Комментарий к письму Минфина РФ от 7 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/812
Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования признаются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в т.ч. спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Вышеуказанные определения содержатся в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ).
Получается, что реклама может распространяться любым способом и с использованием любых средств, в частности, путем нанесения логотипа на гоночный болид, экипировку гонщика и гараж, а также путем показа (прослушивания) на телевидении (радио) специально созданных видео (аудио) роликов.
Кроме того, Федеральный закон N 38-ФЗ содержит специальную статью, положения которой устанавливают особенности рекламы на транспортных средствах и с их использованием. Так, размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (п. 1 ст. 20 Федерального закона N 38-ФЗ).
Также следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 1225 Гражданского кодекса РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в частности, изобретения, фирменные наименования и товарные знаки и знаки обслуживания.
Следовательно, логотип организации и видео (аудио) ролики, являющиеся результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации организации, признаются объектом рекламирования.
Учитывая данные обстоятельства, можно сделать вывод, что размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже, а также показ (прослушивание) на телевидении (радио) специально созданных видео (аудио) роликов признается рекламой.
Что касается налогового законодательства, то необходимо обратить внимание на положение подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), в соответствии с которым к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся расходы, поименованные в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ. Отметим, что такие расходы учитываются для целей налогообложения в полном объеме. Среди них присутствуют расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Каких-либо иных положений в отношении учета расходов на рекламу главой 25 НК РФ не установлено. Поэтому необходимо руководствоваться только вышеуказанными нормами, которые необходимо применять с учетом статьи 252 НК РФ. Поскольку расходы на показ (прослушивание) на телевидении (радио) специально созданных видео (аудио) роликов относятся к расходам на рекламные мероприятия через средства массовой информации, которые поименованы в абзаце втором пункта 4 статьи 264 НК РФ, то они могут быть учтены для целей налогообложения в полном объеме.
Что касается расходов на размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже, то следует обратить внимание на письмо Минфина России от 11.03.2004 N 04-02-05/4/4. В нем был сделан вывод, что расходы, связанные с размещением логотипа компании на экипировке участников спортивно-массовых мероприятий, могут учитываться для целей налогообложения. Однако из письма не представляется возможным выяснить, в каком размере данные расходы могут быть учтены.
В связи с этим следует сказать, что расходы на размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже не поименованы в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ. Поэтому в полном объеме они не могут быть учтены в расходах для целей налогообложения. Однако, учитывая, что такие расходы все-таки относятся к рекламным, согласно положениям Федерального закона N 38-ФЗ, их можно учитывать для целей налогообложения на основании абзаца пятого пункта 4 статьи 264 НК РФ в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.
Аналогичного мнения придерживается ФАС Московского округа в своем постановлении от 17.03.2009 N КА-А40/1688-09. В данном постановлении речь шла о расходах организации на размещение ее логотипа и наименования на спортивной форме учащихся.
Д.В. Осипов,
главный специалист
"Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.