Увольнение по "льготным" основаниям не является необходимым условием для признания военнослужащего, обеспечиваемого на весь срок службы служебным жилым помещением, нуждающимся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Постановление) утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок службы служебными жилыми помещениями (далее - Правила), а также Правила предоставления военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно.
Данный нормативный правовой акт стал предметом ряда публикаций на страницах нашего журнала*(1). При этом, авторы, комментируя Правила, отмечают, что для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений необходимо одновременно как наличие у них выслуги 20 и более лет (либо 10 и более лет при увольнении по "льготным" основаниям), так и наличие оснований, предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)*(2).
Действительно, в соответствии с п. 1 Правил признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы*(3) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы). Из чего можно сделать вывод о том, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях допускается либо при наличии выслуги 20 и более лет, либо при увольнении по "льготным" основаниям при наличии выслуги 10 и более лет. Этот вывод косвенно подтверждается и перечнем документов, предоставляемых военнослужащим, для признания его нуждающимся в жилом помещении. В соответствии с п. 3 Правил военнослужащий, увольняемый с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ), для признания нуждающимся в жилом помещении, наряду с иными документами подает в уполномоченный орган справку о планируемом сроке увольнения с военной службы (далее - справка об увольнении), выдаваемую в порядке и по форме, которые устанавливаются соответствующими федеральными органами.
Несколько забегая вперед, отметим, что данные порядок и форма, насколько известно автору, в настоящее время не установлены. Представляется, что указанная справка будет играть далеко не последнюю роль при решении вопроса о постановке военнослужащих на жилищный учет для получения жилых помещений в избранном постоянном месте жительства (далее - жилищный учет). И от того, насколько порядок ее выдачи будет согласован с положениями действующего законодательства, регулирующего порядок увольнения военнослужащих и обеспечения их жилыми помещениями, в немалой степени будет зависеть и соблюдение их жилищных прав.
Итак, согласно Правилам, такие условия, как наличие выслуги 20 и более лет либо увольнение по "льготным" основаниям при выслуге 10 и более лет, фактически выступают в качестве необходимых дополнительных оснований (наряду с основаниями, предусмотренными ст. 51 ЖК РФ) для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Однако из Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) такая необходимость не вытекает.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с ОШМ при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Как следует из приведенных норм, под указанными лицами понимаются военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок службы служебными жилыми помещениями. Данное условие (отношение к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок службы служебными жилыми помещениями), по смыслу Закона, является необходимым и достаточным для возможного признания указанных граждан нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ. Таким образом, Закон не содержит каких-либо препятствий для признания этих граждан нуждающимися в жилых помещениях по избранному ими постоянному месту жительства до их увольнения по "льготным" основаниям с наличием выслуги 10 и более лет, а также до достижения ими 20-летней выслуги. Аналогичную позицию автор выражал и ранее*(4).
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться иные, отличные от ст. 51 ЖК РФ, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако, несмотря на то, что абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона содержит отсылочную норму, согласно которой порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства определяется Правительством Российской Федерации, те же нормы Закона позволяют утверждать, что этот порядок не должен содержать каких-либо иных оснований для такого признания, кроме тех, что содержатся в ст. 51 ЖК РФ.
С учетом вышеизложенного следует прийти к выводу о том, что Правила фактически содержат дополнительные, не предусмотренные нормативными правовыми актами соответствующего уровня основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях. В качестве таких оснований Правила устанавливают наличие выслуги 20 и более лет либо увольнение по "льготным" основаниям при наличии выслуги 10 и более лет. Представляется, что по смыслу Закона, последние являются исключительно основаниями (условиями) предоставления военнослужащим жилых помещений для постоянного проживания и соответственно должны быть отражены в Правилах предоставления военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно.
По мнению автора, положения Правил при их реализации могут вызвать ряд спорных моментов.
Рассмотрим, например, ситуацию применительно к досрочному увольнению по такому "льготному" основанию, как ОШМ.
Как было сказано выше, в соответствии с Правилами увольняемым гражданам необходимо среди прочих документов представить справку об увольнении. Как замечают Е.А. Глухов и В.М. Корякин, планируемый срок увольнения носит чересчур вероятностный характер и может быть изменен в силу самых разных причин*(5). Поскольку срок планируемый, постольку само увольнение может произойти как ранее, так и позднее этого срока. Однако для самого военнослужащего это обстоятельство, по всей видимости, не имеет принципиального значения. Для него куда важнее другое - в какой момент времени после даты начала ОШМ он имеет право получить указанную справку.
В соответствии с п. 5 Правил данная справка, наряду с иными документами, должна быть подана в уполномоченный орган в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на жилищный учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Соблюдение этого условия, как представляется, должно обеспечивать, в частности, и возможность военнослужащему обоснованно заявить о своем несогласии на такое исключение (при наличии положительного решения уполномоченного органа) до обеспечения жилым помещением. Однако при этом обязанность своевременной подачи всех необходимых документов, в том числе и справки об увольнении, порядок выдачи которой пока не установлен, возложена на самого военнослужащего.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) допускается зачисление военнослужащего в распоряжение командира (начальника) в связи с проведением ОШМ не более чем на шесть месяцев. Не позднее даты истечения указанного срока военнослужащий должен быть уволен и исключен из списков личного состава части либо назначен на новую воинскую должность. Таким образом, в рассматриваемом нами случае планируемый срок увольнения достаточно очевиден - это шестимесячный срок. Предельная дата окончания этого срока в каждом конкретном случае также совершенно ясна. Как известно, увольнение военнослужащего в связи с ОШМ является правом, а не обязанностью командования и рапорт военнослужащего с просьбой об увольнении по ОШМ не влечет за собой его однозначного удовлетворения. Не гарантирует такого увольнения и отправленное в адрес вышестоящего начальника представление на увольнение - оно может быть отклонено.
Напомним читателям, что согласно терминологии Постановления принятие граждан на жилищный учет производится при увольнении таковых. Этот речевой оборот, который содержится и в ст.ст. 15, 23 Закона, имеет принципиальное значение.
Что значит "при увольнении"? С какого момента времени начинается это "при увольнении"? Попробуем ответить на эти вопросы.
В контексте данной проблемы отметим, что п. 12 утратившей силу Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80, определял, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могли быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с ОШМ без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставлялись вне очереди. На практике принципиальное значение имел момент времени, с которого военнослужащего однозначно можно было считать подлежащим увольнению и соответственно включать в списки внеочередников. Аналогичный вопрос интересует и нас, с той лишь разницей, что речь идет о включении не в списки внеочередников, а в списки на получение жилья по месту, отличному от места службы. И вот, например, как требовало определять момент возникновения права военнослужащего, увольняющегося по ОШМ, на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке (а в нашем случае по аналогии - права на получение жилого помещения в избранном после увольнения постоянном месте жительства) Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации (далее - ГлавКЭУ МО РФ).
В своих указаниях "О порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, увольняемых (уволенных) с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий" от 29 августа 2000 г. N 147/3/4/42811 начальник ГлавКЭУ МО РФ разъяснил, что указанные военнослужащие включаются в список на получение жилья во внеочередном порядке, с даты подачи рапорта с приложением выписки из директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации о сокращении должности, на которой находился военнослужащий, а также подтверждения управления кадров о невозможности его использования по специальности в Вооруженных Силах Российской Федерации*(6). Как видим, при таких условиях вероятность увольнения действительно была близка к единице и практически исключала возможность внеочередного получения жилья на том лишь основании, что военнослужащий "подвергся" ОШМ.
По мнению автора, понятие "при увольнении" не охватывает того периода времени, в течение которого рассматривается вопрос о целесообразности увольнения военнослужащего, поиска ему новой должности и т.п. "При увольнении" означает, что это увольнение уже неизбежно, т.е. решение об увольнении военнослужащего соответствующим должностным лицом (имеющим право принятия такого решения) уже принято. И таким решением, по всей видимости, может быть собственно только сам приказ об увольнении. Именно с момента издания данного приказа военнослужащий, находящийся в распоряжении командира, приобретает статус увольняемого и, по смыслу Закона, вправе претендовать на получение жилого помещения в избранном месте жительства, предоставление которого, по сути, носит льготный характер. И именно с этого момента такому военнослужащему должна быть в кратчайший срок предоставлена вышеупомянутая справка об увольнении, дающая право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о постановке на жилищный учет. При таком подходе жилыми помещениями в избранном постоянном месте жительства будут обеспечены действительно увольняемые военнослужащие. В свое время многие "распоряженцы" лишь на том основании, что "подверглись" ОШМ, получили от командиров воинских частей некие справки об увольнении (хотя, насколько известно автору, ни форма такой справки, ни порядок ее выдачи установлены не были, а в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих порядок выдачи государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС), не содержалось собственно и требований о ее представлении) и реализовывали свое право на получение жилья в избранном месте жительства посредством ГЖС. При этом, многие из таких граждан уволены не были, а нередко их увольнение и не планировалось. Указанные обстоятельства послужили, в частности, и поводом для соответствующих проверок военной прокуратуры на предмет законности получения такими военнослужащими ГЖС*(7). Однако основной негатив такого подхода применительно к рассматриваемой ситуации обеспечения жильем заключается в том, что ввиду ограниченного количества этого жилья не удается в полном объеме и своевременно обеспечить им тех, кто действительно увольняется и хотел бы после увольнения оказаться в более "достойном" месте, нежели, как это часто бывает, прежнее место службы: с несколько более широкими возможностями трудоустройства, пользования иными культурными и социальными благами, т.е. всем тем, чего военнослужащий и члены его семьи были лишены в дальних гарнизонах. И основным препятствием для получения таких благ является, прежде всего, отсутствие у граждан жилого помещения там, где бы они хотели этими благами воспользоваться. Вместе с тем, п. 3 ст. 6 Закона предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Этому праву корреспондирует предусмотренная абз. 1 п. 14 и абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона обязанность государства по предоставлению увольняемым гражданам жилых помещений в таких населенных пунктах.
Однако вернемся к справке об увольнении.
В соответствии с п. 24 ст. 34 Положения военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части не позднее месячного срока с момента поступления в воинскую часть приказа об увольнении. При соответствующей "расторопности" командования на проведение всех необходимых процедур, полный расчет увольняемого и исключение его из списков личного состава воинской части потребуется несколько дней. Соответственно для того, чтобы военнослужащий имел возможность обоснованно заявить о своем несогласии на исключение из списков личного состава воинской части до его обеспечения жилым помещением, он к моменту поступления в воинскую часть приказа об увольнении должен иметь на руках положительное решение уполномоченного органа о постановке его на жилищный учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов. Почтовая пересылка документов в оба конца в среднем также может занять до одного месяца. Таким образом, с учетом вышеизложенного, справка об увольнении должна быть предоставлена военнослужащему примерно за два месяца до поступления в воинскую часть приказа об увольнении. Из чего, в свою очередь, следует, что приказ об увольнении должен быть издан значительно ранее истечения шести месячного срока нахождения военнослужащего в распоряжении. Однако это также не всегда лучший вариант, поскольку в данном случае ограничиваются возможности командования по поиску "распоряженцу" новой воинской должности. Последнее особенно актуально, если он выразил свое отрицательное отношение к увольнению в связи с ОШМ и просит оставить его на службе. Причем, когда мы говорим, что приказ об увольнении должен быть издан значительно ранее истечения шестимесячного срока, то выдаем желаемое за действительное, поскольку действующее законодательство таких предписаний не содержит. Все это может вызвать ряд проблем у увольняемых, среди которых следует отметить и ту, что п. 1 ст. 23 Закона не содержит запрета на исключение из списков личного состава воинской части военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, но законным образом уволенных. В рассматриваемой нами ситуации увольнение будет вполне законным, поскольку на момент увольнения военнослужащий статуса нуждающегося в жилье не имеет. Более того, юридическая конструкция Правил позволяет сделать вывод, что до увольнения (издания приказа об увольнении) нет, собственно, и оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по избранному им постоянному месту жительства.
Несмотря на то что в настоящее время суды, как правило, восстанавливают таких военнослужащих (по независящим от них причинам не имевших решения, подтверждающего их реальную нуждаемость в получении жилого помещения, и не давших согласие на увольнение) на военной службе, это не гарантирует в дальнейшем полного соблюдения их прав и интересов. Судебной практике, как известно, свойственно меняться. Кроме того, остается открытым вопрос гарантированного получения военнослужащим соответствующего решения уполномоченного органа до момента его исключения из списков личного состава воинской части.
Таким образом, наиболее вероятным выходом в рассматриваемой ситуации может стать, очевидно, установление юридического запрета на исключение военнослужащих из списков личного состава воинской части до момента принятия уполномоченным органом решения о постановке (отказе в постановке) их на жилищный учет, а также запрета на исключение военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещениях (имеющих выслугу 10 и более лет и уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с ОШМ), без их согласия из списков личного состава воинской части до предоставления им жилых помещений. Правда, в этом случае, наряду с порядком предоставления справки об увольнении, необходимы правовые нормы, устанавливающие сроки обращения военнослужащего в уполномоченный орган с заявлением о постановке на жилищный учет с момента получения им этой справки, обязанность уведомления указанным органом командования о результатах принимаемых им решений и иные положения, исключающие возможность злоупотребления правом со стороны увольняемых и затягивания решения вопроса по существу.
Обо всех названных выше потенциальных проблемах, которые, возможно, некоторым покажутся надуманными, не было бы повода говорить, если бы Правила, утвержденные Постановлением, предусматривали возможность признания граждан нуждающимися в жилых помещениях заблаговременно (например, за год до достижения военнослужащими выслуги 10 лет, что ранее автором уже предлагалось*(8)), а уже при увольнении - четкий порядок (не исключающий подтверждение нуждаемости увольняемого в жилье) постановки на жилищный учет, обязательным условием которого должен быть приказ об увольнении. Именно с даты издания такого приказа, собственно, и должно происходить включение гражданина, ранее признанного нуждающимся в получении жилого помещения, в списки (очередь) на получение жилья в избранном постоянном месте жительства, и очередность предоставления этого жилья должна определяться этой датой.
Следует отметить, что часть военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок службы служебными жилыми помещениями, уже состоит в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее - Реестр), и соответственно находится в более защищенном положении, в том числе и благодаря положениям п. 1 ст. 23 Закона. При этом, им не потребовалось в качестве необходимого условия включения в Реестр увольняться, например, по "льготным" основаниям, поскольку его формирование в 2010-2011 гг. происходило по данным списков очередников, представленных в уполномоченный орган жилищными комиссиями воинских частей. В данных списках находились все военнослужащие, принятые на учет жилищными комиссиями, так как в соответствии с требованиями утратившей силу Инструкции, жилищный учет всех военнослужащих велся одним общим списком. Кроме того, и те и другие фактически были приняты жилищными комиссиями на учет по одним основаниям - предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Правда, как следует из полного названия Реестра, - это реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В связи с этими, не совсем ясно, будут ли теперь формироваться две отдельные очереди - одна соответственно в отношении тех, кто желает получить жилье в собственность, а другая - в отношении тех, кто желает получить его по договору социального найма. Но, по крайней мере, Правила не содержат предписаний на ведение уполномоченным органом отдельного реестра в отношении военнослужащих, изъявивших желание получить жилое помещение в собственность, а процедура постановки на жилищный учет не предусматривает конкретизацию военнослужащим желаемого способа получения жилья (в собственность или по договору социального найма) при подаче по установленной форме заявления о признании его нуждающимся в жилом помещении. Кроме того, нет никаких оснований для отказа в предоставлении жилья в собственность военнослужащим, включенным в Реестр до вступления Постановления в силу.
Отметим и то, что обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства военнослужащих, обеспечиваемых во время службы жильем на общих основаниях, Закон предусматривает также при их увольнении по "льготным" основаниям (абз. 1 п. 14 ст. 15) и при наличии выслуги 10 лет и более. Причем получение этого жилья только при наличии у данной категории граждан выслуги 20 и более лет Законом не предусмотрено. И кстати говоря, такой "перекос" в правах представляется неоправданным, как и то, что Закон не предусматривает передачу гражданам по избранному месту жительства жилья непосредственно в собственность.
При этом, Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция о предоставлении жилых помещений), утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, не предусматривает в качестве условия признания указанных военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений в избранном ими постоянном месте жительства по основаниям ст. 51 ЖК РФ и постановки на соответствующий учет их увольнение по "льготным" основаниям.
Справедливости ради следует отметить, что, собственно, и четких норм о постановке на такой учет указанная Инструкция не содержит. Однако согласно указаниям заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 205/2/832*(9) (далее - Указания) и сложившейся практике ведения Реестра данный учет уполномоченным органом ведется. В соответствии с разъяснениями, данными в Указаниях, сведения об избранном месте жительства указываются военнослужащим при подаче им заявления (приложение N 1 к Инструкции о предоставлении жилых помещений) в разделе "Дополнительные сведения".
В связи с вышеизложенным несколько удивляет такая разность подходов к реализации одной и той же жилищной гарантии в отношении военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок службы служебными жилыми помещениями, и военнослужащих, обеспечиваемых жилыми помещениями на общих основаниях. Для одних справка об увольнении нужна, а для других нет. Это тем более странно, если согласиться с мнением некоторых авторов о том, что Постановление, очевидно, создавалось в тесном соавторстве с Министерством обороны Российской Федерации*(10), а перечень документов, необходимых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, судя по всему, заимствован авторами Правил из вышеназванного Приказа *(11).
Вновь возвращаясь к вопросу предоставления жилых помещений при увольнении, заметим, что можно, конечно, спорить о том, когда все-таки военнослужащий приобретает статус увольняемого, но представляется достаточно очевидным то, что указанный статус он теряет с момента исключения из списков личного состава воинской части. Поэтому положения абз. 1 п. 14 и абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона, предписывающие обеспечить военнослужащего жилым помещением в избранном месте жительства при увольнении, означают, по мнению автора, что такое обеспечение должно произойти до его исключения из указанных списков. Однако запрет на увольнение без предоставления жилья, предусмотренный п. 1 ст. 23 Закона, действует до момента обеспечения военнослужащего жилым помещением по месту службы, а не по избранному месту жительства*(12). Именно такую позицию высказал Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 20 июня 2007 г. N ВКПИ 07-30 (далее - Решение).
"Таким образом, - указано в Решении, - законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.
Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подпункта "и" пункта 7 раздела II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 6 сентября 1998 года), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.
Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу".
Изложенная позиция Верховного Суда Российской Федерации до конца не ясна. С одной стороны, в Решении говорится о том, что сначала обеспечение жильем военнослужащих производится на общих основаниях (т.е., очевидно, по месту службы), а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного ими желания - по избранному ими постоянному месту жительства, из чего логически следует, что до предоставления жилья по избранному постоянному месту жительства увольнение военнослужащего без его согласия недопустимо.
С другой стороны, в следующем абзаце Решения подчеркивается, что препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту службы, не имеется и за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
Возможно, вопрос в том, что в Решении имеется в виду под увольнением: издание приказа об увольнении или исключение из списков личного состава воинской части? Если последнее, то, казалось бы, взаимоисключающие положения Решения приходят в логическое равновесие - исключение из списков личного состава воинской части военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства, но не являющимися таковыми по месту службы, не допускается до момента обеспечения их жилыми помещениями по избранному месту жительства. Вместе с тем, данное обстоятельство не препятствует издавать в отношении таких военнослужащих приказ об увольнении.
При этом, заметим, что, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, норма п. 1 ст. 23 Закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы, т.е. Верховный Суд Российской Федерации, давая свое толкование запрета, содержащегося в п. 1 ст. 23 Закона, в то же время почему-то не оперирует терминологией "нуждаемость в улучшении жилищных условий", которая используется в этом запрете, или "нуждаемость в жилых помещениях", что соответствовало бы терминологии ЖК РФ. В этом случае, опираясь на тот же текст Решения, можно было бы утверждать, что норма п. 1 ст. 23 Закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения постоянному месту жительства, в зависимости от их обеспеченности жилыми помещениями для постоянного проживания по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Таким образом, Верховным Судом Российской Федерации изложена позиция, согласно которой, в частности, и обеспеченность военнослужащего служебным жилым помещением по месту службы не является препятствием для его увольнения (и далее в тексте Решения мы находим тому подтверждение - Верховный Суд Российской Федерации ссылается на п. 31 Инструкции), что, строго говоря, не соответствует положениям п. 1 ст. 23 Закона. При этом, до конца не ясно, распространяется ли эта позиция суда на всех военнослужащих или только на тех, кто обеспечивается на весь срок службы служебными жилыми помещениями*(13). Кроме того, буквально воспринимая Решение, можно утверждать, что и обеспеченность шестью метрами в комнате в общежитии также не является препятствием для увольнения военнослужащих. Ведь Верховный Суд Российской Федерации не уточняет, обеспеченность каким жильем по месту службы он имеет в виду, когда говорит о том, что норма п. 1 ст. 23 Закона должна применяться в зависимости от обеспечения военнослужащих жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Непонятно и то, об обеспеченности жильем по каким установленным нормам по месту службы идет речь в Решении? Это нормы предоставления жилых помещений или "учетные" нормы? Если последние, то не ясно, какие их численные значения необходимо применять в отношении служебных жилых помещений при решении вопроса о том, обеспечен ли военнослужащий служебным жилым помещением по нормам по месту службы или нет. Обратим внимание также на то, что и упомянутый п. 31 Инструкции предписывал снимать с учета военнослужащего при получении им служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Но какие именно нормы подразумевались Инструкцией в данном случае, до конца не ясно.
В пользу того, что жилищное обеспечение по избранному месту жительства должно производиться до исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, причем независимо от его обеспеченности жильем по месту службы, говорит и судебная практика, основу которой положило определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N КАС 02-380. Впоследствии Верховным Судом Российской Федерации неоднократно принимались решения, из которых следовало, что обеспеченность военнослужащих и членов их семей жильем по прежнему месту жительства не препятствует реализации ими права на получение жилых помещений в соответствии с абз. 1 п. 14 ст. 15 Закона по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов*(14).
В определении от 9 сентября 2008 г. N 2н-241/08 по заявлению военнослужащего Г. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, в частности, указала, что наличие у него служебного жилого помещения по последнему месту военной службы не может служить основанием для исключения его из списков личного состава части до получения ГЖС, поскольку специальная норма (абз. 3 п. 1 ст. 23 Закона), подлежащая применению в данном деле, не содержит условий, при которых ее действие ограничивается. Указанный гражданин, несмотря на отсутствие нуждаемости в жилом помещении по месту службы, был восстановлен в списках личного состава части до получения ГЖС. Требования заявителя в части восстановления его в списках личного состава до реализации жилищного сертификата были признаны судом необоснованными*(15).
Таким образом, на примере данного судебного акта видно, что наличие нуждаемости гражданина в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства, даже при отсутствии такой нуждаемости по месту службы, явилось препятствием для его исключения из списков личного состава части до момента реализации командованием своей обязанности по выдаче гражданину ГЖС. В случае же нуждаемости военнослужащего по месту службы в жилом помещении для постоянного проживания он не может быть уволен с военной службы до получения им ГЖС, даже в случае его обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением. Данный вывод подтверждается определением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2009 г. N 2н-171/09 по заявлению К.*(16)
Следует отметить, что во всех вышеуказанных судебных постановлениях Верховного Суда Российской Федерации речь шла об обеспечении граждан жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства посредством ГЖС. Однако из содержания абз. 1 п. 14 и абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона следует, что право выбора способа решения "жилищного вопроса" в отношении такого места жительства принадлежит исключительно самому гражданину. Поэтому, с учетом вышеприведенной судебной практики, позволим себе утверждать, что независимо от избранного увольняемыми способа жилищного обеспечения (получение жилья по договору социального найма, в собственность, посредством реализации ГЖС) подход к порядку их увольнения должен быть единообразным. По крайней мере, Закон в этом смысле какой-либо дифференциации не предполагает. Соответственно при желании указанных граждан улучшить свои жилищные условия в избранном постоянном месте жительства путем получения жилых помещений они не должны исключаться из списков личного состава воинской части до момента принятия решения о предоставлении им таких помещений, в том числе и в случае обеспеченности жильем по нормам по месту службы.
В то же время следует отметить, что в отношении момента выдачи ГЖС Закон более конкретен: в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 23 Закона он выдается в последний год военной службы. Аналогичного прямого указания на период времени, в течение которого граждане, увольняемые с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями в избранном постоянном месте жительства, Закон, к сожалению не содержит.
Остается только надеяться на то, что правоприменителем будет выработан единый подход к порядку увольнения (исключения из списков личного состава воинской части) военнослужащих, не обеспеченных жильем по избранному постоянному месту жительства, который не будет зависеть от выбранного увольняемыми способа жилищного обеспечения, а также на то, что военнослужащие, реально нуждающиеся в получении жилых помещений в избранном месте жительства, не будут при увольнении ущемлены в своих правах вследствие объективной невозможности документального подтверждения ими такой нуждаемости.
Р.А. Трощенко,
преподаватель 42-й кафедры филиала ВУНЦ ВВС
"ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина",
юрист
"Право в Вооруженных Силах", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Воробьев Е.Г. Краткий научно-практический комментарий к новому Постановлению Российской Федерации о жилищном обеспечении военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 8; Глухов Е.А., Корякин В.М. Определен порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и предоставления жилья в собственность бесплатно // Там же; Ильмененкин П.В. Свет в конце туннеля (комментарий к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512) // Там же.
*(2) Воробьев Е.Г. Указ. соч. С. 31; Ильменейкин П.В. Указ. соч. С. 56.
*(3) Здесь и далее курсив мой. - Р.Т.
*(4) Трощенко Р.А. Непростые место и роль статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в жилищном обеспечении военнослужащих по избранному постоянному месту жительства // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 1.
*(5) Глухов Е.А., Корякин В.М. Указ. соч. С. 38.
*(6) Указания начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления "О порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, увольняемых (уволенных) с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий" от 29 августа 2000 г. N 147/3/4/42811 [Электронный ресурс]. 1 CD-ROM. Электронное периодическое издание "Военное право". 2007. Вып. 6.
*(7) См. подробнее: Глухов Е.А., Корякин В.М. Указ. соч. С. 39.
*(8) Трощенко Р.А. Социальная гарантия на получение военнослужащими жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства нуждается в детальном правовом регулировании // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 6. С. 40.
*(9) URL: http://www.офицеру.рф/?task=show_content&id=319 (дата обращения: 20.10.2011).
*(10) Воробьев Е.Г. Указ. соч. С. 35.
*(11) Глухов Е.А., Корякин В.М. Указ. соч. С. 38.
*(12) Следует отметить, что согласно терминологии абз. 1 п. 14 ст. 15 Закона в первоначальной его редакции военнослужащие обеспечивались жилыми помещениями по избранному месту жительства органами местного самоуправления также при увольнении. Тем не менее, по смыслу тех же норм Закона это обеспечение происходило после фактического увольнения и исключения из списков личного состава части. В то же время Законом был установлен максимальный трехмесячный срок для предоставления органами местного самоуправления уволенным военнослужащим жилых помещений в избранном ими месте жительства (представляется, что указанным сроком можно пренебречь и полагать, что жилье практически предоставлялось при увольнении). В настоящее время со стороны федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, такая гарантия отсутствует.
*(13) Например, согласно определению судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда 2007 г. N КГ-337, предоставление служебного жилого помещения военнослужащему, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., не является основанием для отказа ему в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания по месту службы и положения п. 31 Инструкции на указанную категорию военнослужащих не распространяются.
*(14) См., напр.: определение Верховного Суда Российской Федерации от 2001 г. N 6н-140/2001; определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N КАС 02-380; определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. N КАС 04-580; определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2004 г. N 4н-16/04; определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 3н-228/04 и др.
*(15) Справка о судебных решениях и некоторых определениях, вынесенных Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в октябре 2008 года. Документ опубликован не был.
*(16) Судебная практика Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по вопросам военной службы и статуса военнослужащих / под ред. В.В. Хомчика. М., 2010. С. 160.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Увольнение по "льготным" основаниям не является необходимым условием для признания военнослужащего, обеспечиваемого на весь срок службы служебным жилым помещением, нуждающимся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации
Автор
Р.А. Трощенко - преподаватель 42-й кафедры филиала ВУНЦ ВВС "ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина", юрист
"Право в Вооруженных Силах", 2012, N 1