Административным органом была проведена проверка организации (управляющей компании) по вопросам соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В ходе проверки было установлено, что в договор управления многоквартирным домом (договор возмездного оказания услуг), заключенным между организацией и физическим лицом, включено условие, которое нарушает права потребителей, а именно: организация вправе при несвоевременной оплате коммунальных услуг, оплата которых просрочена более чем на шесть месяцев, приостановить их предоставление собственнику.
По результатам проверки административным органом было вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Организация не согласилась с вынесенным постановлением, указав, что данное условие договора нарушает права потребителей, однако является малозначительным, следовательно, постановление подлежит отмене.
Правомерна ли позиция организации?
Учитывая решения арбитражных судов, свою позицию о том, что данное правонарушение является малозначительным, организации, скорее всего, придется доказывать в суде.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Далее - Закон N 2300-1), условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно подп. "д" п. 50 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам") (Далее - Правила) исполнитель имеет право, в частности, приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном Правилами, подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа.
Подп. "а" п. 80 Правил установлено, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
В силу п. 81 Правил, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подп. "а" п. 80, в следующем порядке: исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу; при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя; в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
В рассматриваемой ситуации организация сослалась на то, что условие договора нарушает права потребителей, однако является малозначительным, в связи с чем постановление подлежит отмене.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (Далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
П. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 10 установлено, что возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 вопрос о малозначительности в каждом конкретном случае решается судом.
П. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2011 N А05-7827/2010 говорится о том, что включение в договор условия, при котором в случае несвоевременной оплаты коммунальных услуг, оплата которых просрочена более чем на шесть месяцев, организация вправе приостановить их предоставление собственнику, ущемляет права потребителей и влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, однако совершенное правонарушение не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем было признано судом малозначительным.
Впрочем, существует и обосновывается и другая позиция.
В своем решении Арбитражный суд Свердловской области от 23.07.2007 N А60-11550/2007-С6 пришел к выводу о том, что данное условие ущемляет права потребителей и влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ и основания для признания данного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Л.Л. Горшкова,
руководитель Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
1 декабря 2011 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427