Управление себестоимостью лизинговых услуг
Рассматривается один из вариантов повышения эффективности работы лизинговой компании на основе управления себестоимостью предоставляемых услуг. Приводится анализ состава затрат в лизинге и оценка влияния каждого вида издержек на себестоимость. Предлагаются варианты возможной экономии затрат для лизинговых компаний. Обозначаются приоритетные направления в части управления себестоимостью лизинговых услуг.
Лизинговая услуга имеет цену и себестоимость. Цена лизинговой услуги - совокупная величина платежей по договору лизинга. Исходя из общих правил ценообразования, ее величина определяется рыночными условиями. Однако себестоимостью лизинговых услуг можно управлять посредством планирования, учета и анализа.
Рассмотрим, из каких составных частей складывается стоимость и себестоимость услуги лизинга. Для этого проще всего обратиться к структуре стандартного лизингового платежа:
ЛП = СФ + ИИ + Д + Н + С + У,
где ЛП - сумма лизинговых платежей за весь срок действия договора лизинга;
СФ - сумма финансирования (стоимость предмета лизинга за минусом аванса от лизингополучателя и выкупной стоимости имущества;
ИИ - инвестиционные издержки лизингодателя - плата за собственные или привлеченные денежные средства;
Д - доход лизинговой компании, включающий: расходы на ведение сделки, затраты на создание резервов лизингодателем, и прочие расходы, связанные с деятельностью лизинговой компании, а также прибыль лизинговой компании;
Н - налоги, согласно действующему законодательству, уплачиваемые лизингодателем (например налог на имущество, транспортный налог);
С - страховые премии, уплачиваемые лизингодателем в том случае, если он является страхователем имущества, переданного в лизинг;
У - дополнительные услуги, оказываемые лизингодателем лизингополучателю.
Одной из особенностей ценообразования в лизинге является то, что стоимость услуги лизинговой компании включает материальную ценность в виде стоимости предмета лизинга, заложенной в лизинговый платеж. При этом данная часть себестоимости занимает значительный удельный вес в общей ее величине, и управление ею затруднено, так как лизингополучатель имеет право самостоятельно выбрать объект лизинга и продавца лизингового имущества. Исключением здесь могут являться только достаточно крупные лизинговые компании. Будучи одновременно и крупными оптовыми покупателями, они могут пользоваться специальными скидками, предоставляемые продавцами имущества.
Кроме того, в себестоимость лизинговых услуг заложены страховые взносы по имущественным рискам, которые также регулируются страховыми компаниями. Но в данном случае степень влияния лизингодателя на страховую компанию выше, так как в основном лизингодатель является страхователем, а следовательно, выбирает страховщика. В данном случае скидки по страхованию от объема возможны уже для средних и даже мелких лизинговых компаний.
Другим видом затрат являются инвестиционные издержки лизингодателя. Услугу по предоставлению инвестиций лизинговым компаниям оказывают в большинстве случаев банки, лишь небольшую долю здесь занимают займы физических и юридических лиц, собственные средства компании и другие. По оценке "Эксперт РА", в источниках финансирования лизинговых сделок за 1-е полугодие 2010 г. доля долгосрочных банковских кредитов составила 63,1%, доля краткосрочных банковских кредитов - 13,4%, итого доля банковского финансирования составила 76,5%.
"График 1. Источники финансирования деятельности [4]"
Инвестор, предоставляющий финансирование лизинговой компании, также выступает поставщиком услуги, и эффект масштаба здесь также имеет большое значение в ценообразовании. Хотя в данном случае присутствует обратная отрицательная связь относительно эффекта объема, связанная с увеличением риска для инвестора, а следовательно, и стоимости ресурсов, при предоставлении финансирования одному заемщику - лизингодателю одним кредитором. Такие сделки регламентируются Федеральным законом и законодательно ограничены [2, ст. 64]. Следовательно, эта часть себестоимости лизинговой услуги хотя и подвержена общим тенденциям масштаба, но имеет свою специфику и ограничения.
Другие дополнительные услуги также в целом могут быть условно независимыми от лизингодателя, хотя при серьезной доле последнего на рынке присутствует возможность влияния на поставщика, как правило, все зависит от объемов услуг и степени монополизации рынка дополнительной услуги.
Таким образом, себестоимость лизинговой услуги имеет сложную качественно неоднородную структуру, управление ею является многогранной задачей и сопряжено с различными трудностями.
Основными задачами управления себестоимостью являются:
- Разработка ценовой политики компании.
- Достижение и поддержание конкурентоспособного уровня прибыли посредством корректного сравнения условий лизинговой компаний с условиями, предоставляемыми ее конкурентами на рынке, посредством минимизации затрат.
- Повышение эффективности функционирования лизинговой компании.
- Стратегическое планирование.
- Контроль структуры затрат.
Затраты в любой сфере деятельности обычно классифицируются по двум основным критериям: по способу включения в себестоимость производимой продукции, работ, услуг - на прямые и накладные, и по отношению к изменению уровня деловой активности организации - на условно-переменные и условно-постоянные.
Первая классификация делит затраты на прямые, которые на основании первичных документов можно прямо и непосредственно отнести на затраты по конкретной лизинговой сделке, и накладные или косвенные затраты, которые одновременно относятся ко всем лизинговым услугам. Их включают в затраты при определении общей суммы по окончании месяца обычно путем распределения.
К прямым затратам лизинговой операции, которые связаны непосредственно с реализацией услуг лизинга, могут быть отнесены следующие затраты:
- Амортизация предметов лизинга.
- Затраты на страхование предметов лизинга.
- Проценты по привлеченным ресурсам.
- Налоги, уплачиваемые лизингодателем.
- Дополнительные услуги, оказываемые лизингодателем лизингополучателю.
Косвенные или накладные затраты практически не изменяются и связаны с ведением лизинговой деятельности как таковой. К ним относятся: заработанная плата персонала, арендная плата за офис, свет, отопление и другие общехозяйственные расходы.
Учитывая огромное количество договоров, заключаемых лизинговой компанией, а также небольшой удельный вес косвенных или накладных затрат в выручке, как правило, не более 5%, их распределение по каждому лизинговому договору на основании какой-либо базы является весьма сложным и нецелесообразным процессом. Таким образом, в целях управления себестоимостью актуальным в использовании представляется "прямой учет затрат" (direct costing), когда на себестоимость лизинговых услуг относят только прямые затраты, а косвенные единой суммой по лизинговой компании покрывают из разницы между выручкой и прямыми затратами.
Следует заметить, что условно-постоянные затраты на практике в лизинговых компаниях зачастую равнозначны по составу накладным затратам, так же как понятия "переменные" и "прямые затраты". Данный подход имеет свои исключения и не является универсальным, однако, в нашем случае этим можно пренебречь.
В целях управленческого анализа издержек лизинговой компании целесообразно сгруппировать затраты с указанием структуры прямых затрат (условно-переменных), а косвенные (условно-постоянные) представить единым блоком как "Прочие", так как доля косвенных затрат в себестоимости лизинговых услуг невысокая, а прямые представлены качественно неоднородными статьями. Это позволит выявить механизмы контроля, и что более важно - методы управления данными затратами и степень их влияния на общую себестоимость. После группировки и выявления доли каждого вида затрат в структуре себестоимости лизинговых услуг необходимо определить, на сколько возможно снижение каждой составляющей исходя из рыночных условий.
Например, на рынке автотранспорта скидка от поставщиков может доходить в среднем до 7%, в редких случаях она превышает это значение. При этом размер предоставляемой скидки прямо пропорционален количеству автомобилей, которых готова покупать лизинговая компания.
На рынке страховых услуг в настоящее время действует практика работы с агентами: агентам, привлекающим клиентов, выплачивается в среднем от 10 до 25%, а в редких случаях и более процентов от рассчитанной страховой премии. Таким образом, лизинговая компания, выступая агентом страховой компании, может экономить на страховании в размере скидки от страховщика.
Что касается источников финансирования, то, как правило, лизинговые компании находятся в их постоянном поиске. Несмотря на то что рынок предлагает примерно равные цены ресурсов при определенном риске, в случае общерыночной тенденции к удешевлению ресурсов всегда есть возможность получения более дешевых средств, при этом экономия может быть достаточно существенной. Например, при переходе от российских коммерческих банков к финансированию в иностранных инвестиционных институтах.
Получение налоговых преференций, как правило, возможно только для лизингополучателя, поэтому потенциальная экономия лизинговой компании на налогах практически всегда равна нулю.
Дополнительные услуги связаны с поставщиками, следовательно, в целом долю снижения затрат по ним можно приравнять к скидкам от поставщиков имущества.
Прочие расходы включают в себя косвенные или накладные расходы лизингодателя. Опираясь на опыт банковского сектора, как на наиболее близкий финансовый институт, возможное снижение данного типа затрат колеблется на уровне 10-20% [5, 6].
Как было сказано выше, степень влияния на формирование указанных затрат значительно зависит от величины лизинговой компании. В табл. 1 "Общие данные возможной экономии затрат для лизинговой компании" представлены обобщенные данные для лизинговых компаний, являющиеся примерными и служащие для наглядного представления предлагаемого механизма управления издержками в лизинговой компании.
Таблица 1. Общие данные возможной экономии затрат для лизинговой компании
Вид затрат | Средняя доля затрат в лизинговом платеже, % | Возможная экономия, % |
Стоимость предмета лизинга | 63 | 1-10 |
Страхование предмета лизинга | 11 | 5-30 |
Проценты по привлеченным ресурсам | 14 | 5-40 |
Налоги | 6 | 0 |
Дополнительные услуги | 1 | 0-10 |
Прочие | 5 | 1-20 |
Итого | 100 |
Для управления себестоимостью лизинговых услуг руководству лизинговой компании необходимо определить, насколько возможны изменения каждого вида затрат индивидуально для конкретной лизинговой компании. На данные показатели будут влиять такие характеристики деятельности лизинговой компании, как лизинговый портфель, количество заключенных договоров, время присутствия на рынке и другие объективные и субъективные факторы.
Для примера в табл. 2 "Оценка влияния экономии отдельных видов затрат на себестоимость лизинговой сделки" представлены показатели для средней лизинговой компании, а также максимально возможные показатели экономии для лизинговой компании крупных размеров для сравнения. В данной таблице представлен расчет процента влияния максимального и фактического процента экономии на каждый вид затрат. По строчке "Итого" можно оценить степень влияния изменения размера затрат на себестоимость всей лизинговой сделки.
Таким образом, из табл. 2 мы видим, что лизинговая компания средних размеров способна сократить свои затраты примерно на 10%. При этом наибольший удельный вес в экономии затрат составляют скидки от поставщиков лизингового имущества - 3,8%, на втором месте по уровню возможной экономии - скидки от страховых компаний и банковские кредиты (по 2,8%).
Таблица 2. Оценка влияния экономии отдельных видов затрат на себестоимость лизинговой сделки
На основе представленного анализа становится очевидным, что усилия менеджмента лизинговой компании должны быть направлены в первую очередь в сторону сокращения затрат в наиболее эффективном направлении, а именно: в нашем случае - на получение скидок от производителей. Также достаточно значительную экономию принесет снижение инвестиционных издержек путем секьюритизации портфеля, а также агентская работа со страховщиками. Деятельность, направленная на снижение затрат на дополнительные услуги, а также косвенных затрат - затрат на персонал, аренды и т.п. издержек, тоже даст свои результаты, но является относительно неэффективной и не может быть стратегической задачей, и должна иметь соответствующий приоритет исполнения. Также необходимо отметить высокое влияние величины лизинговой компании на возможности управления прямыми затратами и прямую зависимость между управляемостью данных затрат и величиной лизинговой компании.
Таким образом, управление себестоимостью лизинговых услуг необходимо в целях повышения эффективности работы лизинговой компании, а также в целях повышения ее конкурентоспособности на рынке. Постоянный контроль состава и структуры затрат, образующих себестоимость лизинговых услуг, позволяет руководству расставлять приоритеты для их дальнейшей минимизации.
Литература
1. Федеральный закон от 29.10.1998, N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
3. Хорнгрен Ч., Фостер Дж. Датар Ш. Управленческий учет, 10-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
4. Обзор "Рынок лизинга в 1-м полугодии 2010 г.: на подъеме" //"Эксперт РА". http://www.raexpert.ru/editions/bulletin/ 29sept2010b. pdfu/editions/bulleti n/29sept2010b.pdf.
5. Экономика. Россия: Сокращение операционных расходов банка ВТБ // Forex times. http://www.forextimes.ru/news/lnews210365.htm.
6. Доходы Сбербанка упали в 120 раз // RealtyPress.ruhttp://www.realtypress.ru/novosti-/novosti/23-04-2009.html.
М.М. Шевченко,
аспирантка кафедры
бухгалтерского учета
Саратовского государственного
социально-экономического университета
"Лизинг", N 1, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Управление себестоимостью лизинговых услуг
Автор
М.М. Шевченко - аспирантка кафедры бухгалтерского учета Саратовского государственного социально-экономического университета
"Лизинг", 2012, N 1
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru