Деятельность европейского банка развития и реконструкции в Российской Федерации
Анализируется специфика деятельности Европейского банка развития и реконструкции в России. Показано, что участие ЕБРР в российских проектах постоянно увеличивается, проанализированы особенности проектов, реализованных с участием ЕБРР.
Россия - крупнейший из всех остальных регионов по объему получаемой финансовой помощи со стороны ЕБРР. Из всех 2500 проектов, осуществленных Банком за период своего существования, на нашу страну приходится около 650 проектов, включая региональные проекты. Без учета региональных проектов, количество российских проектов, в которых принял участие Банк, составило около 430. Другими словами, на Россию приходится около 26% всей оперативной деятельности Европейского банка реконструкции и развития, если класть в основу критерий количества проектов, который не является самым точным определителем степени финансового участия Банка в экономическом развитии региона.
В данном аспекте больше внимания стоит уделить общей стоимости реализованных проектов. Данный показатель несет в себе всю необходимую информацию об оперативной деятельности ЕБРР. На 1 января 2011 г. общая стоимость проектов в России, в осуществлении которых принимал участие ЕБРР, составила 50 578,8 млн. евро*(1). Такой показатель очень велик и говорит о большом участии Банка в экономическом развитии нашей страны. Он сам по себе несопоставим с показателями других стран Восточной Европы и Азии, изначально сильно нуждающихся в финансовой поддержке ЕБРР. Давайте сравним показатель общей стоимости проектов при участии Европейского банка реконструкции и развития в проектах в России и других странах-реципиентах помощи. Так, в Польше этот показатель составляет 18 322,3 млн. евро, в Украине - 13 098,7 млн. евро, в Румынии - 13 620,4 млн. евро, в Азербайджане - 6777 млн. евро, в Хорватии - 6547,7 млн. евро, в Турции - 1961,1 млн. евро*(2). Мы видим, что данный показатель в других странах неимоверно сильно уступает показателю в России. Любопытным может показаться сравнение показателя общей стоимости проектов России с Турцией, где объем финансовой помощи ЕБРР оценивается в 26 раз меньше, чем помощь России. Однако необходимо принимать в расчет тот факт, что Турция - новая страна - член ЕБРР, которая вступила в кредитно-финансовую организацию лишь в 2009 г., а, следовательно, просто не может сравниваться с Россией, принимавшей участие при создании ЕБРР.
Подобная схема применима и к объему кредитов, выданных этим странам. Объем кредитов, выданных ЕБРР России, на 1 января 2011 г. составил 12 974,4 млн. евро. Это, в свою очередь, намного превосходит показатели других стран, ведущих по объему принимаемой финансовой помощи: Польша - 4103,8 млн. евро, Украина - 4428,8 млн. евро, Румыния - 4129,3 млн. евро, Азербайджан - 941 млн. евро, Хорватия - 2148,6 млн. евро, Турция - 498,8 млн. евро*(3). Разумеется, различие России, как региона, с другими регионами не будет отличаться также существенно, однако, тот факт, что России, как стране-члену ЕБРР, уделяется столько внимания и финансовой помощи, может говорить только о том, что наша страна - важный участник Банка, и нам необходима его большая финансовая помощь.
Такое значительное различие в цифрах может объясняться огромной территорией нашей страны, а, следовательно, большим географическим фактором, требующим надзора в многочисленных местах по различным аспектам. Однако большая протяженность нашей страны и нужда в финансовой помощи - не единственные причины настолько большого финансового участия ЕБРР в проектах Российской Федерации. Другими факторами являются большая диверсификация в уровнях экономического, социального, технического и др. развития в различных регионах России, большая потребность в финансовой поддержке и невозможность получить ее по приемлемым условиям в других кредитных учреждениях, заинтересованность и финансовая обоснованность участия ЕБРР в российских проектах и др.
Для того чтобы более точно отследить развитие отношений между Европейским банком реконструкции и развития и Российской Федерацией, необходимым представляется проведение аналитического анализа участия Банка в проектах России на протяжении достаточно продолжительного периода. Ниже будет представлена диаграмма, отображающая эволюцию отношений между ЕБРР и Россией в масштабе оперативной деятельности Банка. В нижеприведенной диаграмме, а также последующих диаграммах будет использована статистическая информация за 2000-2010 гг. по различным странам и регионам, опубликованная на сайте ЕБРР, а также, опубликованная в отчетностях Банка. Информация будет приведена за каждый год, которые будут записаны в диаграмме, по следующей системе: 2000-00', 2001-01'и т.д.
На данной диаграмме показано отношение количества проектов, осуществляемых ЕБРР в России, и стоимость этих проектов на различных промежутках времени. Можно отметить, что это отношение на протяжении всех 11 лет развивалось достаточно стабильно. Другими словами, рост количества проектов сопровождался пропорциональным увеличением объема стоимости проектов. Исключением явились лишь предкризисные и непосредственно кризисные годы, когда при увеличении количества проектов их стоимость значительно сокращалась.
Промежуток времени с 2002 по 2005 гг. хорошо отображает подобный расклад. Однако в рассматриваемый нами отрезок времени случались и обратные процессы, когда уменьшение количества проектов сопровождалось ростом их объема. Такая ситуация отмечена в кризисный период с 2008 по 2009 гг. В этот промежуток времени количество проектов значительно упало - с 78 до 65, что эквивалентно падению на 20% по отношению к прошлому году, в то время как их стоимость резко возросла с 1600 до 2200 млн. евро, что эквивалентно росту на 37,5%*(4). Кризис спровоцировал дискуссию о сворачивании деятельности ЕБРР в России. Тем не менее, на объеме инвестиций проблемы российского рынка не отразились. Как уверяют в Европейском банке, большинство обязательств позже было выполнено.
Общим выводом, который можно сделать из этого графика, является то, что роль Европейского банка реконструкции и развития в экономическом развитии России постоянно увеличивается. Постепенный рост количества проектов, а что еще важнее, их стоимости, говорит о готовности Банка продолжать инвестировать свои средства в нашу страну. Увеличение объема стоимости проектов способно подтвердить предположение о том, ЕБРР понемногу меняет вектор своих инвестиций, направляя их на все более крупные, капиталоемкие и важные проекты. Недавний мировой финансовый кризис, безусловно, отрицательно сказался на способности самого Банка оказывать помощь нуждающимся в финансовой поддержке странам. Именно с ним связано уменьшение количества проектов, осуществленных ЕБРР в России за последние 2 года, однако, стабильное увеличение участия Банка в экономике России долгосрочно, что придает данному снижению краткосрочный характер.
Стратегия ЕБРР в России
Россия по-прежнему остается одним из главнейших объектов инвестиционной деятельности ЕБРР. Основные задачи ЕБРР в основном совпадают с приоритетами Правительства и заключаются в следующем: снижение зависимости России от своих природных ресурсов; укрепление микроэкономических основ роста прогресса; улучшение стандартов делового и корпоративного руководства российских компаний; модернизация инфраструктуры и содействие в развитии финансового посредничества в реальной экономике.
Для того чтобы иметь более или менее полную информацию о последних тенденциях в изменении стратегии Европейского банка реконструкции и развития в России за последние годы, также необходимым является анализ секторов и отраслей, в которые преимущественно направляются финансовые средства ЕБРР. Это позволит нам судить о том, какие именно экономические сферы являются перспективными для нашей страны с точки зрения правления Банка. На графике, представленном ниже, будет отображена статистическая информация относительно разделения оперативной деятельности ЕБРР по различным группам секторов.
Как видно из графика, предоставленного выше, за рассматриваемый в данной работе временной период в 11 лет, приоритеты финансового участия Европейского банка реконструкции и развития развивались достаточно нестабильным путем. Такие группы секторов, как энергия и инфраструктура оставались на протяжении практически всего рассматриваемого периода на относительно низком уровне, практически полностью повторяя тенденцию изменения количества проектов, которую мы анализировали на прошлом графике.
Однако, несмотря на малозначительные изменения в участии Банка в реализации проектов по энергии и инфраструктуре, общий рост количества проектов компенсировался за счет двух оставшихся групп. Это - "Промышленность, коммерция и агробизнес" и "Финансовые институты". Особое внимание следует уделить удивительно резкому увеличению количества проектов в сфере финансовых институтов, которые включают в себя такие отдельные направления, как инвестиции в финансовые активы фондов, частных предприятий и недвижимость, предоставление кредитов банкам, оказание помощи малому бизнесу, вложение средств в нефинансовые институты и т.д.
Из рис. 2 отчетливо видно, что, начиная с 2003 г. и вплоть до конца 2007 г., показатели количества проектов в этих областях демонстрировали небывалые темпы роста. Буквально за 3 года количество проектов увеличилось более чем в 3 раза с 27 проектов до 82, то есть средний ежегодный прирост составлял около 100%. В преддверии финансового кризиса, когда упало общее количество реализуемых Банком проектов в России, произошло значительное снижение подобных проектов, однако есть основания полагать, что этот рост в скором времени продолжится.
Наиболее популярными проектами в данной группе направлений финансирования являлись: выдача кредитов банкам и нефинансовым институтам. За период с 2003 до конца 2006 гг. Европейский банк реконструкции и развития реализовал около 26 проектов по выдачи кредитов банкам и около 32 проектов по выдачи кредитов нефинансовым институтам. В то же время по оставшимся направлениям Банком было профинансировано лишь около 30 проектов, причем проектов на поддержание малого бизнеса среди них оказалось лишь 3.
Группа "Промышленность, коммерция и агробизнес" является, судя по общей стратегии Банка, одной из наиболее приоритетных и требующих финансовой поддержки направлений развития нашей страны. Это объясняется большим потенциалом нашей страны для активного развития национальной промышленности как добывающей, так и обрабатывающей. Наличие больших объемов природных ресурсов, большое количество незанятой рабочей силы, экономическая обоснованность, а также присутствие других всевозможных критериев обуславливает возможность дальнейшего преуспевания нашей страны в данной области.
Рост количества реализованных проектов в данном секторе с 8 в 2000 г. до 41 в 2010 г. также говорит, с одной стороны, о большой значимости данного направления для экономики России, а, с другой стороны, о заинтересованности самого ЕБРР в финансировании этих проектов. Среди прочего, более чем 48 проектов, профинансированных за это время, приходится на промышленность, 20 - на агробизнес и около 9 проектов по таким направлениям, как туризм и телекоммуникация*(5).
Данная диаграмма является подтверждением анализа, проведенного нами по предыдущему графику. Большинство проинвестированных проектов приходится на категорию "Промышленность, коммерция и агробизнес" и "Финансовые институты", которые в совокупности объединяют почти 3/4 общего количества реализованных проектов, в то время как на оставшиеся секторы приходится остальная четверть. Непосредственно в 2010 г. ситуация с распределением сложилась практически идентично с общей тенденцией, представленной на графике. Например, самой крупной категорией также осталась "Промышленность, коммерция и агробизнес", однако, на ее долю пришлось 51% от всех реализованных в России проектов при участии ЕБРР, 25% - "Финансовые институты", 17% - "Инфраструктура" и 7% - "Энергия". Это свидетельствует о том, что именно эти направления Банк находит наиболее важными и перспективными для вложения собственных средств и средств стран-доноров.
Опыт взаимодействия ЕБРР с участниками российского рынка
Если говорить об опыте взаимодействия Банка с участниками российского рынка, то следует разделить этих участников по различным секторам, как это было сделано ранее в данной работе. Сам опыт ЕБРР в осуществлении своей оперативной деятельности в России достаточно велик и продолжает накапливаться уже более 15 лет. Именно благодаря этому можно говорить о существовании роли ЕБРР в развитии трансформационных процессов, происходивших в России в 1990-е гг. Финансовая помощь ЕБРР, направленная на реализацию проектов в различных областях экономики и инфраструктуры страны, во многом способствовала достаточно быстрому, хоть и не вполне безболезненному, переходу российской экономики на рыночную систему.
В области транспорта ЕБРР оказал поддержку в проведении масштабных реформ в железнодорожном секторе, предоставив инвестиции как вновь созданным коммерческим дочерним предприятиям РЖД ("Трансконтейнер", "Первая грузовая компания"), так и частным операторам железнодорожных перевозок ("Глобал-транс", "Инпромлизинг"), дополнив эти операции оказанием активной поддержки первому российскому оператору смешанных перевозок (FESCO). Продолжающееся сотрудничество с собственником федеральных портов "Росморпортом" позволило оказать воздействие на переходный процесс в плане улучшения его системы корпоративного управления и повышения операционной прозрачности, а ведущийся с органами власти диалог с участием ЕИБ и других МФО сыграл существенную роль в подготовке первых автодорожных проектов на началах ГЧП к рыночным тендерам*(6).
ЕБРР играл ведущую роль среди МФО в подготовке проектов реконструкции аэропорта "Пулково" и автотрассы Москва - Санкт-Петербург, которые могут стать первыми концессионными проектами, реализуемыми в России.
Если обратиться к более точным примерам участия Европейского банка реконструкции и развития в реализации проектов в нашей стране, то можно привести пример финансовой поддержки Банка российского авиастроительства. Россия всегда гордилась своими достижениями в области аэрокосмических технологий. В советское время российские предприятия занимали ведущие позиции в мире по производству как гражданских, так и военных самолетов. Однако после развала Советского Союза инвестиции в эту высокотехнологичную отрасль резко сократились, что привело к резкому снижению конкурентоспособности России на международном аэрокосмическом рынке.
Своим первым проектом в авиастроении ЕБРР приложил все усилия для того, чтобы оживить эту отрасль, предоставив компании "Сирокко Аэроспейс - Россия" кредит в 36 млн. евро для финансирования производства нового предназначенного на экспорт грузового самолета "Ту", который в настоящее время проходит европейскую сертификацию. Этот самолет, оснащенный двигателями "Роллс-Ройс", подлежит строительству на современном сборочном предприятии "Авиастар" в Поволжье, на котором занято свыше 7 тыс. человек.
По своему первому экспортному контракту предприятие должно поставить пять самолетов двум авиакомпаниям в Китае, который представляет собой самый быстро растущий авиационный рынок в мире. Этот кредит также поможет восстановить статус России как поставщика современной и недорогой авиационной продукции на рынки Африки, Ближнего Востока и Тихоокеанского бассейна.
"Самолеты "Ту" доказали свое качество и готовы к участию в международной конкуренции. С помощью ЕБРР мы сможем быстрее продвигаться на эти новые рынки"*(7), - сказал председатель компании "Сирокко Аэроспейс" д-р Камель.
Этот проект, как ожидается, повысит уровень квалификации специалистов, поскольку компания "Туполев" сможет ознакомиться с опытом западных авиастроительных компаний, которые будут участвовать в поставках комплектующих и в процессе сертификации.
Помимо этого, ЕБРР активизировал финансирование муниципальной инфраструктуры, подписав в период действия стратегии 16 сделок в областях ВКХ, теплоснабжения, а также согласовал выдачу первого кредита в Сургутском жилищном секторе. В настоящее время ЕБРР сотрудничает с муниципальными предприятиями 14 регионов, включая 4 проекта в ХМАО (и еще три проекта находятся в процессе подготовки).
За это время ЕБРР развернул работу по первым из своих проектов с ведущими частными операторами - "Росводоканалом", "Новогором" и РКС, которые совместно присутствуют в 14 регионах. Цель этой работы - финансирование приоритетных инвестиционных программ и одновременно с этим приближение договорных отношений между частными операторами и муниципальными образованиями к уровню передовой международной практики. В целях организации конкурсов для выбора частных операторов, совершенствования режима регулирования концессий и реформирования тарифной системы ЕБРР проводил активный диалог с государственными органами.
Одной из ключевых составляющих вклада ЕБРР стала подготовка, с участием специалистов по этой отраслевой теме из российского Института экономики города, перечня ключевых принципов установления сбалансированных долгосрочных договорных отношений в муниципальном секторе*(8).
Особое внимание ЕБРР уделял направлению своих ресурсов в российские регионы, где его мобилизующая роль крайне востребована. В результате этого в 2008 г. годовые объемы инвестиций в проекты за пределами Москвы и Санкт-Петербурга увеличились с 68% в 2005 г. до 94% в 2008 г. Правда, на конец сентября 2009 г. доля проектов в регионах России составила 87% объема портфеля ЕБРР, но эти цифры не показательны, так как они отражают информацию не за полный год*(9).
Таблица 1
Годовой объем реализованных проектов в российских регионах (млн. евро)
Регионы | 2005 | % | 2006 | % | 2007 | % | 2008 | % |
Российские регионы | 760 | 68,2 | 1459 | 78,3 | 2133 | 92,9 | 1702 | 93,7 |
Москва и Московская область | 229 | 20,5 | 363 | 19,5 | 150 | 6,5 | 96 | 5,3 |
Санкт-Петербург | 126 | 11,3 | 41 | 2,2 | 14 | 0,6 | 18 | 1 |
Итого | 1115 | 100 | 1864 | 100 | 2297 | 100 | 1816 | 100 |
Источник: составлено автором по данным http://www.ebrd.com/pages/research/publications/flagships/annual.pdf
В области электроэнергетики ЕБРР оказывал поддержку иностранным и российским стратегическим инвесторам, принявшим участие в приватизации генерирующих компаний, что создало благоприятные условия для реализации самого главного элемента плана структурной перестройки отрасли электроэнергетики. Средства ЕБРР шли также на финансирование строительства новых, более безопасных и эффективных в эксплуатации электростанций, модернизацию уже действующих объектов. Как и прежде, ЕБРР вел широкий диалог с государственными органами, выступая в качестве члена созданного при РАО ЕЭС комитета по стратегии и реструктуризации, что таким образом позволило ЕБРР участвовать в принятии стратегических решений, определяющих темпы проведения приватизации и структурной перестройки отрасли электроэнергетики.
Заметно возросли объемы финансирования ЕБРР корпоративного сектора России: на почти сто новых проектов ЕБРР выделил более 2,3 млрд. евро собственных средств*(10). Указанные проекты реализовывались почти исключительно в российских регионах, за пределами двух федеральных мегаполисов. Примерно половина этих проектов осуществлялась с участием местных спонсоров, а две трети из них приходились на общепромышленный сектор и оказали значительное воздействие на процессы реформирования предприятий и модернизации производственных объектов.
ЕБРР способствовал притоку в корпоративный сектор России крупных объемов ПИИ, передаче специальных знаний и технологий предприятиям в таких ключевых секторах экономики, как автомобиле- и машиностроение, лесное хозяйство, АПК, производство стройматериалов, потребительских товаров, а также фармацевтика, логистика и телекоммуникации. ЕБРР наладил партнерские отношения с важнейшими стратегическими инвесторами из широкого круга стран, в т.ч. США ("Алкоа", "Гардиан"), Япония ("Тойота", "Комацу"), Южная Корея ("Эл-джи электроникс", "Кореан телеком"), Германия ("Фольксваген", "Глобус"), Франция ("Лафарж"), Бельгия ("Сольвей"), Финляндия ("Стора Энсо").
Один из последних проектов ЕБРР в сфере развития лесного хозяйства России называется "Модернизация лесного хозяйства". В одном из регионов, изобилующем лесными ресурсами, ощущается явная необходимость инвестирования в современные технологии для перехода к более эффективным методам использования сырья. Многопроектный кредит ЕБРР в размере 100 млн. евро, предоставленный компании "Стора Энсо", крупнейшему производителю бумаги и картона, является основой долгосрочной региональной инвестиционной программы*(11). Проекты по этой программе будут финансироваться главным образом в отраслях по производству пиломатериалов и гофрированного картона.
В этих отраслях "Стора Энсо" будет внедрять новые производственные методы. Предлагается, чтобы первыми проектами, подлежащими финансированию, были инвестиции в строительство новых лесопилок в Карелии (на северо-западе России вблизи финской границы) и Новгородской области, а также предприятия по производству упаковочных материалов в Поволжье. Эти лесопилки станут первыми в России, которые будут оснащены современным сортировочным и пиловочным оборудованием с числовым программным управлением и системами контроля качества. Следующим проектом будет создание нового предприятия по производству упаковочного гофрокартона для пищевой промышленности.
Таким образом, данный проект открывает перед ЕБРР новое поле деятельности. Это была наша первая долгосрочная сделка по региональному сотрудничеству, и впервые мы синдицировали для этого многопроектную кредитную линию. Это также было нашей первой прямой инвестицией в производство пиломатериалов в России. Данные проекты создадут новые рабочие места в регионе, а также приведут к появлению новых профессий и технологий. Ожидается, что "Стора Энсо" установит наивысшие стандарты охраны окружающей среды, здравоохранения и безопасности, устойчивого ведения лесного хозяйства и корпоративного управления. Также ожидается, что этот проект повысит конкурентоспособность в лесопильной и смежной отраслях, таких как лесозаготовительная, бумажная и деревообрабатывающая.
Одной из приоритетных задач ЕБРР в России всегда являлось оказание поддержки малым компаниям, вносящим большой вклад в процессы диверсификации экономики и обеспечения занятости. Примерно 40% проектов в корпоративном секторе России были реализованы с участием средних компаний-спонсоров. Более того, взаимодействие ЕБРР с крупными спонсорами и реализация с ними масштабных проектов по-прежнему оказывают мощное и благотворное воздействие на деловые перспективы МСП и финансирование их внешнеторговых сделок, в которых они выступают в качестве поставщиков и дистрибьюторов.
ЕБРР по-прежнему занимается мобилизацией средств в крупных объемах для вхождения в капиталы МСП, используя для этого свое участие в фондах прямых инвестиций, которые за 2006-2008 гг. при поддержке ЕБРР внесли более 800 млн. долл. в акционерные капиталы МСП. Собственные инвестиционные средства ЕБРР дополнялись участием других инвесторов в пропорции почти 1:8. С 2005 по 2008 гг. объем портфеля действующих кредитов, выданных микро- и малым предприятиям по каналам Фонда поддержки малого бизнеса России (ФПМБР), увеличился с 530 млн. долл. на 63 тыс. кредитов до 2,14 млрд. долл. США на более чем 106 тыс. кредитов (причем средства ЕБРР составили порядка 200 млн. долл. США, а остальные были привлечены из собственных ресурсов банков-партнеров). В то время как в конце 2005 г. ФПМБР сотрудничал с восемью банками-партнерами, к концу 2008 г. их число возросло до 18*(12).
Также особое внимание уделяется оказанию поддержки российским региональным банкам. Так 15 банков из 36 банковских партнеров ЕБРР в России являются чисто региональными банковскими структурами. Вплоть до начала воздействия кризиса в сентябре 2008 г. на финансовый сектор России ЕБРР оказывал активную поддержку развитию в России процессов секьюритизации активов, беря на свой баланс компоненты данных сделок с более высокой степенью риска, создавая условия и стимулы для привлечения в страну частных иностранных финансовых институтов. С российскими эмитентами было заключено пять сделок по секьюритизации.
ЕБРР играл активную роль в синдицировании кредитов, выводя средние частные российские банки на международные рынки капитала и привлекая иностранный капитал в российскую банковскую систему. За период действия стратегии ЕБРР организовал десять кредитных синдикаций, причем в большинстве случаев с улучшением условий заимствования путем привлечения более широкого круга участников и удлинения сроков погашения.
За последние шесть лет (2004-2010 гг.) также наблюдалось развитие таких важных сегментов рынка, как ипотека и потребительское кредитование, в которых ЕБРР занимал ведущие позиции, предоставляя срочное финансирование первоклассным операторам и внедряя нормы передовой рыночной практики. Кроме того, ЕБРР расширил масштабы своей деятельности в секторе небанковских финансовых организаций, главным образом в областях лизинга, страхования и поддержки фондов прямых инвестиций.
В данной связи совместно с основными рыночными операторами он реализовал ряд проектов, в результате чего стал работать с семью новыми партнерами по лизингу и четырьмя новыми партнерами по страхованию, а также увеличил число фондов прямых инвестиций в России, в которых он участвует, до 14. В интересах развития инфраструктуры рынков капитала ЕБРР в выборочном порядке наладил взаимодействие с ведущими инвестиционными банками и брокерскими компаниями, но это направление его деятельности серьезно пострадало от разразившегося в сентябре 2008 г. финансового кризиса.
В сумме на финансовый сектор и поддержку МСП приходится 30%, что в целом типично для структуры активов ЕБРР*(13).
ЕБРР значительно увеличил объемы рублевого финансирования своих проектов, особенно в финансовом секторе и секторах муниципальной инфраструктуры и электроэнергетики. Это способствовало дедолларизации экономики России и оказало поддержку для клиентов, получающих доходы только в рублях, так как минимизировало их валютно-курсовые риски. В 2006-2008 гг. на рублевое кредитование приходилось в среднем более 20% годовых объемов сделок. Вместе с тем возникшая в последнее время волатильность и высокие уровни ставок MosPrime вызвали у заемщиков временные трудности, которые в будущем можно будет смягчить путем укрепления и расширения индекса MosPrime*(14).
Среди стран операций ЕБРР Россия характеризуется наибольшей энергозатратностью экономики, обладая при этом одним из набольших неиспользованных резервов повышения энергоэффективности. Как следствие этого, в ходе реализации первого этапа Инициативы ЕБРР в области устойчивой энергетики Россия превратилась в крупнейшего получателя средств, выделенных ЕБРР на цели развития устойчивой энергетики. Среди всех стран операций на ее долю приходится 28,3% общего объема совокупных инвестиций на реализацию ИУЭ.
В России с 1995 г. ЕБРР вложил около 7550 млн. евро в проекты устойчивой энергетики, а общая стоимость проектов в 2006-2008 гг. составила более 3,7 млрд. евро. К числу сделок относятся знаковый кредит на сумму 600 млн. евро ведущему в России металлургическому комбинату "Северсталь" на финансирование его стратегической программы повышения энергоэффективности, пилотный кредит российскому банку "Центр-Инвест" для кредитования им проектов энергоэффективности на юге России, 14-летний кредит компании "ГидроОГК" на реконструкцию морально устаревших ГЭС на Волге и Каме*(15). Стимулом или поддержкой для реализации этих проектов стала программа ЕБРР по проведению энерго-аудитов и параллельному оказанию им технического содействия в подборе, структурировании и включении проектов в области устойчивой энергетики в программу финансирования Банка.
Частным примером оперативной деятельности Банка в данной сфере является реализация им проектов в области повышения энергоэффективности между управляющей компанией египетской "Асуанской полтины" и концерном "Силовые машины". Всемирно известная египетская "Асуанская плотина" всегда являлась одним из крупных международных клиентов, желающих воспользоваться опытом России в выработке электроэнергии. Генераторы плотины будут модернизированы концерном "Силовые машины" (КСМ), являющейся самой крупной российской компанией по производству электрогенерирующего оборудования.
Для того чтобы помочь КСМ выполнить этот престижный контракт, как и многие другие, заключенные со столь дальними странами, как Индия, Китай, Вьетнам и Бразилия, ЕБРР предоставляет кредит в 28 млн. евро. Около 40% этой суммы будет использовано КСМ для того, чтобы предложить привлекательные условия платежа другим потенциальным покупателям, что поможет ей найти новые пути выхода на этот конкурентный рынок.
Остальная часть кредита поможет КСМ провести модернизацию своих станций в Санкт-Петербурге и Москве и осуществить меры по повышению энергоэффективности, которые приведут к снижению энергетических потребностей концерна примерно на 30%. Данный кредит ЕБРР является первым долгосрочным финансированием, который концерн получил от западного кредитора. Помимо оказания содействия в реструктуризации концерна этот кредит поможет улучшить корпоративное управление в соответствии с новым российским Кодексом корпоративного управления. Таким образом, будут установлены важные ориентиры для других российских компаний. Проведение аудита энергоэффективности КСМ было профинансировано правительством Греции.
Последние проекты Банка в этой области не столь значимы. В 2009-2010 гг. эти проекты были нацелены на финансирование деятельности частных и государственных проектов по улучшению отопления отдельных районов и городов. Так, в 2009 г. кредит в 350 млн. руб. был получен частной компанией "Таганрог Теплоэнерго" на последовательное расширение деятельности компании и замену старого обогревательного оборудования но новое. Похожим является проект по улучшению отопления в новгородской районе, в соответствии с которым ЕБРР оказало правительству района финансовую помощь в размере 1 млрд. руб. (приблизительно 25 млн. евро) на обновление и улучшение обогревательной инфраструктуры самого города и близлежащих поселений*(16).
Разумеется, здесь были описаны лишь некоторые из наиболее важных и перспективных проектов, реализуемых при финансовой поддержке ЕБРР. Однако даже из таких точечных примеров можно составить представление и роли Банка в развитии отдельных направлений экономики регионов и всей нашей страны.
Г.В. Щегельский,
Международный государственный университет
международных отношений МИД России
"Лизинг", N 2, февраль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об оперативной деятельности ЕБРР в России (справочная информация). - Сайт ЕБРР. - Режим доступа к странице: http://www.ebrd.com/downloads/research/economics/russia.pdf.
*(2) EBRD Annual Report.
*(3) EBRD Annual Report.
*(4) EBRD Annual Report.
*(5) Об оперативной деятельности ЕБРР в России (справочная информация). - Сайт ЕБРР. - Режим доступа к странице: http://www.ebrd.com/downloads/research/economics/russia.pdf.
*(6) Финансирование с ЕБРР [Электронный ресурс]. - Сайт ЕБРР. - Режим доступа к странице: http://www.ebrd.com/pubs/finance/finwebrd/russian/finebrdr.pdf.
*(7) Михайлов К.Л. Иностранные инвесторы в России // Эксперт. - 2008. - N 2. - С. 22-25.
*(8) EBRD Sustainability Report.
*(9) EBRD Financial Report.
*(10) Об оперативной деятельности ЕБРР в России (справочная информация). - Сайт ЕБРР. - Режим доступа к странице: http://www.ebrd.com/downlo ads/research/economics/russia.pdf.
*(11) Об оперативной деятельности ЕБРР в России (справочная информация). - Сайт ЕБРР. - Режим доступа к странице: http://www.ebrd.com/downloads/research/economics/russia.pdf.
*(12) EBRD Financial Report.
*(13) About the EBRD [Электронный ресурс]. - Сайт ЕБРР. - Режим доступа к странице: http://www.ebrd.com/about/index.htm.
*(14) EBRD Financial Report.
*(15) Об оперативной деятельности ЕБРР в России (справочная информация). - Сайт ЕБРР. - Режим доступа к странице: http://www.ebrd.com/downloads/research/economics/russia.pdf.
*(16) Об оперативной деятельности ЕБРР в России (справочная информация). - Сайт ЕБРР. - Режим доступа к странице: http://www.ebrd.com/downloads/research/economics/russia.pdf.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Деятельность европейского банка развития и реконструкции в Российской Федерации
Автор
Г.В. Щегельский - Международный государственный университет международных отношений МИД России
"Лизинг", 2012, N 2
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru