Анализ отдельных новаций по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих
В последние несколько лет в России проводится военная реформа, целью которой является совершенствование разных сторон жизнедеятельности войск и самих военнослужащих и одной из составляющих которой заявлено создание эффективной и отвечающей действующему законодательству Российской Федерации нормативно-правовой основы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Военнослужащие воочию смогли убедиться, что наконец-то, по сути, впервые за 20 лет "реформ" перестройки государство начало эффективно разрешать их социальные проблемы, что, безусловно, существенно повышает престижность военной службы и обороноспособность нашей страны: ведь главное в этом вопросе даже не обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации современными и мощными оружием и техникой, что, конечно же, также необходимо, а все же реальная и действенная забота государства о людях, которые управляют этими современными оружием и техникой, формирование у них твердой уверенности в завтрашнем дне. И отрадно видеть, что "за бортом" социальных реформ нашего государства в большинстве случаев не остаются и те граждане, которые ранее уже честно исполнили свой патриотический долг перед Родиной многолетней и добросовестной военной службой, и члены их семей, что также укрепляет и у тех, кто служит сейчас, и у членов их семей уверенность в их хорошем будущем.
Однако, как известно, в больших делах невозможно обойтись без недостатков, которые иногда имеют тенденцию быть и не совсем маленькими. А как говорится в русской поговорке, иногда достаточно и совсем небольшой ложки с дегтем, чтобы качественно испортить очень большую бочку с медом.
Целью настоящей статьи является выявление и анализ таких недостатков принимаемых государством социальных мер в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и их нормативно-правовой составляющей, необоснованно дискредитирующих социальную направленность государственной политики в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и иногда обоснованно вызывающих у последних неверие в справедливость и действенность такой политики государства по отношению лично к ним и к их семьям, а также, по мере возможности, указание способов преодоления этих недостатков конкретными лицами в каждом отдельном случае.
Так, в публичных выступлениях высших должностных лиц нашего государства (Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации) не раз была озвучена государственная гарантия об обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации всех "очередников" жильем для постоянного проживания до конца 2012 г. И следует особо отметить, что в целом эта гарантия успешно претворяется в жизнь и за последнее время свои жилищные условия смогли реально улучшить сотни тысяч семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, многие из которых, состоя длительное время и безрезультатно в очередях воинских частей на получение жилых помещений для постоянного проживания, уже потеряли надежду на это. Но следует заметить, что по объективным и субъективным причинам указанная гарантия государства претворяется в жизнь в основном только в отношении тех военнослужащих, которые еще служат или подлежат увольнению с военной службы в ближайшее время либо были уволены с военной службы недавно. Большинство же тех граждан, кто был уволен с военной службы несколько лет назад, а тем более много лет назад, как правило, за редким исключением, остались "за бортом" принимаемых государством мер по претворению в жизнь его социальной гарантии об обеспечении военнослужащих жильем для постоянного проживания, и во многом из-за непродуманности принимаемых в последнее время нормативных правовых актов по этим вопросам и наличия в них существенных "правовых пробелов" в регулировании жилищных правоотношений. Ведь иногда достаточно наличия (или отсутствия) в правовой норме о правах или социальных гарантиях какой-нибудь запятой или слова, чтобы кардинально изменить юридические смысл и содержание самой этой правовой нормы и лишить этих прав или социальных гарантий многих граждан.
Достаточно часто новые правовые нормы содержат в себе и так называемые правовые неопределенности, которые позволяют правоприменителям произвольно толковать и применять, и нередко совсем не в законных интересах простых граждан, смысл и содержание этих норм, исходя только лишь из собственного усмотрения и интересов самих этих правоприменителей.
В качестве примера можно привести Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ (далее - Закон N 342-ФЗ), которым были внесены очень важные изменения в нормы ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, существенно повысившие социальную защищенность в жилищном вопросе многих граждан, уволенных с военной службы до 1 января 2005 г. Изменения, безусловно, очень важные и нужные. Но вот форма, в какой были внесены эти изменения, и юридические суть и содержание этих изменений норм законодательства реально незаслуженно лишили этих же социальных гарантий очень большое число граждан, уволенных с военной службы также до 1 января 2005 г. и всех тех, которые были уволены с военной службы после этой даты и которые вправе были рассчитывать на распространение и на них этих же новых гарантий и прав в силу других норм-гарантий той же самой ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Так, во-первых, в отмененных Законом N 342-ФЗ нормах абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не было указано такого условия-ограничения, как основание увольнения гражданина с военной службы, что юридически допускало получение через органы местного самоуправления (а также, по аналогии закона, через жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации) от государства не только ГЖС (государственного жилищного сертификата - денежной субсидии на покупку жилья), но и самих жилых помещений (в собственность либо, по выбору самого гражданина, по договору социального найма) взамен получения ГЖС не только теми гражданами, которые, прослужив в Вооруженных Силах Российской Федерации всего 10 лет, были уволены (нередко "по блату") с военной службы по "льготному" основанию, но и теми, которые, прослужив 20 лет и более, вынуждены были уволиться с военной службы по окончании срока контракта о прохождении военной службы по семейным или личным обстоятельствам либо по другому не льготному основанию. И следует отметить, что ранее судами уже была разработана правоприменительная практика по распространению, по аналогии закона, норм и социальных гарантий абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и на тех военнослужащих, которые, добросовестно прослужив государству более 20 лет, были уволены с военной службы не по "льготному" основанию, что также юридически обеспечивало надежную социальную и правовую защиту государством всех, а не отдельных, "избранных", уволенных военнослужащих и подтверждало реальную социальную направленность этих норм ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на деле.
Однако, как следует из содержания нового пункта - п. 2.1: "Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья..." (выделено автором), который был введен Законом N 342-ФЗ в нормы ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" взамен отмененных норм абз. 2 п. 2 ст. 15 данного Закона, законодатель значительно сократил число субъектов новых жилищных прав, введя в нормах п. 2.1 новое условие-ограничение для тех, на кого могут быть распространены эти новые права: т.е. только на тех граждан, которые, прослужив всего 10 лет, были уволены с военной службы по одному из "льготных" оснований. На других же граждан, уволенных с военной службы по другим, не "льготным", основаниям, нормы и гарантии п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" уже не могут быть распространены в силу конкретного указания законодателем этого условия-ограничения в нормах самого Закона, что, на наш взгляд, необоснованно делает определяющим для практической реализации права на жилище "льготное" основание увольнения с военной службы, которое нередко зависит от случайных и субъективных факторов (в том числе "по блату" или "за мзду"), и полностью исключает учет других оснований для возникновения у военнослужащего самого права на жилище, в том числе такой существенный фактор, как длительный срок его добросовестной военной службы (20 лет и более), и что, безусловно, не способствует социальной справедливости.
Учитывая же то, что в нормах отмененного абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" фактически те же самые формы жилищного обеспечения (предоставление ГЖС - денежных субсидий на покупку жилья; либо, в отдельных случаях, жилых помещений в собственность бесплатно или, по выбору самих граждан, по договору социального найма) гарантировались законодателем всем гражданам, уволенным с военной службы, без указания-ограничения этих прав их "льготным" основанием увольнения, явно очевидно, что Закон N 342-ФЗ, признав утратившим силу абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", тем самым отменил и право на указанные формы жилищного обеспечения за счет средств федерального бюджета через органы местного самоуправления в избранном месте жительства для тех граждан, которые, прослужив 20 лет и более, были уволены с военной службы по другому, не по "льготному", основанию увольнения. А не указав этих граждан, уволенных с военной службы не по "льготным" основаниям, среди субъектов новых жилищных прав в п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", законодатель тем самым фактически вообще лишил их права на эти три формы жилищного обеспечения за счет средств федерального бюджета через органы местного самоуправления, которое у них фактически уже было ранее в силу норм отмененного абз. 2 п. 2 ст. 15 того же самого Закона, что вступает в явное противоречие с гарантиями ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, где указано: "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации", и с гарантиями части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, где указано: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" (выделено автором).
Во-вторых, явно неконституционным и несправедливым автор считает также и другое условие-ограничение норм п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих": "которые до 1 января 2005 года (выделено автором) были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Это условие-ограничение было и в отмененных нормах абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". И потому, формально, указание законодателем этого условия-ограничения и в п. 2.1 ст. 15 этого же Закона, на первый взгляд, вполне допустимо. Но следует учитывать то, что законодатель при принятии новых правовых норм обязан их согласовывать с реальными условиями и с другими правовыми нормами, действующими на момент их принятия. При принятии же в декабре 2010 г. Закона N 342-ФЗ, который дополнил ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" п. 2.1, законодатель, что явно очевидно, практически вообще не учитывал новые условия существующих в России жилищных правоотношений и нормы законов, действовавшие на 1 января 2011 г. (время вступления в силу изменений, внесенных Законом N 342-ФЗ в ст.ст. 15, 15.1 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Ведь на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органы местного самоуправления продолжали принимать увольняемых и уже уволенных военнослужащих и после 1 января 2005 г. Только главным и фактически единственным способом жилищного обеспечения для таких граждан, уволенных с военной службы, была и остается выдача им ГЖС из средств федерального бюджета, так как рассчитывать на получение самих жилых помещений из состава муниципального жилищного фонда в большинстве случаев им не приходится. Ведь и помимо уволенных военнослужащих, во всех муниципалитетах России на получение такого жилья состоят на учете очень много льготников-очередников, а абсолютное большинство муниципалитетов Российской Федерации просто не в состоянии строить или покупать новое жилье из-за отсутствия денежных средств на эти цели. И без государственной поддержки решить жилищный вопрос конкретно для уволенных военнослужащих-очередников практически нереально.
В то же время, подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" в рамках государственной программы "Жилище" имела временные рамки и реально закончила свое действие 31 декабря 2010 г., как раз к вступлению в силу норм Закона N 342-ФЗ. Формально рядом актов Правительства Российской Федерации действие этих подпрограммы и программы было продлено еще на несколько лет, но реально вовсе не для всех категорий их участников. Так, как следует из Графика выпуска и распределения ГЖС в 2011 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 582-р, выпуск ГЖС в 2011 г. запланирован только для тех "военнослужащих, подлежащих увольнению (выделено автором) с военной службы" (из чего следует, что приоритет в выдаче ГЖС отдан тем, кого сейчас увольняют, а не тем, кого уволили много лет назад), которые состоят на учете на получение ГЖС в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации (причем на 2011 г. для Министерства обороны Российской Федерации запланировано всего 224 сертификата - много это или мало для тысяч увольняемых сейчас военнослужащих, судите сами) и других военных ведомств, но не запланирован вообще для всех тех граждан, уволенных с военной службы, которые состоят сейчас на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления. Формально этих граждан никто не снимает с учета на получение жилых помещений через органы местного самоуправления (в том числе и в форме получения ГЖС). Но есть ли у таких граждан, уволенных с военной службы и поставленных на учет на получение жилых помещений (и ГЖС) в органах местного самоуправления после 1 января 2005 г., при отсутствии средств на эти цели в самих муниципалитетах и при реальном прекращении выделения для них государством средств из федерального бюджета хотя бы в форме выдачи им ГЖС через субъекты Российской Федерации, реальная возможность решить их жилищный вопрос хотя бы в обозримом будущем, пусть читатели решат сами.
И безусловно, что распространение на таких граждан, уволенных с военной службы, гарантий, предусмотренных ст.ст. 1-4 Закона N 342-ФЗ, об обеспечении их жильем в одной из трех возможных форм жилищного обеспечения за счет средств федерального бюджета устранило бы социальную несправедливость по отношению к ним со стороны государства, реально проистекающую из того, что законодатель, необоснованно и без указания конституционно значимых причин установив условие-ограничение их прав в зависимости только лишь от даты их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления (до или после 1 января 2005 г.), тем самым фактически ввел неконституционную дифференциацию между одинаковыми категориями граждан, уволенных с военной службы, искусственно разделив их на "наших", кому льготы по жилью государством назначены, и на "не наших", кого законодатель несправедливо и незаслуженно лишил этих же льгот, что в правовом государстве, каковой заявлена Россия в Конституции Российской Федерации, недопустимо!
Таким образом, следует констатировать, что при принятии Закона N 342-ФЗ реально вышло так, как говорится в известной поговорке: "Хотели как лучше, а получилось как всегда", т.е., в ущерб законным интересам большинства тех самых уволенных военнослужащих, чье жилищное обеспечение законодатель планировал улучшить этим реально очень важным и нужным по своей юридической сути и направленности Законом.
Однако тем уволенным военнослужащим, чьи права и законные интересы вольно или невольно ущемили нормы Закона N 342-ФЗ, не следует падать духом и считать, что выхода из сложившейся ситуации нет. Так, автор в интересах других военнослужащих еще в июне 2011 г. уже оспорил в Конституционный Суд Российской Федерации неконституционную составляющую ст.ст. 1, 2 и 4 Закона N 342-ФЗ, вводящую неконституционную дифференциацию и дискриминацию в правах и социальных гарантиях между уволенными военнослужащими в зависимости только лишь от даты их увольнения и/или от основания их увольнения с военной службы, без учета других юридически значимых обстоятельств. Но русская поговорка гласит: "Один в поле не воин". И автор надеется, что аналогичные жалобы направят в Конституционный Суд Российской Федерации и другие военные юристы, а также общественные движения ветеранов военной службы. Ведь, как говорится в русской поговорке: "Миром (т.е. сообща) можно и горы с места сдвинуть". И зримый результат правоты этой поговорки налицо. Так, недавно уволенные офицеры Северного флота, объединившись, смогли донести до Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина свои жилищные проблемы. И государство оперативно устранило социальную несправедливость в отношении этой большой группы офицеров, несправедливо вообще лишенных ранее какой-либо возможности получить от государства постоянное жилье в избранном месте жительства, и оказало им действенную помощь в этом вопросе, выделив из федерального бюджета значительные дополнительные денежные суммы на выпуск конкретно для них государственных жилищных сертификатов. Так что сообща можно и установленными законами Российской Федерации способами, в том числе через Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации, добиться исправления законодателем правовых пробелов и неконституционных недостатков новых законодательных нормативных актов по жилищному вопросу военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и законным способом восстановить социальную справедливость.
Кроме того, по мнению автора, каждый конкретный гражданин в каждом своем конкретном случае вправе обратиться в суды общей юрисдикции (а увольняемые военнослужащие либо уволенные не более трех месяцев назад - и в гарнизонные военные суды) с требованиями о распространении конкретно на них прав и социальных гарантий норм Закона N 342-ФЗ по аналогии закона и о практической реализации в отношении их органами государственной власти этих прав и социальных гарантий.
Автор особо рекомендует военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, учитывая наличие в действующих нормах законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих множества реальных "правовых пробелов" (достаточно вспомнить отсутствие правового регулирования вопросов выдачи ГЖС через жилищные органы Минобороны Российской Федерации на уровне федеральных законов), настаивать на применении судами в их делах незаслуженно забытого и редко применяемого в судах общей юрисдикции на практике, но очень эффективного и действенного на деле, правового института аналогии закона. В законодательстве России, применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам, применение судами норм права по аналогии закона предусмотрено следующими нормами:
Так, в ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано: "В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права)" (выделено автором).
А в ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации также указаны аналогичные нормы: "В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного закона, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)" (выделено автором).
Далее проанализируем другой недавний нормативный правовой акт Российской Федерации и его возможные негативные правовые последствия в социальной сфере, а также рассмотрим, как, по мере возможности, можно попытаться избежать их в каждом конкретном случае для отдельных граждан, уволенных с военной службы, проживавших в бывших закрытых военных городках.
Так, 19 августа 2011 г. Правительство Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации приняло распоряжение N 1470-р, утвердившее изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности. Этим распоряжением статуса закрытых военных городков были лишены более 130 военных городков в 39 регионах России. Данный правовой акт, безусловно, также очень нужный и важный, так как позволяет вернуться к нормальной гражданской жизни, без какого-либо юридического ограничения их гражданских и жилищных прав, сотням тысяч граждан - жителей этих бывших закрытых военных городков. В последние годы в связи с тем, что необходимости "закрытия" этих городков уже реально не было из-за ликвидации и сокращения воинских частей, для обеспечения жизнедеятельности которых в интересах обороноспособности страны они и были ранее "закрыты", юридически и практически сохранение за городками статуса "закрытых" было уже необоснованно и вступало в противоречие с гарантиями законов и Конституции Российской Федерации. В числе прочих преимуществ "открытия" этих военных городков является и то, что их жители сразу же приобрели на законных основаниях право на бесплатную приватизацию тех жилых помещений, в которых они проживают. Ранее они были юридически лишены этого права также на законных основаниях, в силу "закрытия" этих военных городков распоряжениями Правительства Российской Федерации в 2000 и в 2001 гг. А также реально этим актом юридически было устранено множество других проблем, бывших не раз предметом дискуссий на страницах нашего журнала, связанных с проживанием граждан, потерявших связь с военной службой, в закрытых военных городках.
Однако при принятии указанного выше распоряжения, что явно очевидно, вообще не учитывались права и законные интересы жителей тех бывших закрытых военных городков, которые были "открыты" на основании этого распоряжения. Например, ни в самом распоряжении N 1470-р, ни в других нормативных правовых актах Российской Федерации в настоящее время конкретно не указан запрет на исключение военнослужащих - жителей закрытых военных городков из очередей лиц, нуждающихся в получении от Министерства обороны Российской Федерации жилых помещений, после "открытия" этих военных городков. И этот "правовой пробел" позволяет отдельным недобросовестным чиновникам Министерства обороны Российской Федерации, по мнению автора, незаконно исключать таких военнослужащих-очередников из очередей на получение постоянного жилья, мотивируя это тем, что с "открытием" закрытого военного городка их служебное жилье приобретает статус постоянного и потому у них якобы отсутствуют основания для признания их нуждаемости в получении жилого помещения для постоянного проживания в другом месте*(1). Между тем в силу гарантий ст.ст. 15 и 54 Конституции Российской Федерации вновь принимаемые в России нормативные акты не должны ухудшать правовое положение граждан Российской Федерации. А нормами ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим дано очень важное право - право выбора формы их жилищного обеспечения, т.е. право выбора - приватизировать то жилье, в котором проживает военнослужащий, либо получить от Министерства обороны Российской Федерации жилье в собственность в другом месте - должно по закону принадлежать самому военнослужащему, а вовсе не чиновникам Министерства обороны Российской Федерации.
Так, по заявлениям должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, изменение статуса закрытых военных городков позволяет большое количество квартир на территориях этих бывших военных городков разом вывести из категории служебного жилья и тем самым сразу же ускорить решение вопроса об обеспечении увольняемых и уже уволенных военнослужащих, а также членов их семей жильем для постоянного проживания, как им и было гарантировано нормами ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Судя по всему, это и было главной целью издания распоряжения N 1470-р: только способом простого бумажного переоформления перевести весь ведомственный жилищный фонд бывших закрытых военных городков в категорию жилья для постоянного проживания и тем самым полностью закрыть вопрос с обеспечением постоянным жильем для десятков тысяч массово сокращенных и увольняемых сейчас, а также уволенных ранее военнослужащих и членов их семей. И в этом нет ничего удивительного. Ведь Президентом и Председателем Правительства Российской Федерации перед Министром обороны Российской Федерации была поставлена государственная задача: обеспечить всех увольняемых и уже уволенных военнослужащих-очередников постоянным жильем до конца 2012 г. Вот в Министерстве обороны Российской Федерации и стараются решить этот вопрос всеми возможными способами, ничуть не заботясь при этом о соблюдении прав и законных интересов самих увольняемых и уже уволенных военнослужащих-очередников и членов их семей.
Безусловно, что закрепить за собой на законных основаниях те жилые помещения, в которых они сейчас проживают, было заветной мечтой для большинства тех граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые являются жителями тех закрытых военных городков, "открытых" распоряжением N 1470-р, которые расположены в престижных городах и субъектах Российской Федерации: в ближнем Подмосковье, в причерноморских курортных городах, в городах Ленинградской и Калининградской областей, Краснодарского края и в ряде других мест. Ведь в таких местах можно и самим комфортно проживать на старости лет без всякой опаски, что тебя Министерство обороны Российской Федерации может в любой момент выселить без твоего согласия на это. Ну а если нет желания проживать тут и далее, то можно с выгодой продать это жилье и на вырученные от продажи деньги не только купить в другом месте престижное жилье, но еще и обставить его новой мебелью и бытовой техникой.
Однако и для таких "счастливцев" припасен "троянский конь", о существовании которого многие из них не знают. Ведь большинство зданий и самих жилых помещений в бывших закрытых военных городках были построены не один десяток лет назад и капитальный ремонт в них КЭЧ районов, как правило, не проводили, ограничиваясь в лучшем случае косметическим и текущим ремонтом мест общего пользования этих зданий. А многие квартиры, в силу специфики военной службы, не раз сменили своих нанимателей, которые, в силу временного характера их проживания, не вкладывали много средств в их содержание и ремонт. И потому за многие годы эксплуатации сами жилые помещения и несущие конструкции этих зданий, а также элементы систем коммунальных коммуникаций в них обветшали и требуют капитального ремонта, в чем воочию может убедиться каждый: трещины в стенах, балконы обваливаются и т.п. Кроме того, многие здания в бывших закрытых военных городках - панельного типа. Но мало кто знает, что панельные дома - это изобретение французов для ускоренного решения жилищного вопроса их граждан в условиях разрухи после окончания Второй мировой войны и что проектный безопасный срок эксплуатации таких панельных домов предполагался в 20-30 лет. И в Европе соблюдают эти сроки эксплуатации. У нас же панельные дома строили военные строители, что для знающих людей не внушает оптимизма в оценке качества проведения многих строительных работ, в том числе и по несущим конструкциям панельных зданий. И многие панельные дома в России реально эксплуатируются уже по 40 и более лет. И сроки их эксплуатации нередко "законно" продлеваются сверх нормативно установленных технической документацией. Так что выводы делайте сами.
Приватизировав же свое жилье, гражданин тем самым берет на себя всю ответственность за содержание этого жилья, в том числе за проведение не только текущего, но и капитального ремонта как самих жилых помещений, так и всех коммунальных коммуникаций в них (водопроводных, канализационных и газопроводных труб, электропроводки и др.), а также в местах общего пользования (крыши, подвалы, подъезды и др.). Кроме того, в случае, если у вас произойдет пожар по независящим от вас причинам либо вас затопит сосед, эксплуатирующая компания не будет нести за это никакой ответственности. А много ли средств на покрытие реального ущерба от затопления или пожара по вине соседа, даже по решению суда, сможете вы реально получить с такого же, не слишком обремененного денежными средствами, как и вы, виноватого соседа?
Да и реальная рыночная стоимость такого ветхого жилья в бывших закрытых военных городках, большинство из которых были расположены на окраинах или в удалении от более или менее крупных городов, будет значительно меньше, чем в самих этих городах. И к тому же не исключено, что, по условиям рынка, эта цена может упасть еще ниже в результате того, что желающих приватизировать и тут же продать это жилье в бывших закрытых военных городках будет много.
Так что "открытие" бывших закрытых военных городков даже в престижных местах и разрешение приватизации ветхого жилья в них - далеко не самый выгодный способ разрешения жилищного вопроса уволенных военнослужащих и членов их семей.
Однако, как следует из списка военных городков, которые потеряли статус закрытых в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 1470-р, многие из этих военных городков фактически относятся к категории "умирающих", одной из причин чего является то, что они расположены в отдаленных местах Сибири, Забайкалья, Камчатки, Дальнего Востока и других регионов России, и потому некоторые из них даже в благополучное советское время не без основания называли "медвежьими углами".
А в недавнем интервью СМИ заместитель начальника Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации Б. Дучков дословно указал: "Есть военные городки, у которых в радиусе 500-1000 километров не находится ни одного населенного пункта. Остается вопрос, что с ними делать. Я так понимаю, что только списывать", что мотивировалось и тем, что в такие городки для военного ведомства затруднена доставка товаров и продуктов, что не способствует режиму экономии бюджетных средств, выделенных Министерству обороны Российской Федерации. Кроме того, Дучков указал, что "рядом нет никаких крупных городов, чтобы обеспечить местных жителей какой-либо работой". Как подчеркнул этот военный чиновник Министерства обороны Российской Федерации, такие военные городки, как правило, имеют статус закрытых, и потому "сейчас рассматривается вопрос об их открытии, и как только они будут открыты, то вся их инфраструктура будет передана муниципальным образованиям". Как говорится в одной известной пьесе: "Мавр сделал свое дело. Мавр может уходить". О судьбе же жителей этих будущих городков-"призраков", снятых с баланса Министерства обороны Российской Федерации, о том, кто будет нести ответственность за доставку в эти отдаленные городки-"призраки" продуктов питания и других товаров, кто будет обеспечивать жителей этих городков работой, медицинским обслуживанием и т.п., чиновники Минобороны Российской Федерации даже не упоминают. Главное для них - это снять эти городки с баланса Министерства обороны Российской Федерации, экономя бюджетные средства, и попутно разрешить таким способом проблему обеспечения постоянным жильем их жителей, а там, как говорится, "хоть трава не расти". Ведь даже на простой вопрос, каким муниципальным образованиям собираются чиновники Министерства обороны Российской Федерации передать на баланс жилой фонд и другую инфраструктуру бывших закрытых военных городков, если сами же признают, что в радиусе 500-1000 километров от этих городков нет ни одного гражданского населенного пункта, у Министерства обороны Российской Федерации нет ответа.
И вполне понятно, что приватизация жилья в таких бывших закрытых военных городках, расположенных в "медвежьих углах" и снятых с баланса Министерства обороны Российской Федерации, вообще не отвечает интересам самих уволенных военнослужащих, вынужденно оставшихся проживать в них: ведь их даже продать можно будет только за бесценок, если вообще найдутся покупатели на такое жилье. Ведь кто, будучи в здравом уме, согласится обменять свою квартиру в крупном городе на квартиру в "медвежьем угле" или купить там квартиру? Тогда какой прок иметь постоянное жилье в таких бывших военных городках, снятых с баланса Министерства обороны Российской Федерации, где в скором времени вообще не будет инфраструктуры для нормальной человеческой жизнедеятельности, где нет работы и условий для учебы молодежи, и у которых в большинстве случаев вообще нет никакого реального будущего?
А ведь изменение статуса таких бывших закрытых военных городков в Министерстве обороны Российской Федерации нередко используют для прямого или замаскированного снятия уволенных с военной службы граждан - жителей вновь "открытых" военных городков с учета лиц, нуждающихся в получении от Министерства обороны Российской Федерации жилых помещений для постоянного проживания, или с учета на получение ГЖС, что в корне неверно, несправедливо и, на наш взгляд, неправомерно. Следует признать, что законодательством Российской Федерации такая процедура формально не урегулирована, т.е. фактически существует "правовой пробел" в этих вопросах, что и способствует такого рода действиям. А защитить свои права такие граждане могут одним способом - обращением в суд. Будет ли от этого результат - покажут время и судебная практика.
П.В. Ильменейкин,
юрист
"Право в Вооруженных Силах", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Естественно, за исключением гарантии, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" об обеспечении жильем военнослужащих-граждан при увольнении с военной службы по "льготным" основаниям при перемене места жительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Анализ отдельных новаций по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих
Автор
П.В. Ильменейкин - юрист
"Право в Вооруженных Силах", 2012, N 1