволяют учреждению отчасти обеспечить и выполнение требования подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Получатели бюджетных средств должны принимать обязательства в соответствии с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) исходя из того, какой сметой (бюджетной или по приносящей доход деятельности) такие расходы предусмотрены. При этом показатели смет формируются на основании определенных правил, норм, методик. Иными словами, утверждая в составе бюджетной и приносящей доход деятельности сметы возможность осуществления одних и тех же видов расходов в определенных объемах, уполномоченные органы (должностные лица), по сути, принимают решение об их распределении между видами деятельности.
Как видим, немаловажным фактом в рассматриваемой ситуации для учреждения является качественное планирование соответствующих расходов при составлении сметы (расчетов к ней). При планировании необходимо учитывать и другой немаловажный принцип бюджетной системы - принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Руководствуясь данным принципом должностные лица должны (если иное прямо не предусмотрено нормативными документами и порядком финансового обеспечения содержания учреждения):
- планировать в соответствующих сметах (расчетах) затраты учреждения таким образом, чтобы исключить осуществление расходов, прямо направленных на обеспечение одного вида деятельности, за счет другого вида деятельности;
- не допускать покрытия расходов на осуществление приносящей доход деятельности за счет бюджетных средств.
А.А. Семенюк,
В.В. Пименов,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 февраля 2012 г.
"Бюджетный учет", N 2, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100