О правовом регулировании труда работников старших возрастных групп в условиях рыночной экономики
Сегодня экономические, социальные, социологические, политические, демографические и прочие условия выступают объективными причинами для выделения в праве категории "работники старших возрастных групп". Поиск эффективных путей решения существующих проблем видится с позиций изменения самих методов и способов регламентации труда таких работников, а в более широких рамках - с позиций выработки государственной политики в области правового регулирования труда работников старших возрастных групп.
В условиях рыночных отношений и тех преобразований, которые переживаются на современном этапе российским обществом и государством, особое значение приобретает выявление эффективных путей оптимизации государственной политики в сфере регламентации трудовых отношений, в том числе с участием работников старших возрастных групп. Подобная оптимизация должна учесть два фактически взаимоисключающих друг друга обстоятельства.
С одной стороны, Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми гуманистическими соображениями по этому поводу. С другой стороны, правоприменительная практика в рыночной экономике (нацеленной на эффективность хозяйствования) характеризуется массовым нарушением конституционных прав и гарантий в отношении работников старшего возраста в виде фактического нежелания работодателей применять труд таких работников, возрастной дискриминации при заключении и расторжении трудового договора, непрекращающихся дискуссий об увеличении пенсионного возраста.
В подобной противоречивой ситуации нельзя просто сформулировать перечень льгот и преимуществ для работников старших возрастных групп в сфере труда. К решению названной проблемы необходимо подойти с иных позиций - с позиций изменения самих методов и способов регламентации труда таких работников, а в более широких рамках - с позиций выработки государственной политики в области правового регулирования труда работников старших возрастных групп.
Каковы же объективные предпосылки для подобной постановки вопроса?
Объективные причины
Во-первых, Конституции РФ 1993 года в ст. 7 закрепила за Россией положение социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Такой подход должен обеспечивать баланс интересов различных слоев и групп населения, создавать равные условия и возможности для самореализации каждого члена общества, в том числе работников старших возрастных групп.
Во-вторых, в условиях перехода к рыночным отношениям проблема использования труда работников старших возрастных групп становится довольно острой. Рыночная экономика приоритетным условием ставит использование эффективного работника, что является причиной массового "выталкивания" работников старших возрастных групп из сферы производства, влияя на стабильность социально-экономической ситуации в стране, углубление кризиса. Возрастает экономическая нагрузка на занятое население, возрастает необходимость поиска дополнительных бюджетных средств на содержание нетрудоспособных граждан.
В-третьих, лица старших возрастных групп - это многочисленная социальная группа, составляющая значительную часть всего населения России. Такой группе присущи специфические сложности на рынке труда: утрата привычного социального статуса, "предпенсионная безработица", снижение конкурентоспособности и неустойчивое материальное положение. Поэтому для социального государства так важно обеспечить защиту лиц с пониженной трудоспособностью не только с позиции улучшения условий пенсионирования, но и с позиций продолжения ими "трудовой жизни".
В-четвертых, увеличение продолжительности жизни, устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения мира (по статистическим данным в России проживают более 30 миллионов старшего трудоспособного населения) обусловливают формирование новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии, признанию ценности их вклада в социальную, экономическую и культурную жизнь страны.
В-пятых, современная демографическая обстановка свидетельствует о низком уровне рождаемости в России, что ведет к "постарению" населения. Так, в 2010 г. на 100 работающих приходилось 77 пенсионеров, и по прогнозным оценкам в 2045 г., при сохранении действующего пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), на 100 работающих будет приходиться 137 пенсионеров [1; 690]. Уже сегодня неблагополучная демографическая ситуация требует максимального использования накопленного человеческого потенциала и, соответственно, продолжения трудовой деятельности опытных квалифицированных кадров.
Все перечисленные условия выступают объективными причинами для выделения в российском праве категории "работники старших возрастных групп" в целях установления им дополнительных гарантий в сфере труда. Однако на сегодняшний день в законодательстве фактически отсутствуют как само понятие такой категории работников, так и признаки дифференциации правового регулирования их труда.
Недостатки правовой политики
К числу немногочисленных правовых норм, закрепленных в Трудовом кодексе РФ в отношении работников старших возрастных групп, можно отнести ст. 3 ТК РФ (устанавливающую запрет дискриминации в сфере труда по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника, в том числе с возрастом) и ст. 128 ТК РФ (обязывающую работодателя по письменному заявлению работающего пенсионера по старости (возрасту) предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью не менее 14 календарных дней).
Подобный немногочисленный "набор" гарантий трудовых прав работников старших возрастных групп (причем не всегда работающий на практике) показывает, что наше государство не проводит разумную правовую политику, учитывающую экономические, социальные, политические, демографические и прочие аспекты жизни общества.
Правовая политика включает в себя деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования через определение целей, задач, направлений и принципов, а также стратегии и тактики его осуществления субъектами политико-правовой системы общества на том или ином этапе исторического развития [2; 245].
В современных условиях развития российского общества нормы трудового права объективно должны стремиться к достижению общей цели - обеспечению согласованного баланса экономического и социального факторов труда (экономической и защитной функции трудового права). Поэтому дифференциация труда лиц старших возрастных групп не может строиться на установлении в законодательстве гарантий для таких работников исключительно в виде императивных норм, обязывающих работодателя.
Законные интересы
В условиях либерализации общественной жизни государство, обеспечивая всеобщность правового регулирования, может и должно так выстраивать механизм регламентации общественных отношений, чтобы гарантировать субъектам возможность саморегуляции в сфере труда.
Соответственно гарантии, льготы и преимущества для работников старших возрастных групп на уровне федерального закона необходимо формулировать исключительно в виде рекомендаций, реализация которых должна осуществляться посредством коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования между работником (работниками) и работодателем. В подобном случае рекомендации будут выступать для работников старших возрастных групп не в виде субъективных прав, а в виде законных интересов.
Примеры фиксации таких интересов на уровне национального законодательства дает Рекомендация МОТ N 162 "О пожилых трудящихся" [3]. В ней, в частности, предлагается:
1) сокращение нормальной продолжительности рабочего дня или рабочей недели пожилых трудящихся, занятых на тяжелых, опасных или вредных работах;
2) постепенное сокращение продолжительности рабочего времени для всех пожилых трудящихся, по их просьбе в течение установленного периода, предшествующего дате достижения ими нормального возраста для получения пособия по старости;
3) увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, принимая за основу выслугу лет или возраст;
4) разрешение пожилым трудящимся организовывать по своему усмотрению свое рабочее время и отдых, в частности, предоставляя им возможность работать неполное рабочее время и по скользящему (гибкому) графику;
5) содействие назначению пожилых трудящихся на работу, выполняемую в обычное дневное время, после определенного количества лет применения их труда на полностью или частично сменной работе.
Закреплением соответствующих законных интересов на уровне нормы права констатируется тот факт, что данному типу поведения субъекта государство, как минимум, не препятствует, а, как максимум, стимулирует самостоятельную деятельность отдельных лиц (их объединений) в правовом поле по максимальному удовлетворению собственных интересов.
Конечно, в рамках законного интереса любому притязанию индивида противостоит право (а не конкретная обязанность) другого лица, и возникают сомнения в надобности формулирования категории законных интересов в нормативных актах.
Но, во-первых, законному интересу лица противостоит общая обязанность всех и каждого уважать его.
Во-вторых, законный интерес может быть напрямую сформулирован в норме права, или поведение носителя законного интереса может строиться на основе всей совокупности правовых норм, принципов, задач, целей, сформулированных законодателем. В этой связи субъекты права получают дополнительные юридические "аргументы", способствующие проявлению своей активности.
В-третьих, общая дозволенность в виде законного интереса устанавливается и охраняется государством, что позволяет в необходимых случаях обращаться за его защитой в компетентные органы (органы по разрешению споров).
Библиография
1. Воронин Ю.В. Проблемы правового регулирования пенсионного возраста как условия приобретения права на пенсию по старости в российском и зарубежном пенсионном законодательстве (сравнительный анализ) // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / Под ред. К.Н. Гусова. - М., 2011. - С. 690.
2. Васильева Т.А., Карташкин В.А., Колесова Н.С., Колотова Н.В., Ледях И.А., Лукашева Е.А., Мизулина Е.Б., Нерсесянц В.С., Пчелинцев С.В., Савицкий В.М. Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М., 2010. - С. 245.
3. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. - Женева, 1991. - Т. II. - С. 1927-1934.
Е. Киселева,
декан юридического факультета, доцент кафедры
трудового права и права социального обеспечения Алтайского института труда и права
Н. Дивеева,
д-р юрид. наук, профессор кафедры трудового права
и права социального обеспечения Алтайского института труда и права
"Вопросы трудового права", N 2, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru