Путь к экономической демократии.
Часть 2. Принципы построения
В номере 52 за 2011 год "Финансовая газета" начала публикацию статьи Виталия Кошкина "Путь к экономической демократии". В первой части автор утверждает, что традиционная рыночная экономика устарела и не отвечает потребностям постиндустриального общества, что и подтверждает развернувшийся мировой экономический кризис. Предлагается новая модель, которую автор характеризует как демократическую рыночную экономику. От моделей "народного" или демократического капитализма она отличается тем, что все граждане - участники воспроизводственного процесса как собственники завязаны на общий показатель - факторный доход. Что дает возможность собственникам фактора труда получать свою часть дохода наряду с собственниками других факторов производства, а это создает объективные условия для ликвидации присущего капитализму антагонизма между собственниками труда и капитала, а также эксплуатации человека человеком.
Всячески приветствуя изложенные в Послании президента намерения российской власти не только гарантировать достигнутый уровень жизни населения, но и значительно увеличить социальную поддержку наименее защищенных его слоев, невольно задаешь себе вопрос об экономических источниках такой поддержки.
По экспертным оценкам, сегодня российская экономика способна занять в различных отраслях народного хозяйства всего 30 млн. граждан.
Правительственный курс на модернизацию не предполагает широкомасштабного привлечения трудовых ресурсов. Скорее, наоборот - будет отток некоторых категорий работников.
Значит, в дело должны вступить государственные программы занятости, а это означает существенный рост расходов госбюджета, расширение государственных заимствований и т.п. С учетом заявленного властью ранее увеличения программы технологической модернизации и поддержки обороны страны и других сфер "государственный Боливар" может не выдержать такой нагрузки.
Преимущества экономической демократии
Жизнь в условиях экономической демократии позволит россиянам решать следующие очень важные проблемы.
Во-первых, поскольку возможность трудиться у каждого работника сопряжена с возрастными и иными ограничениями, то и доход, получаемый исключительно от трудовой деятельности, не может на протяжении всей жизни человека обеспечить ему достойную жизнь, не говоря уже о том периоде, когда работник утрачивает всякую возможность трудиться. Как показал, например, опыт большинства развитых стран, даже переход на накопительную пенсионную систему не способен решить проблемы обеспеченной жизни в старости. В данном смысле доходы, получаемые от факторов собственности (наряду с доходом от труда), могут решить проблемы достойного существования для большинства граждан и тем самым снизить общей уровень социальной напряженности в стране.
Во-вторых, действующая система властно-хозяйственных отношений, базирующаяся на полном отчуждении работников от сферы управления производством и распределения его результатов, все более утрачивает свою способность обеспечивать мотивацию к труду, крайне необходимую для устойчивого развития современной экономики. В течение последних 20 лет гражданам (особенно в развитых странах) постоянно насаждалась мысль о так называемом совпадении интересов труда и капитала через незначительное распространение акций предприятий среди работников. Однако это не привело к существенным сдвигам в области мотивации труда. Напротив, в ряде стран, например в Канаде, терпимое отношение профсоюзов к работодателям и их стремление выстроить совместную "работу" по отстаиванию интересов компаний на рынке в конечном счете привело в конце 90-х годов ХХ века к ужесточению противостояния профсоюзов и собственников.
В-третьих, в условиях, когда граждане наряду с доходом от труда будут получать и доход от собственности, у правительства отпадает необходимость формировать потребительский спрос, используя такие инструменты, как государственный долг и перераспределение доходов. В таких условиях не только формирование потребительского спроса в большей степени ляжет на плечи самих граждан, но и рост реальных доходов населения в решающей степени будет зависеть от усилий гражданина-собственника, а не государства. Последнее особенно важно в плане привлечения дополнительных внутренних финансовых источников, необходимых для борьбы с кризисом и проведения технологической модернизации страны.
В-четвертых, легитимное оформление прав жильцов многоквартирных домов как совладельцев единого земельно-имущественного комплекса позволит сделать жилую недвижимость источником жилищного капитала, запустить его в рыночный оборот и тем самым заложить крепкие основы перевода жилищной сферы России на реальные рыночные отношения и обеспечить окончательный отказ государства от прямого управления указанной сферой.
В-пятых, в рыночной экономике демократического вида принципиально будет изменен механизм функционирования национальной пенсионной системы. Представляется, что в России пенсия должна состоять из двух органичных частей: основной и дополнительной. Основная часть пенсии должна постоянно начисляться гражданину как совладельцу равнодолевой собственности на все виды природных ресурсов (в виде дивидендов от коммерческого использования таких ресурсов) с момента его рождения. Дополнительная часть пенсии формируется за счет добровольных отчислений граждан-собственников других факторов производства от суммы дивидендов, принадлежащих им капитальных активов. При этом заботу о дополнительной части пенсий нетрудоспособных граждан, на мой взгляд, должно взять на себя государство.
Таким образом, экономическая демократия является тем социально-экономическим фундаментом, на котором строится эффективная политическая демократия и формируются идеалы равной для всех людей свободы и справедливости.
Социальная приватизация
Формирование демократической экономики России следует начать с процесса соединения граждан страны (как непосредственных производителей) с факторами производства. Прежде всего речь идет о приобщении населения к собственности на крупный капитал.
Объявленная Правительством РФ широкомасштабная приватизация крупных и наиболее ликвидных активов страны должна быть использована главным образом в интересах российского населения. В отличие от массовой ваучерной приватизации государственное имущество сейчас должно продаваться за реальные деньги. Для этого необходимо изменить законодательство о приватизации, в котором следует предусмотреть следующий порядок: государство предоставляет коммерческим банкам льготный налоговый режим при предоставлении кредитов гражданам, желающим участвовать в приобретении государственной собственности. Такие кредиты выдаются с рассрочкой платежей и покрываются за счет будущих доходов выкупленных крупных государственных структур и неэффективного на сегодня частного бизнеса.
Современное положение вещей в мире таково, что действительный крупный капитал, сосредоточенный в акционерных обществах, принимает обобществленную форму, персонифицируется в ассоциированного капиталиста, тогда как отдельные акционеры (в качестве частных собственников) непосредственно могут распоряжаться исключительно принадлежащими им акциями и в данной связи олицетворяют себя как владельцы не реального, а фиктивного капитала.
Соединение граждан страны (как непосредственных производителей) со средствами производства за счет проведения социально ориентированной приватизации акционерного капитала государственных корпораций и выкупа активов у неэффективных собственников позволит всем россиянам, став собственниками акций, получать свой процент на капитал. Кроме того, те из них, которые, войдя в менеджмент предприятий, примут непосредственное участие в управлении бизнесом, получат право и на предпринимательский доход.
Реформа снизу
Демократическое устройство России должно базироваться на оптимальном сочетании рыночного саморегулирования и государственного регулирования национальной экономики. При этом главный акцент, на мой взгляд, необходимо сделать на реформы снизу, то есть начать их с муниципальных образований.
В Послании президента России децентрализация экономических функций предусматривается в рамках трехзвенной вертикали российской власти: федеральный центр - субъект Федерации - муниципальное образование. При этом главный уровень передаваемых полномочий и ответственности - субъект Федерации. Это вполне логично в рамках действующей модели рыночной экономики.
Однако в условиях демократической модели рыночной экономики главной опорой каркаса государственно-территориального устройства Российской Федерации должна стать мощная система местного самоуправления. При этом, на мой взгляд, должна эволюционно произойти трансформация современных субъектов Федерации на основе постепенного ограничения и ликвидации их функций как хозяйствующих субъектов. Необходимо сохранить за ними в конечном счете полномочия по надзору и контролю за выполнением задач федерального центра. Иными словами, субъекты Федерации со временем должны плавно перейти в статус современных федеральных округов. Тогда число их можно будет сократить с 80 до 15-20. Трансформация нынешних функций субъектов Федерации в принципе снимет вопрос о возможном распаде государства. Следовательно, государственно-территориальная структура модернизированной России будет включать в себя два основных уровня власти: сильное местное самоуправление (саморегулирование) и федеральный центр (государственное регулирование).
Такое государственное построение позволит изменить порядок и логику разработки государственного бюджета. Для наиболее полного и адекватного учета интересов всех граждан страны и реального приобщения широких слоев общественности к бюджетному процессу разработка бюджета должна, с моей точки зрения, начинаться с муниципального уровня. Именно здесь должны быть приоритетно сбалансированы доходная и расходная части местных бюджетов в целях нормального жизнеобеспечения проживающих на территории данного муниципального образования граждан. При этом необходимо обеспечить бездефицитность местных бюджетов, а также их полную самодостаточность. Думается, что для этого в муниципальных бюджетах должна быть сосредоточена большая часть бюджетных средств страны. Только после этого следует приступить к формированию федерального бюджета.
Национальный налог
В настоящее время российская налоговая система основана на раздельном налогообложении заработной платы и прибыли. В целом названная система, представляя собой сложную фискальную систему, построенную по образцу западных развитых стран, требует наличия огромного числа налоговых специалистов и профессиональных бухгалтеров и является недостаточно эффективной. Боле того, она не позволяет в должной мере искоренить два таких одиозных "социальных зла", какими выступают коррупция и теневой оборот денег.
Налоговую систему предлагается формировать на основе одного элемента так называемого национального налога, являющегося комплексным фискальным инструментом, состоящим из процентных ставок, которыми облагаются все денежные потоки, проходящие через банковскую систему страны. Данная система охватывает все составные части факторного дохода, отличается прозрачностью и простотой контроля, гарантирует бесперебойное пополнение государственного бюджета. В качестве ключевого субъекта налогообложения при таком варианте выступают граждане-собственники факторов производства, что в принципе позволит ликвидировать действовавшую во всех капиталистических странах двухканальную систему налогообложения (налогообложения физических лиц и налогообложения юридических лиц). Использование национального налога создаст реальную возможность обеспечить единство личных, местных и государственных интересов при сборе налогов.
Потребление, накопление и собственность в демократической рыночной экономике
Глубинной причиной мирового экономического кризиса начала XXI века является неспособность действующей модели рыночной экономики, ориентированной на максимизацию прибыли как ее движущем мотиве, обеспечить необходимый баланс (равновесие) между сферами производства и потребления. При этой модели накопление богатства путем беспрерывного увеличения капитала превращается в самоцель. В то же время единственной целью в рыночной экономике, основанной на частной собственности, должно быть производство товаров и услуг для потребления человеком и использования производителями.
В данной связи демократическая модель рыночной экономики должна базироваться на естественном принципе ограничения: не следует производить больше, чем мы желаем использовать в личном потреблении и оптимальном (разумном) накоплении капитала.
Реализация принципа ограничения предполагает разработку и запуск соответствующего организационно-экономического механизма, который на нормативной основе призван решить две следующие взаимосвязанные задачи по установлению:
- оптимальных пропорций между личным потреблением и накоплением;
- необходимой дифференциации наращивания собственности в отраслевом и территориальном разрезах национальной экономики.
При этом из сферы действия принципа ограничения, на мой взгляд, следовало бы вывести: весь личный трудовой доход граждан; доходы, направляемые на создание и обустройство жилого фонда населения; капиталовложения в развитие знаний и инноваций.
Механизм, реализующий принцип ограничения в рыночной экономике, должен работать как постоянно действующий регулятор и не подрывать основы здоровой рыночной конкуренции. Постоянное взаимодействие механизма ограничения с обеспечением достатка всем гражданам - собственникам факторов производства на деле обеспечит искоренение вечного зла рыночной экономики, основанной на прибыли, - коррупцию.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в социальном плане построение демократической модели рыночной экономики, основанной на доходе собственников факторов производства, позволит структурировать большинство населения страны в средний класс, жизнь которого будет обеспечена полным материальным достатком. Это в свою очередь даст реальную возможность направить творческие усилия большинства членов общества на создание в России инновационной экономики.
Образно говоря, осуществление демократической социально-экономической модернизации позволит перейти от "кормления народа рыбой" в режиме ручного управления страной к "самостоятельной ловле этой рыбы" удочкой частной собственностью гражданами в режиме саморегулирования в акватории свободного российского государства.
В. Кошкин
"Финансовая газета", N 2, январь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.