Новый порядок ведения кассовых операций: первые вопросы
С 1 января 2012 года вступило в действие Положение ЦБ РФ от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ" (далее - Положение).
С этого же момента утратили силу прежний Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.1993 N 40, и Положение ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации".
Новое Положение в целом сохранило прежнюю систему регулирования кассовых операций, однако содержит оно и ряд существенных новшеств. В связи с этим у бухгалтеров и других специалистов, в чьи обязанности входит обеспечивать соблюдение требований кассовой дисциплины, возникают вопросы, связанные с практическим применением тех или иных норм нового Положения. Остановимся на некоторых из них.
Индивидуальный предприниматель и кассовая дисциплина
Согласно пункту 1.1 Положения его действие распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Напомним, что ранее в вопросе о необходимости индивидуальных предпринимателей соблюдать кассовую дисциплину существовала неопределенность. В тексте Порядка ведения кассовых операций предприниматели не упоминались. В нем говорилось лишь о "предприятиях, объединениях, организациях и учреждениях независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности".
Вопрос об обязательности Порядка ведения кассовых операций для индивидуальных предпринимателей неоднократно становился предметом судебных разбирательств. Разъяснения по этой теме давались Банком России, Минфином и Федеральной налоговой службой. Нередко позиции государственных органов противоречили друг другу и со временем менялись.
Теперь неопределенность устранена - индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования Положения.
Однако разрешив один спорный вопрос, Положение способствовало возникновению ряда новых. Дело в том, что индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, то есть его имущество, используемое в предпринимательской деятельности, не обособлено от другого его имущества, используемого для личного потребления. Не разграничены и денежные средства гражданина-предпринимателя. Положение же обязывает его хранить все денежные средства сверх установленного лимита в банке.
В связи с этим необходимо объяснить механизм получения предпринимателем наличности для нужд личного потребления. Ведь индивидуальный предприниматель не выплачивает сам себе заработную плату и иные социальные выплаты, не может он заключать сам с собой и гражданско-правовые договоры.
Лимит остатка кассы утверждается самостоятельно
В соответствии с пунктом 1.2 Положения для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Методики определения лимита для организаций (предпринимателей), имеющих наличную выручку от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, и для компаний, не получающих выручки, приведены в приложении к Положению.
В аналогичном порядке будет устанавливаться лимит и для обособленных подразделений юридических лиц, но только для тех, у которых открыт расчетный счет в банке.
Таким образом, с 1 января 2012 года лимит остатка наличных денежных средств устанавливается организацией (предпринимателем) самостоятельно, распорядительным документом (приказом, распоряжением), а не обслуживающим учреждением банка, как это было ранее (абз. 3 п. 1.2 Положения).
Кто должен издавать приказ об установлении лимита каждому обособленному подразделению - руководитель организации или руководитель этого подразделения, зависит от полномочий, которыми наделены руководители подразделений, и от внутренней структуры организации. Каких-либо разъяснений Банка России по данному вопросу на сегодняшний день не имеется.
По нашему мнению, и издание соответствующих приказов руководителями обособленных подразделений, и установление лимитов остатка кассы для каждого обособленного подразделения приказом руководителя организации не будут противоречить Положению.
Ведение кассовой книги
В отличие от Порядка ведения кассовых операций, Положением установлены особенности ведения кассовой книги юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения.
Согласно пункту 5.6 Положения обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.
Если книга формируется на бумажном носителе, то головной организации передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги. Если кассовая книга оформляется с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги.
Передача обособленным подразделением листа кассовой книги головной организации может осуществляться и в электронном виде. В этом случае передача листа кассовой книги на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными самой организацией.
После получения листов кассовой книги головная организация брошюрует их по каждому обособленному подразделению (п. 2.5 Положения).
Вышеуказанные положения, по сути, повторяют порядок, рекомендованный Банком России в письме от 11.12.2008 N 29-1-1-11/7735.
Однако и здесь не все однозначно. В Положении в отличие от старого Порядка ведения кассовых операций нет прямого указания на то, что каждая организация ведет одну кассовую книгу. Хотя порядок ведения кассовой книги для юридических лиц, имеющих обособленные подразделения, не изменился, возникла неясность в терминологии: следует ли считать, что юридическое лицо ведет одну кассовую книгу, куда включаются отдельными разделами листы, заполняемые в обособленных подразделениях, или же кассовая книга головной организации и кассовые книги обособленных подразделений - это разные документы? Полагаем, что ЦБ РФ и Минфин России должны разъяснить этот вопрос.
Отметим также, что поскольку утверждение собственного лимита остатка кассы предусмотрено только для обособленных подразделений, на обслуживание которых открыты специальные банковские счета, заполнять собственные листы кассовой книги должны, по нашему мнению, только такие подразделения.
Проставление штампа на приходном кассовом ордере
В соответствии с пунктом 2.3 Положения кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции (далее - штамп), а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.
В старом Порядке ведения кассовых операций (п. 13) говорилось лишь о заверении квитанции к ПКО о приеме денег печатью (штампом) кассира, без указания на какие бы то ни было реквизиты.
В настоящее время ни один из нормативных актов, регламентирующих ведение кассовых операций на территории России, в том числе и вновь утвержденное Положение, не содержит детального описания печати (штампа) кассира. Правовые нормы, которые регулировали бы вопросы изготовления, учета печатей и общие правила их использования, отсутствуют и в гражданском законодательстве Российской Федерации.
По нашему мнению, организация вправе самостоятельно разработать эскиз печати (штампа) кассира. К сожалению, Банк России не расшифровывает, какие реквизиты должны быть проставлены на требуемом штампе, чтобы подтвердить проведение кассовой операции.
Реквизит документа - это обязательный элемент оформления официального документа (п. 39 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 N 28)).
Состав реквизитов определяется целями создания документа, его назначением, а также определенными требованиями к его содержанию и форме. Следовательно, реквизиты на штампе должны указывать на то, что кассир фактически принял или выдал определенную сумму денежных средств. Возникает вопрос, не является ли само оформление ПКО достаточным доказательством того, что кассиром была принята соответствующая сумма. Разъяснений Банка России о том, какие еще реквизиты необходимы для подтверждения состоявшейся операции, в настоящее время не имеется.
А.Г. Барсегян,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
"Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.