Федеральное государственное учреждение планирует разместить в фойе здания, закрепленного за ним на праве оперативного управления, банкомат одного из банков, в котором открыты счета для поступления заработной платы работникам учреждения. Для этого учреждение предполагает предоставить в аренду банку 1 м2 площади в указанном здании. Должно ли учреждение для заключения указанного договора проводить торги?
Заключение договоров аренды имущества, закрепленного за государственными (муниципальными) учреждениями, должно осуществляться исключительно путем проведения конкурса или аукциона (ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ)). Порядок проведения указанного конкурса или аукциона закреплен Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ N 67). В соответствии с разъяснениями ФАС, направленными Письмом от 09.03.2010 N АЦ/6081, Приказ N 67 вступил в силу 07.03.2010. Начиная с этой даты органы власти, государственные и муниципальные учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться правилами, утвержденными данным нормативным документом.
Частью 5 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться исключительно путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливается федеральным антимонопольным органом. Указанный перечень приведен в приложении 2 к Приказу N 67. В частности, в него входят:
- гидротехнические сооружения;
- объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
- системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод;
- нежилые помещения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенные в перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Вместе с тем в силу ч. 4 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ лицо, которому в соответствии с ч. 1 и 3 данной статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать 10% площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены согласно ч. 1 и 3 Федерального закона N 135-ФЗ, и составлять более 20 м2.
Учитывая вышеизложенное, при заключении договора на предоставление в аренду 1 м2 для размещения банкомата проведение торгов в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ не требуется.
А.И. Бирюков,
к.э.н., профессор Государственного
университета Минфина РФ,
заместитель начальника
Управления внутреннего контроля (аудита)
и оценки эффективности деятельности
Федерального казначейства
1 января 2012 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"