Год второй волны. Экономические итоги 2011 года
Подводить итоги уходящих лет давно стало традицией. Но 2011 год - особый. Так много пугающих событий и мрачных прогнозов, пожалуй, никогда еще не помещались в прошедшие 12 месяцев. Надолго запомнится вторая волна финансового кризиса, накрывшая практически все страны 4 августа сразу после понижения Standart&Poor`s кредитного рейтинга США. В Еврозоне обострился долговой кризис, грозящий перерасти в 2012-м в рецессию. Мир погружается в панику - никто толком не знает, в чем, где и как долго сохранить хоть что-то из накоплений. И только российские власти продолжают уверенно играть на публику старую пьесу "Россия - остров финансовой стабильности". Поэтому принимают бюджет-2012-2014 с раздутыми военными и полицейскими расходами. Но при этом все же признают, что крах евро рубль долго не переживет. И в результате потихоньку увеличивают Резервный фонд.
В общем знаковых событий в 2011-м было много. Мы выбрали из них только 7. Во первых, это счастливое число. А вот 12 - нет. Как известно, 12.12.2012 календарь майя заканчивается. Во-вторых, мы сосредоточились исходя из профориентации нашего издания только на экономических итогах.
Чудо года
Год назад, по-видимому, никто и предположить не мог, что в 2011 году российский бюджет будет закрыт с профицитом. Да еще вполне впечатляющим. Правда, когда выйдет этот номер, окончательные итоги года подведены не будут. Но уже ясно, превышение доходов над расходами федерального бюджета составит не менее 1% ВВП, то есть более 500 млрд. рублей (более $17 млрд.). Во всяком случае, в начале декабря тогда еще и.о. министра финансов Антон Силуанов прогнозировал, что профицит будет не менее 0,5%, но, скорее, значительно больше. Интересно также, что в течение 2011 года профицит делал странные кульбиты, то резко уменьшаясь: по итогам полугодия - 2,9% ВВП, за восемь месяцев - 2,3%. Но уже через месяц опять резкий всплеск - 3% ВВП (+ 1,13 трлн. рублей). Хотя нефтецены в сентябре не слишком превышали августовские. Но, видимо, притормозили с расходами. Если в среднем в месяц тратят до 1 трлн., то в сентябре - менее 800 млрд. рублей. Впрочем, все на свои места поставит декабрь. Традиционно в этот месяц расходы превышают среднемесячные более чем в два раза. Так что 1-1,5% профицита за год выглядит близким к действительности.
И при том, что бюджет-2011 был запланирован с дефицитом в 3,6% ВВП. Еще ранее предполагалось, что будет все 4%. Можно, конечно, в очередной раз спустить всех собак на Минфин, сверставший бюджет по неточному прогнозу. Но в этом ведомстве всегда учитывают тот факт, что лоббисты сожрут все на корню, поэтому специально занижают средние цены на нефть. Так, в бюджет-2011 заложили $76 за баррель. Вышло же все $109. В среднем, естественно. В результате только за 9 месяцев было получено 2,4 трлн. рублей, 1,5 трлн. из которых нефтегазового происхождения. 340 млрд. из них потратили на повседневные нужды, но до 1 трлн. рублей обещано направить в Резервный фонд, доведя тем самым его размер до 1,8 трлн. Что уже близко к докризисному уровню. А это значит, что если вторая или быть может уже третья волна кризиса полностью накроет Россию, то будет чем ее встретить. Можно продержаться в случае падения нефтецен ниже $60 до года. Ну разве не чудо?! Впрочем, в 2007 году профицит дорос до 5% ВВП при средней цене нефти в $64 за баррель. Вот тогда и было настоящее волшебство.
Счастье года
Но чудо не является в одиночку. На этот раз вслед за неожиданным профицитом был поставлен "инфляционный" рекорд - самый низкий рост потребительских цен за последние 20 лет - около 6,5% годовых.
До этого был 2006-й с 9%. Но его сменил 2007-й с 11,9%. Кризисный 2009-й и посткризисный 2010-й показали по 8,8%. И вот, наконец, 6,5%. Отчего вдруг такой успех? Или вернее, откуда счастье привалило? Как говорится, несчастье помогло. Потребительский спрос, конечно, нагоняет докризисный уровень, но не такими темпами, как это было в середине нулевых. А прошлогодняя засуха так разогнала цены на еду и напитки (гречка за осень 2010-го подорожала более чем в пять раз!), что неизбежным стало их замораживание этим летом или даже их отход на прежние позиции. А тут еще нехилый новый урожай (зерна собрали до 93 млн. тонн, поэтому возобновился даже масштабный экспорт - 10-12 млн. тонн до 1 июля 2012) и смертельная овощная бактерия, впервые выявленная в Германии, отучившая потребителей съедать горы малокалорийной продукции.
Впрочем, смотря как считать. Это у Росстата цены растут медленно, а в магазинах ценники на основные продукты питания, по данным того же Росстата, выросли почти на 18%.
Но все равно, счастье привалило. Вот даже ЦБ под занавес года - с 26 декабря - снизил ставку рефинансирования на 0,25 процентных пункта - до 8% годовых. Риски инфляции для Банка России сейчас менее опасны, чем риски замедления экономического роста и нехватки ликвидности у банков. Банковские кредиты теперь должны немного подешеветь. Значит выиграет, хоть и чуть-чуть, реальный сектор. А банки получать дополнительную ликвидность через рост депозитных процентов, повышенных одновременно со снижением кредитной ставки. Пока же положение спасает 1 трлн. рублей, временно размещенных на банковских депозитах Минфином.
Таким образом, денежные власти пожинают пусть скромный, но свой урожай. В этом году ЦБ поменял денежно-кредитную и валютные политики от безусловной поддержки стабильности валютного курса рубля на таргетирование инфляции. Если этот курс продолжится и в новом году, то можно рассчитывать на дальнейшее снижение инфляции - хотя бы до 5-6%, тем более что правительство решило сдерживать рост тарифов на электричество, тепло и железнодорожные перевозки на уровне не более инфляции. К тому же прибавлять по 6% решено не с 1 января, а с 1 июля. И только газ будет дорожать на 15% ежегодно.
Несчастье года
4 августа 2011-го случился "черный" четверг - обрушились американские, а за ними азиатские и европейские биржи. Напряжение нарастало еще с 2010-го, когда, все убыстряясь, мир захватывал кризис государственных долгов, логично выросший из кризиса финансового. В июле республиканское большинство в Конгрессе США топило все предложения Барака Обамы по сокращению госрасходов и увеличению налогов на корпорации и богатых. Но последней каплей стало решение Standart&Poor`s снизить на один пункт кредитного рейтинга США с уровня AAA до АА+. Впервые с 1917 года.
С тех пор вторая волна кризиса никак не схлынет. Биржевые показатели постоянно колеблются в разные стороны, но в целом они находятся в понижательном тренде. Лихорадит и мировые валюты. Евро понемногу снижается ко всем остальным мировым резервным валютам. Иена и швейцарский франк, наоборот, переукрепляются. И то и другое внушает все большие опасения.
Однако, если несмотря ни на что доллар и американские бумаги остаются основным магнитом, притягивающим большинство обезумевших капиталов, Еврозона неуклонно скользит в пропасть. Все больше экспертов уверены, что ЕС не сможет справиться ни с громадными госдолгами, ни с такими же бюджетными дефицитами. Особенно удручающая ситуация на южном фланге: Греции, Португалии, Испании, Италии и примкнувшей к ним Ирландии. Нарастающие трудности испытывают французские банки, перегруженные неликвидными "южноевропейскими" бумагами. В этих обстоятельствах относительно благополучная Германия - локомотив Еврозоны, может и не выдержать, так как ее госдолг также превышает разрешенные Маастрихтскими соглашениями 60% ВВП (около 80%).
Население, в свою очередь, со все нарастающей ностальгией вспоминает свои бывшие национальные валюты. Та же Греция могла бы спастись, если бы смогла, как в 1998 году сделала Россия, объявить дефолт и вчетверо девальвировать свою драхму.
Меры, принимаемые европейскими правительствами, все время запаздывают. А помощь со стороны, если не считать МВФ, заставляет себя долго ждать. G20 колеблется. В МВФ не хватает резервной валюты. Недавнее решение 17 стран Еврозоны срочно перевести в фонд дополнительные 150 млрд. евро явно и запоздалое, и недостаточное. К тому же остальные члены ЕС, включая Великобританию, не торопятся перевести в МВФ еще 50 млрд. евро.
Достижение "бюджетного" пакта, когда все национальные бюджеты в Еврозоне должны будут согласовываться на предмет дефицита (не более 3% ВВП) с Еврокомиссией и советом министров финансов, если и даст оздоровляющий эффект, но через год-два.
Вслед за евро лихорадит и рубль. С 4 августа он похудел на 15%. Хотя нет худа без добра: импорт подорожал, а экспорт готовых изделий - подешевел. Но если евро рухнет, а еврорецессия приобретет катастрофические размеры, кто будет покупать наши нефть и газ?
Риск года
Вернемся к российским реалиям. На первый взгляд, основные макроэкономические параметры у нас просто идеальны. Госдолг - 9% ВВП. В этом году, как мы уже отмечали, случился профицит бюджета минимум в 1% ВВП. На 2012-й запланирован дефицит. Но всего лишь в 1,5%. О чем тогда беспокоиться? Ну, например, о корпоративном иностранном долге, превысившем 20% ВВП. Или ускоряющемся оттоке капиталов - в начале декабря убежало уже, по данным ЦБ, $74 млрд. По итогам всего года предполагается все $90 млрд. Что уже близко к рекорду 2008-го - $130 млрд.
Но наибольшее беспокойство вызывает бюджет-2012-2014. Он может быть реализован, причем с дефицитом, только при цене нефти в $100 за баррель. Если же цена, как недавно уточнил Силуанов, опустится ниже $93, то тогда придется вновь запустить руку в Резервный фонд. В условиях наступления второй волны рецессии, правительство пошло на беспрецедентный рост расходов. В 2012 году на 14,8% по сравнению с 2011-м, в 2013 - соответственно на 8,5%, в 2014 - 6,2%. Доходная же часть отстает. В результате, по данным Минфина, доходы еще не доросли до уровня 2008 года, это случится не ранее 2013 года. Расходы же в 2012 году вырастут по сравнению с 2008-м на 25%, а в 2013 - на 35%. При этом деньги идут не на подготовку национальной экономики к новому витку кризиса, то есть не на развитие инфраструктуры и диверсификацию, а на оборонный заказ и переустройство МВД. Если расходы на экономику, здравоохранение и образование падают (экономика худеет ежегодно в среднем на 4-5%, а, например, образование после роста в 2012, в последующие годы падает на 8% и даже 10%), то на оборону почти удваиваются за три года (плюс соответственно 21,8%, 25,7% и 17,5%). С правоохранителями сходная ситуация. Особенно поражает рост расходов на них в 2012 - 46,3%.
Все это расходы непродуктивного характера по международной квалификации. И они дают неверный сигнал экономике. Бегство капиталов от этого только продолжится. А слишком тонкий "жировой" запас может кончиться в самый неожиданный момент. Не случайно, все большее число независимых и правительственных экспертов выступают за то, чтобы сократить расходы на силовиков, а также на ссуды предприятиям, минимум на 2%, а расходы на инфраструктуру, образование и здравоохранение увеличить на 4%. И в любом случае - не допустить увеличения налогового бремени. Что на самом деле уже произошло. Хорошо, что пока не в катастрофических размерах.
Разочарование года
Речь прежде всего идет о страховых взносах. В 2010 году ЕСН был ликвидирован. Ему на смену вернули платежи в три небюджетных фонда: Пенсионный, медицинского и социального страхования. В кризисный 2009, а затем и в 2010-м пенсии подняли сразу на 45%. Индексации их продолжаются. Но источников для этого правительство найти не удосужилось. В итоге дефицит ПФР уже превысил триллион рублей. Тогда было решено дополнительно обложить фонды заработных плат предприятий. Сказано, сделано. Ставки страховых взносов увеличили с 26 до 34%. В ответ предприятия побежали в "тень".
Пришлось президенту Медведеву пообещать в марте вернуть все на круги своя. Здесь еще нужно учесть, что малым предприятиям неторгового сектора сразу оставили 26% (таковых, правда, по данным ОПОРы России, не более 17-18%), а IT-компаниям - 14%.
Правительство стало искать резервы. Минфин сразу заявил, что ниже 28% уже никак не спуститься. Затем премьер Путин объявил, что никаких компенсаций правительство не нашло. И приняли в конечном счете скандальное решение. Ставку снизили лишь до 30% и только на два года - до 2014-го. Что бизнес совсем не устроило. А в качестве компенсации выпадающих доходов ввели начиная с 2012 года 10%-ный взнос с зарплат, превышающих 42 тыс. рублей в месяц. Получилось не ослабление фактически налоговой нагрузки, а, наоборот, ее увеличение, особенно для предприятий с относительно высокооплачиваемыми сотрудниками.
Интрига года
Скандальная отставка 26 сентября вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина до сих пор остается загадочной. Сам Кудрин за последнее время дал массу интервью, в которых он объяснил происшедшее несогласием с президентом Медведевым по поводу бюджета. Бывает. Но эти разногласия привели к войне публичных заявлений. Вначале Кудрин 24 сентября, находясь в Вашингтоне, заявил СМИ, что не будет в будущем году работать в правительстве будущего премьера Медведева. Затем пока еще президент Медведев в прямом телеэфире в довольно грубой форме отправил Кудрина в отставку.
И все из-за бюджета? В принципе он того стоит. В Минфине рассказывают, что Медведев пробивал еще большие военные расходы. Если в конце концов остановились на 20 трлн. рублей до 2020 года, то первоначально Минобороны настаивало на 28 трлн.
Кудрин не смог отстоять свое мнение и подал в отставку еще в феврале. Путин тогда его не отпустил. А в сентябре - да. Так почему же?
Похоже, дело не только в бюджетных разногласиях. Хотя Кудрин и уточняет, что не хочет отвечать за те решения, против которых он выступал. Дело явно зашло дальше финансовых споров. Еще в феврале на Красноярском экономическом форуме Кудрин неожиданно заявил о необходимости честных выборов. Тогда большого общественного отклика не было. Но после Болотной площади и проспекта Сахарова все сильно изменилось. Кудрин уже призывает к ненасильственной трансформации политической системы и всего государства. Неужели один из долгожителей команды Путина, пусть всегда и относившей себя к ее либеральному крылу, ушел в оппозицию? Это покажет время. Но сейчас сторонники честных выборов явно в фаворе у общества. Может быть Кудрин это почувствовал раньше остальных крупных чиновников.
Надежда года
Никто не хочет краха евро. Это может привести к такому витку кризиса, что события 2008-2009 годов покажутся всего лишь репетицией настоящей трагедии. Не случайно директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард предупреждает о возможности новой Великой Депрессии, если не будут предприняты экстраординарные совместные действия всех стран.
В принципе пока побеждают пессимистические прогнозы. Час Ч назначают либо на конец 2012 года, либо на 2013. А бывший глава ЕБРР Жак Аттали так вообще предупреждает, что евро не переживет Рождества. Но надежда умирает последней. Да и неплохой рецепт выздоровления все же есть. От оракула, предсказавшего первую волну, Нуриеля Рубини. Он предлагает ЕЦБ срочно запустить печатный станок, чтобы скупить "плохие" госбумаги Еврозоны. При этом евро, конечно, обесценится на 30-40%. Но это даже хорошо. В результате девальвации европейская продукция резко подешевеет, а значит, станет конкурентоспособнее на всех мировых рынках. А это ускорение роста ВВП. Что собственно и нужно.
Впрочем, совет может оказаться запоздалым. Кстати, а если все же евро девальвируют, то европродукция заполнит российские рынки, а отечественная промышленность умрет окончательно, тем более что мы только что вступили в ВТО.
Так что может быть ничего хорошего в 2012 году ждать не стоит. И 2011-й будут потом вспоминать как вполне себе благоприятный год для развития экономики.
К. Левин
"Финансовая газета", N 2, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.